Смекни!
smekni.com

Проблема создания Таможенного союза (стр. 2 из 3)

В лице ЕврАзЭС страны создали межгосударственную структуру, которая поставила перед собой главную задачу – достижение глубокой экономической интеграции. Ее осуществление предполагает три логических этапа: создание зоны свободной торговли, формирование Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Последовательность этих стадий экономической интеграции в рамках ЕврАзЭС в целом соблюдается. Положительная динамика развития Сообщества позволила главам государств принять в августе 2006 года решение о создании Таможенного союза и Единого экономического пространства. Таможенный союз на начальном этапе формируется тремя государствами – Беларусью, Казахстаном и Россией. Присоединение к нему Киргизии, Таджикистана и Узбекистана будет происходить с учетом степени готовности их экономики. На состоявшемся в г. Душанбе в октябре 2007 года заседании Межгоссовета ЕврАзЭС главами государств подписаны основополагающие документы по формированию Таможенного союза:

· Протоколо внесении изменений в Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года;

· Договор о Комиссии таможенного союза;

· Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза;

· Протокол о порядке вступления в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним.

Это основополагающие документы, необходимые для формирования институциональной структуры Таможенного союза. Они же определяют механизм присоединения к Таможенному союзу других государств. Все принятые документы отвечают международным принципам, признанным нормам и правилам, закрепленным в многосторонних соглашениях Всемирной торговой организации.

Межгоссовет ЕврАзЭС наделен функциями высшего органа Таможенного союза. Учрежден постоянно действующий регулирующий орган – Комиссия Таможенного союза. Комиссия в пределах своих полномочий принимает решения, имеющие обязательный характер для Сторон. Голоса между Сторонами в Комиссии распределены следующим образом:

· Республика Беларусь – 21,5%,

· Республика Казахстан – 21,5%,

· Российская Федерация – 57%.

Таким образом, впервые главы государств согласились передать часть своих полномочий наднациональному органу. Предложение решить проблему создания Таможенного союза с использованием наднационального органа – это эффективное применение площадки Сообщества, поскольку ЕврАзЭС выступает здесь так же, как Евросоюз для европейских стран - свободным, независимым и объективным арбитром процесса интеграции.

Ключевыми точками в работе по созданию Таможенного союза являются: 1 января 2010 года, 1 июля 2010 года и 1 июля 2011 года.

К 1 января 2010 г. в основном сформирована правовая база Таможенного союза и принято более 40 международных договоров, введены единые для трех стран таможенно-тарифное и нетарифное регулирование торговли товарами с третьими странами, Комиссии Таможенного союза переданы функции по определению параметров таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.

С 1 июля 2010 года начал функционирование второй этап: Беларусь, Казахстан и Россия формируют единую таможенную территорию, на которой действует Таможенный кодекс Таможенного союза. Знаковым событием в этом плане стало подписание главами государств 5 июля 2010 года в г. Астане пакета документов, в числе которых Совместное заявление президентов Беларуси, Казахстана и России о вступлении в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза для трех стран с 6 июля 2010 года.

1 июля 2011 года - это завершающий элемент формирования единой таможенной территории, в пределах которой обеспечивается свободное перемещение как товаров, произведенных в странах Таможенного союза, так и товаров, происходящих из третьих стран.

Осуществление в полном объеме в согласованные сроки последовательности шагов по созданию единой таможенной территории усилит конкурентные позиции стран-участниц Таможенного союза в рамках Единого экономического пространства (далее – ЕЭП), договоренность о создании которого была достигнута на неформальном саммите глав государств Таможенного союза в декабре 2009 г. Утвержден План действий по формированию ЕЭП к началу 2012 г., включая формирование общего энергетического рынка и единого транспортного пространства.

План действий по формированию ЕЭП предполагает разработку, принятие и введение в действие 20 международных договоров, которые составляют правовую базу ЕЭП. Все документы разделены на два пакета. При этом на первом этапе должно быть обеспечено формирование единой таможенной территории, как ключевого элемента создания единого товарного рынка, а первый пакет из 14 соглашений, содержащих единые базовые правила внутреннего регулирования экономик, должен быть введен в действие до 1 июля 2011 года.

Завершается формирование ЕЭП к 1 января 2012 года введением в действие второго пакета из 6 соглашений, определяющих единые правила в конкретных секторах экономики. На этом завершающем этапе устанавливаются единые принципы валютной политики, включая вопросы введения единой валюты.

