Смекни!
smekni.com

Эффект Пигу в кейнсианской теории Взаимодействие с различными функциями потребления Ограничения (стр. 4 из 4)

Теория эффекта Пигу и родственного с ним эффекта реальных денежных остатков получила свое дальнейшее развитие в 50-х и 60-х годах в работах Патинкина, Фишера и Самюэльсона. Они рассматривали денежный рынок с позиций классической дихотомии с помощью следующей модели: на рынке доступно l товаров, продаваемых в каждом периоде по номинальным ценам p= (p1,... pl) , значения которых определяется рынком. Рассматривается некоторый агент a. Он характеризуется тем, что имеет в каждом периоде некоторый избыток спроса: za (p) =[za1 (p) ,... zal (p) ]. Равновесие на рынке товаров накладывает ограничение

для всех p (функция однородная нулевой степени) . Пусть mda (p) - спрос агента a на деньги (номинальные) при ценовой системе p. Равновесие на денежном рынке, в свою очередь, накладывает ограничение
(функция однородная первой степени) , где M - общая масса денег в обращении. Однако, по утверждениям Патинкина, подобная модель не может описать краткосрочного установления равновесных цен и эффекта реальных денежных остатков. В краткосрочном периоде экономическая система должна удовлетворять закону Вальраса:
для всех p, где
- реальные денежные остатки на конец периода. Далее, чтобы учесть влияние этих самых денежных остатков, надо включить их в функции спроса агентов. Таким образом, новая модель с учетом эффекта денежных остатков в текущем периоде 1 при некоторых прочих предположениях (инфляционные ожидания экзогенны и т.д.) будет выглядеть как
,
, ограничение закона Вальраса будет иметь вид
для всех p1.

Дальнейшее развитие и модифицирование модели предложил Самюэльсон в 1958 году. Он предложил т. н. overlapping generation model without bequest (модель поколений без наследства) , где рассмотрел различные типы потребителей, характеризующихся продолжительностью жизни (количество периодов) , долей потребления товаров в каждом периоде и их предпочтениями в межвременном потреблении. Важной чертой модели является то, что в любом периоде могут добавляться “новорожденные” агенты, то есть для каждого агента всегда есть более молодой агент, который заинтересован в сбережениях. Простейшая модель Самюэльсона имеет вид:

Здесь u - непрерывно возрастающая монотонная функция полезности, e - доля потребления товаров агентом. Анализ данной модели и ее модификаций позволяет учесть эффект реальных денежных остатков.

6. Заключение.

В данной работе описан регулирующий механизм, носящий название эффекта Пигу, теория которого говорит о том, что потребительские расходы частного сектора зависят от реального богатства этого сектора. Механизм этот при некоторых условиях дает автоматическую тенденцию к равновесию экономики при полной занятости. Однако, ограничения эффекта Пигу настолько сильны, что сила его влияния на экономику очень мала (как показано в примере в главе 4) . Важность эффекта Пигу состоит в том, что его появление ознаменовало начало дискуссий вокруг таких важных вопросов, как структура денежной массы, внешние и внутренние деньги, проблемы государственного сектора, теории ожиданий. Кейнсианская теория и множество поправок к ней (включая и эффект Пигу) образовали новую теорию - т. н. неоклассического синтеза.

Как показал анализ потребительских функций в главе 3, автор счел целесообразным включение реального богатства в функции Фишера, Модильяни и Фридмана. Функция потребления Холла осталась без изменений, так как идея самой модели не позволяет включить в рассмотрение количественные показатели.

Список литературы:

  1. B. Morgan “Monetarists and Keynesians. Their Contribution to Monetary Theory” .
  2. J. -M. Grandmont “Money and Value” , 1982.
  3. Дж. Сакс, Ф. Ларрен Б. “Макроэкономика. Глобальный подход” . М.: “Дело” , 1996.
  4. Л. Харрис “Денежная теория” . М.:” Прогресс” , 1990.
  5. Н. Грегори Мэнкью “Макроэкономика” . М.: изд-во МГУ, 1994. Словарь современной экономической теории. М.:” Инфра-М” , 1997.