Смекни!
smekni.com

Брик история появления и современные реалии (стр. 1 из 3)

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В.ЛОМОНОСОВА

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«БРИК: ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ»

СТУДЕНТКИ 311 ГРУППЫ

КОСТИКОВОЙ СВЕТЫ

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

ЗУБЕНКО В. А.

В последнее время очень часто средства массовой информации пестрят заголовками: « в Бразилии соберутся представители группы БРИК», «БРИК пополнит бюджет скудеющего Международного валютного фонда», «страны БРИК сделали совместное заявление по поводу глобальной продовольственной безопасности» и т.п. В середине октября в интернет-изданиях можно было прочесть: «Россию считают самозванцем в списке стран БРИК», «страны БРИК: четыре минус один». Мне захотелось разобраться: как появился термин «БРИК», что представляет собой это объединение, и почему сейчас Россию не признают действительным членом?

ЧТО ТАКОЕ «БРИК»?

Как выяснилось, термин «БРИК» появился задолго до первой встречи лидеров стран Бразилии, России, Индии и Китая. Впервые аббревиатура «БРИК» (от англ. BRIC) была использована в ноябре 2001 года в аналитической записке банка Голдман Сакс. (Goldman Sachs- один из крупнейших в мире коммерческих банков, до сентября 2008 года инвестиционный банк). Таким способом они сократили название 4 быстро развивающихся стран: Бразилия, Россия, Индия и Китай (Brazil, Russia, India, China). По мнению Голдман Сакс, к 2050 году суммарно экономики этих четырёх стран по размеру превысят суммарный размер экономик самых богатых стран мира (Большой семёрки).

Последовательность букв в слове определяется не только благозвучием. Слово в английской транскрипции BRIC очень похоже на английское слово «brick» — «кирпич», поэтому данный термин решили использовать в качестве обозначения группы стран, за счёт роста которых во многом будет обеспечиваться будущий рост мировой экономики и фондовых рынков в частности.

ПОЧЕМУ ИМЕННО БРАЗИЛИЯ, ИНДИЯ, РОССИЯ И КИТАЙ?

Члены БРИК характеризуются как наиболее быстро развивающиеся крупные страны, выгодное положение им обеспечивает наличие большого количества важных для мировой экономики ресурсов. Бразилия богата сельскохозяйственной продукцией, Россия – крупнейший в мире экспортер минеральных ресурсов (в первую очередь – нефти и газа), в Индии и Китае – дешевые трудовые и интеллектуальные ресурсы. В октябре 2003 года экономисты Голдман Сакс Доминик Вильсон и Рупа Пурушотхаман опубликовали доклад: «Мечтая вместе с «БРИК» : Путь к 2050 г.», где они высказали гипотезу о том, что к 2050 г. лидирующую роль в глобальной экономике будут играть 4 незападные страны: Бразилия, Россия, Индия и Китай.

Согласно данному прогнозу, к 2025 г. ВНП Бразилии, России, Индии и Китая составит половину от ВНП 6 самых крупных экономик современного «западного» мира, сокращенно, «G6» (США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия). К 2040 г. страны «БРИК» будут иметь ВНП больший, чем страны «G6». (См. График 1 в Приложениях).

По прогнозу экономистов Голдман Сакс ВНП Китая к 2050 г. составит 44, 45 (все цифры даются в млрд. долл. США); США – 35, 16; Индии – 27,8; Японии – 6,67; Бразилии – 6,07; России – 5,87; Великобритании – 3,87; Германии – 3,6; Франции – 3,15; Италии – 2,06. Голдман Сакс предсказывает, что Китай и Индия будут доминирующими глобальными поставщиками товаров промышленного назначения и услуг, в то время как Бразилия и Россия станут также доминирующими поставщиками сырья. У БРИК есть потенциал сформировать сильный экономический блок — наподобие государств «Большой Восьмёрки». Бразилия является доминирующей в производстве сои и железной руды, в то время как Россия располагает огромными поставками нефти и природного газа. Тезис Голдман Сакс утверждает, что предметы потребления, работа, технологии и компании отдаляются от США как от своего центра.

Основу для прогнозов о столь оптимистичном развитии экономик БРИК составляет экономический рост в Китае. Однако относительное положение других экономик БРИК дало уже тогда скептикам основание сомневаться в прогнозе Доминика Вильсона и Рупы Пурушотхамана. В частности, гипотеза о БРИК была обсуждена в серии передач Всемирной службы радио BBC в октябре – ноябре 2005 г., в которой принимали участие ведущие мировые эксперты. Они заметили, что существующие экономические тенденции действительно могут позволить Китаю занять место глобального лидера в области промышленного производства, а Индии (что, правда, несколько менее вероятно) – области сервиса и информационных технологий. В то же время, экономики России и Бразилии сохраняют сырьевую ориентацию[1], что не сможет, без существенных качественных перемен, обеспечить этим странам места в группе мировых экономических лидеров. По мнению экспертов, приглашенных BBC, в России и Бразилии отсутствуют ключевые предпосылки для подобного «прорыва»: эффективное управление, стабильные и предсказуемые «правила игры». Более того, Россия, будучи частью «глобального Севера», в отличие от остальных стран БРИК, сталкивается с катастрофическим демографическим кризисом[2], а ее интеллектуальный потенциал в значительной мере недоиспользован и имеет устойчивую тенденцию к снижению.

