Смекни!
smekni.com

Отношения МВФ и России (стр. 3 из 3)

События, связанные со срывом российской антикризисной программы 1998 г. и правительственным решениям 17 августа 1998 г., явились чувствительным ударом по престижу МВФ. Политика МВФ по отношению к России оказалась под огнем критики, в особенности в кругах республиканской партии и ее сторонников в США.

В общем итоге, как следует из табл. 2 на период 1992-1999 гг. МВФ одобрил семь договоренностей о предоставлении валютных кредитов России (кредитный пакет, одобренный 20 июля 1998 г., рассматривается как единая договоренность) на общую сумму 25,8 млрд. СДР, или 36,6 млрд. дол. Однако в связи с тем, что после 17 августа 1998 г. предоставление средств в рамках договоренностей о расширенном кредите 1996 г. и кредитном пакете 1998 г. было прекращено, а сами эти договоренности утратили силу, фактически по сентябрь 1999 г., т.е. с учетом июльского 1999 г. транша в размере 640 млн. дол., из этой суммы были использованы лишь 22,0 млрд. дол. Кроме того, Россия полностью израсходовала свою резервную позицию в МВФ в размере примерно 1,4 млрд. долларов.

Со временем выяснилось, что реструктуризация российского внешнего долга, осуществленная в 1996 г. не привела к кардинальному разрешению долговой проблемы. График платежей по государственной внешней задолженности с учетом этой реструктуризации предусматривал необходимость платежей в 1999г. в размере 16,74 млрд. дол., в 2000г. – 15,52 млрд. дол., в 2001г. – 14,35 млрд. дол., в 2002г. – 13,69 млрд. дол., и в 2003 – 19,48 млрд. дол. Россия не в состоянии обеспечивать выплату таких средств. Достижение договоренности с МВФ о кредите «стэнд-бай» в июле 1999 г. предоставило возможность осуществить новую реструктуризацию долга.

1 августа 1999г., т.е. спустя несколько дней после одобрения Исполнительным советом МВФ кредита России, было достигнуто соглашение с парижским клубом, задолженность которому на 1 января 1999 г. составила 41,3млрд.дол. Это соглашение предусматривает приостановку платежей на сумму 8 млрд. дол., т.е. оформление рассрочки до 2020 г.

Использование внешних финансовых ресурсов было бы оправдано в том случае, если бы оно послужило толчком для запуска механизма экономического роста, технологической перестройки экономики. Однако этого-то, к сожалению не происходило. Кредиты МВФ, по сути дела, попросту проедались, т.е. направлялись на затыкание бюджетных дыр, обслуживание все возрастающего государственного долга, финансирование импорта предметов потребления. Определенный «вклад» в формирование такой ситуации внесли и некоторые требования, которыми МВФ обуславливало предоставление своих кредитов России.

Условия кредитов

Кредиты МВФ России и другим странам бывшего СССР обусловлены выполнением ряда политико-экономических условий, которые содержаться в разрабатываемых ими совместно с Фондом программах макроэкономической стабилизации и структурных преобразований. При этом МВФ добивается неукоснительной и последовательной реализации согласованных условий.

Требования, с выполнением которых МВФ обычно связывает предоставление своих кредитов, подразделяются на три группы: осуществление мер с целью достижения макроэкономической и финансовой стабилизации; приватизация и другие структурные преобразования экономической системы; либерализация внешнеэкономической деятельности.

Исходя и монетаристской модели макроэкономического равновесия национальной экономики, основной источник нарушения этого равновесия МВФ традиционно видит в дефиците государственного бюджета. Следовательно, в России главным стержнем всех стабилизационных программ было устранение этого дефицита. Однако в условиях глубоко экономического кризиса власти не смогли выполнить этого требования.

Вторым постоянным направлением требований МВФ к России является приватизация государственной собственности и проведение структурных реформ в экономике, а именно:

- всемерное поощрение частного сектора в промышленности и других отраслях национального хозяйства;

- усилие роли рыночных сил в распределении и перемещении производственных и финансовых ресурсов;

- полное устранение административного контроля за ценами и уровнем прибыли предприятий, за исключением, на первых порах, нескольких естественных монополий;

- радикализация земельной и сельскохозяйственной реформы, отмена ограничений на куплю и продажу земли;

- укрепление банковского сектора – усиление эффективности надзора над коммерческими банками со стороны Центрального банка, повышение уровня ликвидности банков, совершенствование платежной системы;

- формирование и развитие финансовых рынков;

- обеспечение для иностранных инвесторов равных с национальными предпринимателями возможностей участия в приватизации собственности.

Третья группа условий кредитов, предоставляемых МВФ России – либерализация внешнеэкономической деятельности. В результате введения внутренней конвертируемости рубля единственным механизмом регулирования внешнеторговых операций стал инструментарий собственно торговой политики: лицензирование, количественные ограничения (квотирование) ввоза и вывоза, экспортные и импортные тарифы. Однако в ходе осуществления согласованных с МВФ установок на либерализацию внешнеэкономической деятельности механизм государственного регулирования этой деятельности был в значительной мере демонтирован.

Результаты взаимоотношений России с МВФ неоднозначны. Оценки этих результатов различаются в зависимости от идеологических установок и методических позиций отдельных общественно-политических сил. Наличие кризисной ситуации вынуждает Россию обращаться к Фонду за кредитами. Однако при этом нужно отдать отчет в том, что до тех пор, пока Россия находится в зависимости от кредитов МВФ, его воздействие продолжает оставаться существенным фактором формирования ее макроэкономической, структурной и социальной политики.

Список литературы

1. "Международные валютно-кредитные и финансовые отношения" – под. ред. Красавиной Л.Н. / 1994

2. Носкова И.Я., Максимова Л.М. “Международные экономические отношения”, Москва, 1995

3. Смыслов Д. В. Международный валютный фонд: на рубеже столетия. Российский аспект.//Деньги и кредит – 1999 – №10, 12