Смекни!
smekni.com

Реальный и денежный финансовый сектор в экономике (стр. 2 из 2)

Основная часть инвестиционных ресурсов формируется финансовой системой, исходя из существующей системы оценок будущих доходов, тем самым финансовые учреждения могут как стимулировать, так и препятствовать процессу капитальных вложений. Таким образом, для получения эффективной оценки взаимодействия реального и финансового секторов экономики феномен рыночного финансирования должен присутствовать изначально и рассматриваться значительно шире, чем просто вспомогательный механизм. В условиях асимметрии информации компании вынуждены платить премию за финансирование, которая зависит от состояния балансов компаний, то есть для компаний с более высоким уровнем долга стоимость новых финансовых ресурсов будет выше, чем для компаний с меньшим объемом заложенности, что позже сказывается на их развитии.

Одним из примеров такого подхода служит концепция «финансового акселератора» разработанная Б. Бернанке, М. Гертлером и С. Гилхристом, согласно концепции, премия финансирования находится в обратной зависимости от чистой стоимости активов компании, то есть происходит сокращение активов, следом начинает падать стоимость компаний. В данной ситуации асимметрию информации в большей мере ощущают финансовые учреждения, в связи с тем, что уже не могут опираться на данные о чистой стоимости активов компаний реального сектора. Поэтому, на изменение «финансового акселератора» более остро реагируют компании, имеющие наименьший доступ к финансовым ресурсам, чем те, которые имеют широкие возможности финансирования.

Таким образом, взаимодействие реального и финансового секторов экономики на основе теории асимметрии информации показывает, что финансовый сектор является важным элементом рыночной экономики, а информационная природа рыночного финансирования определила институциональную обусловленность этого процесса. В свою очередь развитие кредитно-банковских учреждений не может осуществляться без реального сектора. Также, по нашему мнению, асимметрия информация связана с процессом ограниченной познавательной способности индивидов, так как невозможно собрать необходимый и достаточный объем информации и обработать эту информацию оптимально, что обуславливает появление определенных правил, призванных упростить процесс получения и обработки информации и тем самым понизить уровень неопределенности, а также информационных посредников. Этот процесс приводит к появлению в обществе институтов, «правил поведения, которые структурируют человеческое взаимодействие и тем самым ограничивают набор выборов, с которыми сталкиваются индивиды»[5]. Взаимодействие реального и финансового секторов экономики зависит от того, как успешно институциональная система собирает информацию необходимую для рыночного финансирования, обеспечивает защиту и достоверность информации.

Итак, не смотря на разнообразие теоретических подходов исследования взаимодействия финансового и реального секторов экономики единства мнений до сих пор нет. С одной стороны, особая роль новаторов и распространение нововведений на протяжении последних десятилетий развития российской экономики сдерживается именно из-за отсутствия оптимального взаимодействия финансового и реального секторов экономики выражается в неразвитости финансовых механизмов для перехода на качественно новый инновационный уровень развития. С другой стороны, остается неясным механизм взаимосвязи изменений в финансовой системе и реальном секторе, то есть роль институциональных и финансовых условий инвестиционного процесса в условиях перехода на этап инновационного развития. В этих целях необходимо оценить возможные и необходимые экономические и социальные издержки перехода к новому инновационному этапу развития, так как нельзя исключать и тот факт, что при загрузке мощностей и качестве производственных фондов переход на качественно новый инновационный уровень развития может смениться нежелательным спадом.