В 2004 году экономисты Голдман Сакс опять сделали сообщение о странах БРИК. Основное внимание они уделили экономикам Индии и Китая. Согласно отчёту, вначале Китай, а десятилетие спустя и Индия начнут доминировать над мировой экономикой. Всё же, несмотря на рост, средний уровень богатства людей в более развитых экономиках продолжит опережать этот средний показатель в странах БРИК. Голдман Сакс оценивает, что к 2025 доход на душу в шести самых густонаселённых странах ЕС превысит 35 000 $, тогда как приблизительно только у 24 миллионов человек в БРИК будут подобные уровни дохода. Огромное население БРИК создаёт относительную лёгкость для затмения совокупного богатства «Большой Шестёрки», в то время как уровни дохода на душу населения остаются далеко ниже нормы современных промышленно развитых стран. Отчёт также выдвигает на первый план большую неэффективность Индии в использовании энергии и упоминает о значимой недопредставленности экономик Индии и Китая на глобальных рынках капитала.

В 2007 году экономисты снова заинтересовались Индией. Тушар Поддар и Ева И отмечают: «У Индии есть 10 из 30 наиболее быстро растущих городских областей в мире и, основываясь на происходящих тенденциях, мы оцениваем, что массивное число в 700 миллионов человек двинутся в города к 2050. Это будет иметь существенное значение для спроса на городскую инфраструктуру, недвижимость и услуги.» В пересмотренных числах 2007 года, основанных на увеличенном и удерживающемся росте, большом притоке в иностранном прямом инвестировании, Голдман Сакс предсказывает, что «с 2007 до 2020, валовой внутренний продукт Индии на душу населения, выраженный в долларах США, будет учетверен» и что индийская экономика превзойдет Соединённые Штаты к 2043.

А что же Россия? Международные экономисты особо не акцентировали внимание на нашей стране, даже наши министры не рассматривали ее отдельно от БРИК (к сожалению, мы развиваемся не такими быстрыми темпами) - в 2008 г. на встрече «финансовой 20-ки» министр финансов РФ Алексей Кудрин после переговоров со своими коллегами из Бразилии, Индии и Китая сделал заявление: «Согласно новому прогнозу МВФ, станы БРИК будут иметь абсолютно положительный рост, а такие страны, как США и Еврозона, будут иметь отрицательный рост, то есть падение ВВП, чего не было уже более 20 лет», - сказал он. По его словам, состояние мировой экономики и ее «самочувствие» в ближайшее время будет очень сильно связано с развитием БРИК. «Конечно, и мы почувствуем снижение ВВП развитых стран, так как страны БРИК увязаны в мировую экономическую и хозяйственную систему, и поэтому наша задача - смягчить это влияние», - отметил Кудрин. Одной из главных мер по противодействию финансовому кризису в среднесрочной и долгосрочной перспективе ведущие финансисты стран БРИК считают увеличение экономической интеграции стран блока. «Речь идет об обмене товарами и взаимном инвестировании. Такая позиция усиливает устойчивость наших стран», - считает Кудрин.

СОТРУДНИЧЕСТВО БРАЗИЛИИ, РОССИИ, ИНДИИ И КИТАЯ.

На момент появления термина «БРИК» Голдман Сакс никак не предполагал, что эти четыре страны смогут образовать некий экономический блок или официальную торговую ассоциацию, как Европейский союз. Но со временем появились признаки, что страны БРИК стремятся преобразовать свою растущую экономическую власть в некое геополитическое влияние, создать политический клуб. Налаживание политических взаимосвязей в рамках БРИК началось в сентябре 2006 года, когда во время 61-й сессии ООН в Нью-Йорке состоялась встреча министров иностранных дел четырёх стран. В дальнейшем произошло ещё четыре встречи, включая полноформатные встречи в Екатеринбурге 16 мая 2009 года и в Бразилии 16 апреля 2010 года.

Я бы хотела уделить свое внимание последним двум встречам. В Екатеринбурге встретились лидер Бразилии – Луис Инасиу Лула да Силва, президент России – Дмитрий Медведев, лидер Индии – Манмохан Сингх и руководитель Китайской Народной Республики - Ху Цзиньтао. В ходе саммита было принято два заявления: совместное заявление лидеров стран БРИК и совместное заявление стран БРИК по глобальной продовольственной безопасности.

Первый документ состоит из 16 пунктов и является результатом дискуссий по актуальным проблемам мирового развития и перспектив дальнейшего укрепления взаимодействия в рамках БРИК. Большинство из них, на мой взгляд, содержат формальные общие слова, к примеру: «1. Мы подчеркиваем центральную роль, которую играют саммиты «Группы двадцати» в противодействии финансовому кризису. Они укрепили сотрудничество, координацию политики и политический диалог, касающиеся международных экономических и финансовых вопросов». Вполне логично, что саммит G20 важен, так как противостоять финансовому кризису в одиночку невозможно. Или, например, пункт 11: « Мы подтверждаем намерение продвигать сотрудничество между нашими странами в области науки и образования, в том числе в целях проведения фундаментальных исследований и разработки передовых технологий» - но нет никаких конкретных проектов, во всяком случае, мне не удалось найти информацию по этому сотрудничеству.