Смекни!
smekni.com

Процессы формирования третьего сектора в РФ (стр. 4 из 14)

Закон не признает в качестве благотворительных целей использование денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержку политических партий, движений групп и кампаний.

1.5.Теоретические предпосылки развития третьего сектора в России

Особенности социально-экономических процессов, протекаю­щих в сегодняшней России, предоставляют возможность взглянуть на проблемы формирования и функционирования третьего сектора с позиции, которая в запад­ной теоретической традиции не нашла, в силу ряда причин, достаточного числа сторонников и приверженцев. Представляет­ся вполне естественным, что различные социальные системы вы­рабатывали разные теоретические языки своего самоописания, которые, по этим причинам, оказались далеко не так универ­сальны, как это предполагалось в процессе их создания.

Третий сек­тор - это особый общественный институт, образуемый сово­купностью негосударственных и некоммерческих организаций, которые своей деятельностью обеспечивают, некую часть соци­ального воспроизводства.

Здесь необходимо сказать несколько слов о том, что понима­ется в данном контексте под социальным воспроизводством. На­чиная приблизительно с середины предшествующего десятилетия в России стал складываться теоретический подход, в рамках ко­торого предпринята попытка разработать комплекс проблем, связанных со спецификой сферы социального воспроизводства по сравнению со сферой материального производства, производ­ства вещей, продукта .

В рамках этого подхода социальное воспроизводство пред­ставляет собой всю ту сферу жизнедеятельности общества, где происходит поддержание, восстановление и развитие возможно­стей и способностей человека как природного (биологического) и социального существа. Иными словами -это сфера, которая обеспечивает приобретение и сохранение тех человеческих ка­честв, которые позволяют людям адекватно выполнять требова­ния, которые предъявляет им общество.

Сфера социального воспроизводства как развитая и органи­зованная в масштабах всего общества сторона его целостной жизнедеятельности является одним из двух важнейших подраз­делений общественного производства взятого в целом. Другое подразделение - собственно производство материально-ве­щественных условий существования общества, реализующееся в товарной форме. Оба эти подразделения в современных общест­вах объективно находятся в сложных и не вполне равноправных взаимоотношениях.

Так, с одной стороны, именно в сфере материального произ­водства создаются условия и предпосылки для самого сущест­вования сферы социального воспроизводства. Последняя функ­ционирует и может функционировать только за счет части стои­мости, произведенной в материальном производстве. Но, с дру­гой стороны, именно в сфере материального производства про­исходит основной процесс использования и потребления челове­ка как продукта социального воспроизводства. И успешность, продуктивность товарного производства зависит главным образом от того, какими свойствами и качествами су­мела наделить человека сфера социального воспроизводства. Но это лишь в конечном счете. А в действительности существует от­четливая тенденция, в соответствии с которой материальное производство (в чьих бы руках оно ни находилось) всегда стре­мится недовозместить услуги и труд, осуществленный в воспро­изводственной сфере, и направить, таким образом, сэконом­ленные средства на свои внутренние нужды.

В условиях государственно-социалистической системы это явление получило название «остаточного принципа» финансиро­вания социальной сферы. Попытки изучения его природы но­сили случайный характер . Достаточно раз­вернутого научного осмысления данного явления в ту пору не требовалось. Казалось, что обозначив его негативный смысл, совсем нетрудно выработать рецепты, т. е. найти виноватых. В научных кругах до сих пор сохраняются рецидивы подобного отношения к данной проблеме .

В индустриальных обществах было выработано и опробова­но множество различных механизмов, призванных устанавли­вать относительное равновесие в отношениях между этими под­системами. Теоретически возможны две основные полярные мо­дели существования социального воспроизводства и, одновре­менно, два способа разрешения извечного противоречия между ними относительно доли, подлежащей возвращению человеку в качестве средств его существования и развития.

В соответствии с первой, проблема воспроизводства есть лич­ная проблема каждого индивида. Заработная плата или доход - это результат его умения продать себя наиболее выгодным образом. Умение получить столько, сколько ты стоишь, дает свободу и в сфере воспроизводства. Человек получает возмож­ность индивидуализировать условия для восстановления своих физических сил, приобретения дополнительных знаний и навыков, вообще всей сферы своего существования, поскольку его деньги дают ему возможность свободного выбора. Но он же и отвечает сполна за все свои неудачи. Это грубо обозначенная жестко-либеральная и, конечно, утопическая модель.

