Смекни!
smekni.com

Производственный процесс 4 (стр. 5 из 7)

Те характеристики производства, которые мы рассмотре­ли, носят своего рода «вечный» характер. Сейчас же нам пред­стоит познакомиться с переменчивыми тенденциями процесса производства.

Различают два типа развития производства — «экстенсив­ный» и «интенсивный»: первый происходит за счет количественного прироста уже используемых средств производства; второй — за счет качественного обновления средств произ­водства (в результате внедрения новой, более эффективной тех­нологии). В реальности эти типы сочетаются, и поэтому пра­вильнее говорить о «преимущественно экстенсивном» (или «пре­имущественно интенсивном») развитии производства.

В ходе производства предприятия испытывают воздейст­вие двух противоположных тенденций: укрупнения («концен­трации») и разукрупнения («деконцентрации»).

Концентрация производства — это сосредоточение средств производства и рабочей силы на крупных предприяти­ях. Она удешевляет производство и придает выпуску продук­ции массовый масштаб.

В то же время мелкие предприятия обладают рядом объек­тивных преимуществ. Они оперативнее реагируют на измене­ния в технологии производства, мобильнее откликаются на рыночный спрос, могут экономить на управленческих расхо­дах, и т. д.

Свою жизнеспособность мелкие предприятия доказывают во всех странах. Конечно, если судить по числу мелких пред­приятий, то картина будет в пользу мелких фирм, но если по удельному весу продукции — то в пользу крупных. В разные периоды и для разных отраслей мера оптимальной концентра­ции неодинакова и подвижна. В экономической науке возник­ли даже две концепции — «теория большого бизнеса» и «тео­рия мелкого бизнеса», дискуссия между которыми идет с пере­менным успехом.

Анализ концентрации и деконцентрации производства ва­жен потому, что они составляют соответственно материальную основу двух вечно противоборствующих тенденций рыночной экономики — монополизма и конкуренции.

Концентрация производства порождает новую тенденцию — стремление предприятия к самообеспечению (посредством со­средоточения в его рамках всего цикла операций по изготовле­нию данного товара). Эта тенденция в экономической теории известна под названием «вертикальной интеграции».

Сегодня в развитых рыночных странах преобладает проти­воположная тенденция — вертикальная дезинтеграция, когда подразделения крупного предприятия становятся самостоятель­ными предприятиями. Внутрифирменные поставки в этом слу­чае сменяются рыночными сделками. Доказано, что отноше­ния купли-продажи между независимыми фирмами более эф­фективны, чем внутрифирменные поставки.

Отказ от вертикальной интеграции оборачивается возраста­нием роли рыночных факторов. Почему? Да потому, что при том же объеме производства возрастает абсолютное число «про­давцов» и «покупателей», следовательно, растет и объем «эко­номики».

Вертикальная дезинтеграция существенно меняет состав потребителей, а с ним — и характер движения продукции: те­перь к «конечным» покупателям присоединяется армия «про­межуточных», внося рыночную эффективность в те сферы, где ее не могло быть при вертикальной интеграции.

В свою очередь вертикальная дезинтеграция породила но­вое явление, получившее название «диверсификация» (разнооб­разие). Так стало обозначаться расширение номенклатуры про­изводимой предприятием продукции. В условиях насыщения рынка предложением и обострения конкуренции диверсифика­ция придает фирме дополнительную коммерческую устойчи­вость. Диверсификацию можно рассматривать как своеобраз­ную компенсацию за вертикальную дезинтеграцию.

Производству присущи кризисы. Их причины, природа и последствия — очень сложный и обширный вопрос. Нам сей­час важно уяснить, что такое кризис, и каков его механизм.

«Кризис производства» — это временное падение объ­ема производства в результате перепроизводства продукции, не соответствующей натуральным потребностям или платеже­способным возможностям общества.

