Смекни!
smekni.com

Кластерные организации в зарубежных странах (стр. 2 из 4)

Первоначально унифицированный подход к межфирменному сотрудничеству был разработан в Дании в 1989–1990 гг. На подготовку проекта в течение трех лет было выделено 25 млн долл., для того чтобы определить перспективные сетевые структуры в стране. Были подготовлены специалисты, содействующие выполнению программы по созданию желаемых сетевых структур. Согласно программе, выдавались гранты на реализацию следующих фаз: концептуализация программы, планирование развития, осуществление инициатив кооперации. На первых этапах были исследованы промышленные комплексы по схеме «спрос-предложение» в региональном разрезе по четырем отраслям: сельское хозяйство, текстильное производство, изготовление офисного оборудования, производство средств защиты окружающей среды. Затем были проанализированы механизмы передачи знаний и технологий в трех секторах: электромедицинская аппаратура, мебель, фармацевтика. Следует отметить, что агропромышленный комплекс по объемам производства превышает все остальные секторы экономики вместе взятые и является ключевым с позиции потребительского рынка и инвестиционного потенциала. Особую роль в нем играет «молочная вертикаль»: от переработки молока до поставщиков технологий и оборудования. Датский Совет по развитию бизнеса как орган, отвечающий перед правительством за разработку концепции кластеризации, инициировал ряд новых разработок в этой области. В исследования включились Министерство бизнеса и промышленности, Министерство исследований, Министерство образования, Министерство труда, Агентство развития торговли и промышленности, а также Министерство финансов. В 2008 г. в кластерах участвовало 40% всех фирм страны, которые обеспечивали 60% экспорта. В 2008 г. в годовом отчете было отмечено, что в исследованиях принимали участие 513 аналитиков из фирм, организаций, институтов, министерств, которые были объединены в 35 рабочих групп, специализировавшихся в конкретных секторах и выдавших 1522 предложения, из которых 66 уже были реализованы.

Предприятия отражали широкий спектр проблем: от изменений в законодательстве, структурах административного управления до изменений бюджетных ассигнований министерств. Проведенная работа вывела Данию в мировые лидеры по кластеризации экономики (сегодня функционирует 29 ведущих кластеров) [4].

Подход к кластеризации в Дании во многом идентичен британскому. Здесь выявлены 13 региональных и 16 национальных так называемых «компетентных» кластеров. Данная идентификация рассматривалась в качестве первого этапа в формировании политической стратегии, адаптированной подпотребности датских кластеров. Региональные кластеры объединяются как на основе традиционных отраслей промышленности (производство тканей, одежды, мебели, садоводства), так и вокруг новых технологий (мобильная и спутниковая связь) [5].

В Германии развитию территорий способствует федеральное устройство, в соответствии с которым земли имеют большую самостоятельность и осуществляют собственные программы развития за счет своих средств. В Германии работают 3 лучших мировых кластера из 7 кластеров высоких технологий, получивших почетное название «Силиконовая долина XXI века», — это Мюнхен, Гамбург, Дрезден [1].

В целом в Германии большинство федеральных земель имеют на своей территории автомобильные кластеры. Однако после объединения страны наметилась тенденция перемещения предприятий автомобильной промышленности на территорию Восточной Германии. Это было обусловлено не только более низкими издержками производства по сравнению с Западной Германией, но и наличием благоприятной инфраструктуры для развития автомобильной промышленности. В частности, ведущую роль в экономике Восточной Германии играют малые и средние предприятия с небольшим штатом сотрудников, а уровень квалификации и образовательная инфраструктура позволяют обеспечивать производство качественными научными исследованиями. При этом ставка делается на развитие поставщиков автокомпонентов.

Автомобильный кластер Восточной Германии начал создаваться в 2004 г. по инициативе правительства пяти федеральных земель: Берлин-Бранденбург, Тюрингия, Мекленбург-Передняя Померания, Саксония и Саксония-Анхальт. В состав кластера в рамках вышеназванных территорий вошли компании по производству автомобилей и комплектующих, сервис-центры, исследовательские институты и различные объединения. Исследования проводились в течение двух лет, параллельно осуществлялась разработка программы развития кластера.

На сегодняшний день в состав кластера входят такие производители автомобилей, как BMW, DaimlerChrysler, Opel, Porsche, VW, поставщики комплектующих и оборудования KUKASchweissanlagenGmbH, MITECAutomotiveAG,SchnelleckeGroup, SiemensVDOAutomotiveAG, TRIMETAluminiumAG, Немецкий индустриальный банк, Институт им. Фраунгофера, Технический университет Дрездена,Высшая школа торговли Лейпцига и др. Цель создания кластера заключается в повышении конкурентоспособности и развитии автомобильной промышленности Восточной Германии. Основные направления деятельности — налаживание эффективной коммуникации между участниками кластера, ВУЗами, НИИ и органами власти и управления, представление компаний на международной арене, а также поддержка инновационной деятельности. Амбиции кластера Восточной Германии выходят за пределы региона. Позиционируя себя в качестве европейского центра высокотехнологичной автомобильной продукции, участники восточногерманского кластера планируют создать в регионе центральный международный наблюдательный центр, который будет предоставлять самую разнообразную информацию, касающуюся отрасли автомобилестроения и производства автомобильных компонентов [6].