Таможенный союз: перспективы развития

Как отмечалось выше, с 1 июля 2010 года начал действовать Налоговый кодекс Таможенного союза (ТС) в рамках ЕврАзЭС. За прошедшее время много сказано о пользе организации для стран, которые в нее входят (Белоруссия, Казахстан, Россия), и совсем чуть-чуть о перспективах ее расширения. В этой связи хотелось бы поговорить о том, в какой степени отражается создание и развитие Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии на их коллегах по СНГ в Центральной Азии.

Страны, о которых идет речь, являются импортерами российских и казахских энергоносителей, прежде всего, нефтепродуктов. Соответственно, с введением более высоких пограничных тарифов, которыми сопровождается любой таможенный союз, цена на этот тип товаров возросла на порядок. Могу сказать, что пограничные ценовые накрутки теперь сопоставимы со стоимостью собственно нефтепродуктов. Это самым серьезным образом отражается на экономике Киргизии, Таджикистана и Узбекистана.

Киргизия и Таджикистан, кстати, уже несколько раз обращались к странам ТС с просьбой снизить для них цены. Если цена так и не будет снижена, то три страны ждет галопирующая инфляция, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Для Киргизии есть еще одно существенное последствие. Раньше значительная доля доходов шла в бюджет этой страны от реэкспорта дешевого китайского ширпотреба, в основном текстиля. Являясь членом Всемирной торговой организации (ВТО), она закупала ткани и одежду в Поднебесной и гнала их в Казахстан со значительными прибылями. В рамках ТС реэкспорт из третьих стран запрещен, в Казахстан и Россию можно ввозить только те товары, которые произведены непосредственно на территории Киргизии. Многих бизнесменов в Бишкеке это может привести к разорению. Подобные проблемы по отдельным видам продукции есть и у Таджикистана, и Узбекистана.

В перспективе присоединение к ТС новых стран в Центральной Азии очень вероятно. Но дело в том, что Таможенный союз еще только формируется. Взять хотя бы Белоруссию. Она все время торгует своими обязательствами в рамках ТС. Я имею ввиду попытки Минска привязать какие-то вопросы двусторонней российско-белорусской повестки дня к проблемам из компетенции ТС. Прежде чем расширяться, Таможенный союз еще должен преодолеть болезни роста.

Последствия создания ТС для Киргизии, Таджикистана и Узбекистана будут улаживать путем двусторонних соглашений этих стран с Россией и Казахстаном. Мне кажется, что страны – члены ТС пойдут на снижение тарифов на некоторые товары, но – в обмен на некие уступки по политическим вопросам. Что это будет, пока не ясно, но есть свидетельства того, что ситуация уже развивается в этом направлении. К примеру, таджикский президент Эмомали Рахмон во время своей недавней встречи в Сочи с президентом России Дмитрием Медведевым был необычайно уступчив. Встреча была неформальной и никаких документов на ней не подписывалось, тем не менее, ее общий тон был теплым. Я не исключаю, что дешевые нефтепродукты Россия сможет «обменять» на аэропорт Айни, которой давно хочет заполучить для себя ОДКБ.

В случае с Киргизией предметом торга может быть, к примеру, доля в крупном предприятии советской оборонки «Дастан» или акциях других киргизских фирм. Возможно, проблема будет частично решаться путем выдачи импортерам нефтепродуктов кредитов. Заявления о возможности кредитования киргизской экономики Россией, чтобы та могла платить за энергоносители, уже несколько раз делали российские чиновники.

В целом мне кажется, что южные соседи Таможенного союза пока что проиграли от его создания, так как приемлемые тарифы им придется на что-то обменивать.

Что касается Украины, то польза от создания зоны свободной торговли (ЗСТ) с Евросоюзом для Украины будет гораздо больше, чем от вступления в Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана.

Такое мнение высказал директор Европейского центра международной политической экономики Фредрик Эриксон в ходе экспертного опроса Института Горшенина.

«Европейский рынок почти в 4 раза превосходит по размеру рынок Таможенного союза, в котором состоят Россия, Казахстан и Беларусь. Потребительский потенциал ВВП на душу населения в Европе намного больше, чем в России, не говоря уже о Казахстане или Беларуси. Поэтому, если Украина хочет определить свою торговую политику для лучшего доступа к рынкам, где показатели потребления самые высокие, она должна двигаться к Западу и смотреть на Европу, потому что именно здесь для нее лежит потенциал увеличения объемов продаж и экспорта. Это объясняется тем, что инвестиционный потенциал в Европе намного выше, чем в России, Беларуси и Казахстане», - сказал Ф.Эриксон.