Смекни!
smekni.com

Государственная власть: понятие, функции и свойства (стр. 3 из 8)

Концепция, отождествляющая государственную власть с самим государством или органами государства. Эту концепцию во многом предопределил Ф.Энгельс, который писал: «Общество создает себе орган для защиты своих общих интересов от внутренних и внешних нападений. Этот орган есть государственная власть. Едва возникнув, он приобретает самостоятельность по отношению к обществу и тем более успевает в этом, чем более он осуществляет господство этого класса».[9]

В настоящее время данный подход используется для формализации понятия государственной власти. Отождествления государственной власти с органами государства наиболее удобно для рассмотрения государственной власти в качестве правового института. Если исходить из данной концепции, то система государственной власти выступает как система государственных органов.

Однако данный подход не совсем корректен. Если говорить об отождествлении понятий государственной власти и государства, то последнее понятие более широкое и включает государственную власть лишь в качестве своего институционального признака. Если соотнести государственный орган и государственную власть, то они взаимодействуют как форма и содержание. Правильнее рассматривать орган государства как форму реализации государственной власти.

Концепция, рассматривающая государственную власть как совокупность полномочий. А.Ф.Малый утверждает, что анализ норм Конституции РФ позволяет прийти к выводу о преобладающем понимании государственной власти как совокупности полномочий, реализуемых специально учреждаемыми органами.[10] Система государственной власти в рамках данного подхода также отождествляется с системой государственных органов. Действительно, исходя из определений государственной власти как совокупности полномочий, достаточно просто объяснить разделение власти по вертикали и по горизонтали, а также раскрыть понятие единства государственной власти.

В данной концепции несколько спорных моментов. Во-первых, не раскрыта природа государственной власти, ее основа. Во-вторых, не совсем ясно назначение государственной власти при ее рассмотрении в качестве совокупности полномочий. В-третьих, не определены категории субъект и объект государственной власти.

Сопоставление существующих учений о природе государственной власти позволяет выделить несколько моментов, которые способствуют формулированию понятия государственной власти:

1. Все концепции сходятся в вопросе о том, что составляет сущностную основу государственной власти к власти вообще. Центральным элементом государственной власти является категория подчинения. В разных концепциях она носит разные наименования: категория господства в силовой концепции, подавление или «присвоение чужой воли» в волевой трактовке, элемент субординации в функциональном подходе и т.д. Несмотря на разное звучание, смысл категории подчинения остается неизменным: одна сторона властного отношения подчиняет себе другую.

2. В вопросе, как реализуется сущность государственной власти, концепции значительно расходятся. Одни концепции исходят из необходимости обеспечения насильственного подчинения, по сути, сводя сущность государственной власти к применению государственного принуждения. Соответственно силу власти определяя как силу аппарата государственного принуждения. Другие концепции стоят на позициях сбалансированного применения методов принуждения и убеждения, не абсолютизируя ни один из них. Третьи обосновывают позицию, что только добровольное подчинение государственной власти со стороны индивидуумов и гражданского общества создает возможность для эффективной реализации государственной власти.

3. От решения вопроса о том, как, какими методами реализуется государственная власть, зависит соотношение сторон властеотношения, их содержание. Традиционным подходом для большинства концепций является выделение субъекта и объекта государственной власти. Субъект - это активное подчиняющее начало, а объект - это подчиняющаяся пассивная сторона.

Все названные подходы объединяет то, что они представляют собой попытку определить сущность государственной власти, ее систему и методы реализации. Ни одно определение государственной власти не работает как универсальное, базовое и ни одно из них не может быть отвергнуто, каждое из них отражает какую-то одну сторону, момент существования и действия власти. Получается, что современная правовая наука предпочитает плюрализм в определении государственной власти. Действительно, понимание государственной власти - это вечная и важная проблема, так и не получившая до сегодняшнего дня бесспорного разрешения именно обращение ко всем вариантам определения власти способствует более полному и всесторонней разработке и анализу государственной власти.