Кластеры дали значительный импульс развития регионам тех стран, которые применили их принципы. Заметный темп развития набрала экономика Австрии, где начали действовать трансграничные кластеры с Германией, Италией, Швейцарией, Венгрией, активизировались связи с Францией и Великобританией. Ключевым фактором стала политика стимулирования развития связей между исследовательскими институтами и промышленным сектором, снижение регуляторных барьеров в инновационных программах, специализация кластеров и формирование центров конкурентоспособности. Движущей силой явилась инновационно-исследовательская программа (TIP), которая была разработана в первой половине 1990-х гг. TIP являлась одновременно инновационной, исследовательской и консалтинговой программой, основанной по инициативе федерального правительства и выполняемой австрийским Институтом экономических исследований в кооперации с Австрийским исследовательским центром. Целями TIP являлись сбор информации, ее обработка, выработка рекомендаций, основанных на технологических изменениях и их воздействии на национальную систему инноваций. В соответствии с задачами первого этапа на макроуровне изучалось взаимодействие государственных и частных институтов с предприятиями; на мезоуровне регионов — структурные сдвиги в экономике; на микроуровне — поведение фирм. На базе проведенного анализа были разработаны мероприятия на 1996–1999 гг., получившие название «Путь в информационное общество и общество знаний».

Программа включала в себя следующие модули: национальную систему инноваций; производительность: рост и занятость; регулирование как инструмент технологической политики; консультирование в области технологической политики. Индустрия не может иметь будущего, если она не взаимодействует с наукой, не развивает производство, снабжение и реализацию. Конкретным примером рационального и эффективного развития на основе кластерной модели может служить подъем автомобилестроения Австрии. В 2007 г. около 30 тыс. работающих в автомобильном производстве, сконцентрированном в двух кластерах в землях Штирия и Верхняя Австрия, произвели 8,1 млрд долл. продукции, или более 10% всего объема производства страны. В автомобильный кластер Штирии входят 110 фирм. Технологическая цепочка распространяется от добычи и переработки сырья, ключевых производственных процессов, логистики и программного обеспечения до переработки отходов производства. Заключены партнерские соглашения более чем с 200 компаниями. Штирия превратилась в центр международного автомобилестроения, возникла разветвленная сфера субпоставщиков. Выпускаемая продукция поставляется для 40 автомобильных марок, в регионе собирается 150 тыс. автомобилей ежегодно. В 1999 г. 307 фирм земли Верхняя Австрия решили объединиться по аналогии с фирмами Штирии. Объединив 95% фирм этой отрасли в регионе, кластер начал проводить организацию обучения (обеспечение работы курсов повышения квалификации, семинаров, обучение внутри компаний), развивать общие кооперационные программы и проекты, создавать различного рода организации по передаче технологий, маркетинговым исследованиям.

Ключевым звеном стала TMG компания, которая вырабатывает технологическую политику провинции. В 2000 г. в этот кластер вошли компании по производству дизелей. К концу 2001 г. в кластере сплотилась высокотехнологичная индустриальная группа, включающая 350 субпоставщиков; здесь работают 80 тыс. человек, объем продаж составил 1,5 млрд долл. [15]. Выявленные в Австрии 76 региональных кластеров были условно поделены, исходя из их специализации, на 6 категорий: промышленные, технологические, образовательные, экспортные, смешанные, кластеры сферы услуг [5].

Кластерный подход к анализу структуры экономики стал исключительно популярным в Финляндии после того, как он впервые был использован для разработки промышленной политики страны в 1991–1993 гг. Дискуссии по поводу развития кластеров начались раньше и основывались на книге М. Портера «Конкурентные преимущества стран», вышедшей впервые в 1990 г. Под влиянием теории Портера в Финляндии было инициировано масштабное исследование, окончательный отчет по которому был опубликован в 1995 г. под названием «AdvantageFinland — TheFutureofFinnishIndustries» («Преимущества Финляндии — будущее финской промышленности»). В этой работе анализировалась структура, описывались тенденции развития и оценивались перспективы конкурентоспособности финских кластеров [7]. Кроме того, в рамках данного проекта Министерство торговли и промышленности подготовило директивы, на основе которых была разработана и утверждена Национальная промышленная стратегия, что позволило совершить переход от макроэкономического регулирования к промышленной и технологически конкурентной политике, основанной на развитии кластеров.