Кризис — это «вечная боль» и экономики, и экономической теории. Поиск средств, предотвращающих кризис и миними­зирующих его негативные последствия, — одна из централь­ных проблем экономической теории.

Производство всегда имеет вид «воспроизводства», под ко­торым понимают непрерывно возобновляемый процесс произ­водства. Благодаря этому в той или иной мере воспроизводятся все отмеченные характеристики (тенденции) производства.

Воспроизводство придает производству циклический харак­тер, заставляя его двигаться в кругообороте «воспроизводствен­ных» фаз (производство-----> распределение-----> обмен-----> по­требление).

Производство — это процесс непосредственного создания материальных и духовных ценностей. Его цель — удовлетво­рение потребностей индивида и общества. Поэтому, если «само производство» — исходная, то потребление — конечная фаза воспроизводства. Однако лишь Робинзон Крузо счастливо со­четал в одном лице и «производителя», и «потребителя». Обычно же производитель и потребитель разъединены и пространствен­но, и во времени. В условиях такой разъединенности необхо­димо возникают еще две особые, промежуточные, связываю­щие производство и потребление фазы: а) фаза, распределения результатов производства и б) фаза обмена этими результата­ми. И хотя в обыденном сознании понятия «производство» и «экономика» часто отождествляются, необходимо осознать, что экономика — понятие более широкое (например, у того же Крузо было «производство», но не было «экономики» как сферы взаи­модействия обособленных производителей).

Производство всегда реализует решения его участников о том, «что» и «как» производить. Однако эти решения ограниче­ны производственными возможностями, которыми располагает производитель (индивид, группа, общество). В свою очередь, подобные ограничения носят двойственный характер — «тех­нологический» (величина и состав факторов производства) и «экономический» (степень доходности от реализации результа­та производства). Знание таких ограничений позволяет моде­лировать, прогнозировать и регулировать действия участников производства.

4.1. Экономическая организация производства и ограниченность ресурсов

Экономическая организация производства возникает только тогда, когда участники производства исходят из «принци­па экономической целесообразности». В чем же смысл этого принципа?

Любое производство — это целенаправленная затрата ре­сурсов для получения определенных результатов. В «неэконо­мическом» производстве между затратами и результатом су­ществует лишь прямая технологическая зависимость, — в том смысле, что из «ресурсов» получают «результаты». В экономи­ческом же производстве между затратами и результатом воз­никает особая, регулирующая производство, обратная зависи­мость, требующая обязательного соизмерения производствен­ных результатов с понесенными затратами.

Для неэкономического производства обычна ситуация, когда достижение результатов становится самоцелью, не зависящей от величины понесенных затрат. В экономическом же произ­водстве отношение результата к величине затрат выступает объективным и главным критерием целесообразности произ­водственной деятельности. Экономически эффективным счи­тается производство, в котором максимум результата обеспе­чивается минимумом затрат.

Сущность экономической организации производства состоит в том, что во всех отраслях и на всех уровнях оценка его эффективности рассчитывается отнесением величины результата к величине затрат.

Понятно, что экономическое и неэкономическое производ­ство качественно отличны: производство, регулируемое принципом экономической целесообразности, функционирует ина­че и имеет иные законы, чем производство, не озабоченное минимизацией затрат при попытке одновременной максими­зации результатов.

Здесь следует предостеречь от упрощенного понимания «ре­зультата» как только определенного количества изготовленно­го продукта. Дело в том, что сами по себе количественные па­раметры результата производства, даже соотнесенные с затра­тами, еще не дают нам его экономической характеристики. Тако­вая возможна только при соотнесении величины результата с величиной реальной потребности в нем. Поэтому под эконо­мическим результатом производства имеют в виду эф­фективно (с минимальными затратами) произведенный продукт, соответствующий реальной потребности потре­бителя в нем. Следовательно, всеобщая формула идеально эффективной экономики должна отразить соотношение трех величин — «затраты», «результаты» и «потребности».