Раскрывая сущность государственной власти не возможно не сказать о единстве и разделении властей. Обе концепции – единства и разделения имеют достаточно продолжительную историю. При этом единство власти в большинстве государств рассматривается с точки зрения единства источника и целей функционирования различных властных институтов.

Концепция единой государственной власти, отрицающей разделение властей характерна для диктаторских режимов Нового времени, особенно для тоталитарных диктатур ХХ века. В этих государствах закреплено институционное единство власти, то есть принадлежность всей полноты власти одной ветви (системе органов). При этом этот орган власть не с кем не делит. Такой подход имел место в России в советский период. Сегодня он закреплен в отдельных социалистических государствах – КНР, КНДР, Куба.

Как основополагающий принцип составного учения о демократическом государстве концепция разделения властей впервые была сформулирована Д. Локком и развита в последствии Ш.Монтескье. Она предполагает институционное распределение единой государственной власти между различными ветвями (органами). Традиционными ветвями считаются: законодательная, исполнительная, судебная. В свою очередь самостоятельные ветви государственной власти не являются изолированными – демократическое единство, в котором закреплена данная концепция, не мыслимо без развитой системы взаимодействия различных органов государственной власти, системы сдержек и противовесов.

Непреодолимой грани между единством и разделением властей нет и быть не может. Более того, в некоторых государствах исповедуется и закреплен принцип – единства и разделения государственной власти. Многие считают, что такой подход закреплен в Конституции Российской Федерации.

Власть в Российской федерации едина, едина по источнику (многонациональный народ) и цели деятельности (обеспечение прав и свобод). В то же время для удобства функционирования единая государственная власть в России разделена между различными органами, которые являются самостоятельными в пределах своей компетенции, взаимодействуют между собой, поддерживают необходимый баланс власти. В статье 10 Конституции Российской Федерации установлено: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную. Органы законодательной, исполнительной, судебной власти самостоятельны».[11]

В соответствии с Конституцией России носителем суверенитета и единственным источником власти в России является многонациональный народ, который участвует в осуществлении власти в двух основных формах – непосредственной (всеобщие выборы, референдумы) и опосредованной (через органы государственной власти и органов местного самоуправления).


2. Признаки государственной власти

Для более полного и глубокого анализа государственной власти необходимо выделить ее характерные черты и особенности.

Государственная власть - это суверенная власть, то есть автономная, самостоятельная, независимая и высшая, верховная власть. Государственная власть выделена из системы всех других отношений членов данного государства, отделена, отчуждена, автономна, самостоятельна, независима от них и всех других форм власти.

Суверенность государственной власти означает также, что по сравнению с другими формами власти внутри государства она есть высшая, верхняя, верховная власть, а по отношению к власти любого другого государства - равноправное с ней положение. Подобным образом понимал суверенность государственной власти, например, Ж. Боден. Суверенитет, утверждает Ж. Боден, есть абсолютная и постоянная власть, которую римляне называют величием, достоинством, означающим высшую власть повелевать и которую народ может передать одному из граждан без всяких ограничений[12].

Верховенство и, следовательно, суверенность государственной власти проявляется в том, что субъекты государственной власти, в отличие от субъектов других форм власти, наделены определенными прерогативами, исключительными (монопольными) правами и обязанностями. Ж. Боден выделил пять отличительных признаков суверенитета государственной власти: издание законов, адресуемых всем без исключения подданным и учреждениям государства; решение вопросов войны и мира; назначение должностных лиц; действие в качестве высшего суда, суда, в последней инстанции; помилование[13].

Рассматривая государственную власть с точки зрения прерогатив, исключительных, монопольных прав и обязанностей, которыми наделены её субъекты, современная правовая наука может следующим образом определить особенности, отличительные признаки, свойства, характеристики государственной власти. Прежде всего, государственная власть - это власть, субъекты которой обладают исключительными, монопольными правами и обязанностями представлять, выражать, символизировать, олицетворять всё государство в целом и всех его членов.