В соответствии со второй, проблема воспроизводства реша­ется за счет всеобщей социализации (обобществления) средств всех субъектов общества, из которых доля, направляемая на нужды воспроизводства, определяется в плановом порядке «по всеобщему согласию». Данная модель может быть обозначена как социалистически-этатистская.

Очевидно, что ни одна из этих моделей в реальности никогда не осуществлялась, но они всегда оказывали серьезное идео­логическое воздействие на процесс формирования конкретных национальных систем социального воспроизводства. Поэтому действительные системы, сложившиеся в современных инду­стриальных обществах, конечно же, совершенно не похожи на эти утопии, но всегда имеют некоторый вектор, склоняющий их к одному или другому полюсу.

Как бы то ни было, но проблема недовоспроизводства со­циальной сферы существует постоянно (при любой сложившейся в данном обществе модели) в силу, как уже было сказано, изначально неравноправного положения двух видов произ­водств. Большинство конфликтов и кризисов общесоциального характера, обусловливается постепенным накоплением и обострением претензий именно в сфере отноше­ний между данными видами производств (или представляющи­ми их классами, как кому больше нравится). Однако, вопреки господствовавшей у нас долгое время концепции классового кон­фликта как движущей силы истории, потребность в сотрудни­честве и в согласии - более фундаментальное свойство соци­альной системы.

Иными словами помимо официаль­ного уровня социального воспроизводства в обществе всегда существует некоторая область неофициальных отношений, вы­полняющих те же самые функции, но не имеющая возможности или желания заявить о себе как о реальном и значимом фено­мене жизни. Она стремится исправить то, что с точки зрения индивида кажется несправедливым. Это область, в которой зачастую осуществляется перераспределение значительных средств, находящихся в распоряжении отдельных членов сооб­щества. Они направляются на разные нужды воспроизводства по таким личным каналам, как семейные, родственные, друже­ские связи и отношения, или в соответствии с более общими соображениями, морального, религиозного, национально-общин­ного и иного характера. И при этом весьма важно то, что в этом перераспределении утрачивается значимость стартовой принад­лежности индивидов, и оно постепенно приобретает межстарто­вое направление, формируя и укрепляя общественную солидар­ность.

Однако, с течением времени, эта неофициальная форма пере­распределения начинает приобретать вполне институциональные черты. Она начинает внутренне дифференцироваться, специали­зироваться и объединяться, вырабатывать собственные правила, обрастать профессиональной инфраструктурой и заявлять о се­бе как о гражданском институте, действующем независимо и наряду с учреждениями государства и рынка.

Сегодня для большинства развитых стран он представляет собой такой общественный институт, который сформировал механизмы социального взаимодействия, способные разрешать обозначенное выше противоречие наименее конфликтным обра­зом. Эти механизмы приобрели соответствующую легитимацию, были возведены в степень социально одобряемых и поддержива­емых. Для них были сформированы такие экономические усло­вия, которые позволяют им выполнять принятые на себя функ­ции наравне и в сотрудничестве с государственными и экономи­ческими структурами. Это институт, посредством которого все три стороны (государство, предприниматель и рядовой человек) оказываются связанными системой отношений, позволяющей решать вопросы воспроизводства совместно на основе гибкой системы договоренностей. Она отличается с одной стороны от государственных норм-предписаний, а с другой и от договорно-эквивалентного принципа, характерного для отношений внутри коммерческого сектора.

Реальные формы существования третьего сектора в разных странах являются, с нашей точки зрения, итогом разрешения длительных противоречий и компромиссов между государст­вом, рыночными субъектами и самими гражданами по поводу их доли ответственности и меры участия в социальном вос­производстве.

При таком подходе можно утверждать, что третий сектор как сфера, где осуществляется негосударственное и нерыночное (коммерческое) социальное воспроизводство, представляет собой общественный институт, который начал формироваться в последнее столетие в странах западной цивилизации для того, чтобы уравновешивать отношения между двумя основными про­изводственными подсистемами общества на более или менее эквивалентных, партнерских основах. При этом он стремится соединить достоинства государственной и рыночной форм орга­низации социального воспроизводства и минимизировать неко­торые присущие им негативные эффекты.