Смекни!
smekni.com

США начали экспорт газа в Европу в ущерб интересам Газпрома (стр. 3 из 5)

Впрочем, не стоит преуменьшать и значимость факторов, традиционно определяющих целесообразность экспорта капитала.

Норма рентабельности некоторых видов продукции в американской микроэлектронике столь мала, что только очень большие объёмы продаж позволяют получать прибыль достаточную для ведения бизнеса. Другие товары (оборудование по производству полупроводников) имеют высокую норму прибыли, но при этом они востребованы в гораздо меньших объёмах. В силу вышеуказанных причин компании данной отрасли конкурируют не только за рынки сбыта, но и за рынки труда. Такие страны как Южная Корея, Малайзия, Мексика и Сингапур уже много лет являются полигонами для сборочных и тестовых производств американской промышленности. Кроме того, в поисках дешёвой, но квалифицированной рабочей силы компании вышли на такие страны как Коста-Рика и Таиланд.

Обратим при этом снимание так же на то, что в случае с микроэлектроникой, в отличие от обувной и кожевенной промышленности мы сталкиваемся с весьма коротким жизненным циклом продукта. Мода, безусловно, оказывает свое влияние на потребление обуви и ее жизненный цикл. Однако здесь сохраняются консервативные устойчивые сегменты рынка, отражающие стильное классическое направление. Это “удлинняет” жизненный цикл отрасли. В случае же с микроэлектроникой обновление происходит кардинальное и всеобщее: радиоламповые приемники теперь покупают разве только для коллекций.В микроэлектронике жизненный цикл продукта порой составляет не более 18 месяцев. Краткость жизненного цикла – второй фактор (после мобильности капитала), “подталкивающий” экспорт капитала трудоемких отраслей (производств) из США в страны с дешевой рабочей силой. Таким образом, мы приходим к важному выводу: соотношение “длительность жизненного цикла товара отрасли/мобильность капитала отрасли” – своего рода рукоятка рычага экспорта капитала, плечо которого – соотношение “трудоемкость процесса/ стоимость рабочей силы в разных странах”.

Положение текстильной отрасли США отличается от положения в двух последних рассмотренных отраслях. Здесь и капитал не столь мобильный, как в обувной, и жизненный цикл не так короток, как в микроэлектронике. То есть ситуация, близкая к описанным выше в некоторых сельскохозяйственных производствах и отраслях добывающей промышленности. Низкая стоимость рабочей силы в Китае и в Латинской Америке и, соответственно, низкие издержки фирм-конкурентов, связанные с привлечением дешевой рабочей силы, стимулирует сокращение экспорта американских товаров и рост импорта. Однако следует отметить неоднозначность природы импорта в данной отрасли:

  • Импорт из Мексики и других стран НАФТА, по большому счету, поддерживается самими американцами, так как 2/3 всей произведенной в этих странах одежды сделано из американских компонентов;
  • Импорт из азиатских стран “самодостаточен”, так как при производстве используются местные, “азиатские” компоненты (сырье и материалы).

Таким образом, здесь мы сталкиваемся с еще одним фактором, определяющим возможность вывоза капитала и еще одним уровнем конкурентных преимуществ. Роль начинает играть территориальная и культурная близость стран – потенциальных импортеров капитала. При этом вполне можно проранжировать данные факторы по уровню адекватных им конкурентных преимуществ: мобильность капитала определяет наиболее низкий уровень преимуществ типа “движение инвестиций”. Короткий жизненный цикл связан уже не столько с движением инвестиций, сколько с движением инноваций, поэтому здесь мы имеем дело с преимуществами смешанного типа. Наконец, низкие культурные барьеры на пути движения капитала свидетельствуют, на наш взгляд, о самом высоком уровне конкурентных преимуществ типа “движение инвестиций”, смешанном уже не столько с инновационной составляющей, сколько с движением коллективных человеческих ресурсов.

Постоянно меняющееся соотношение факторов “мобильность/жизненный цикл/культурные барьеры”, “трудоемкость/стоимость труда” характерно для производства запасных частей к автомобилям.

Американские производители автозапчастей подвергаются жесткой конкуренции со стороны зарубежных производителей, чьи маркетинговые стратегии ориентированны на глобальную конкуренцию, что автоматически подразумевает конкуренцию с американскими производителями. Конкуренция со стороны зарубежных производителей может быть двух основных видов – либо конкуренция со стороны импортных поставок автозапчастей, произведенных в других странах, либо конкуренция со стороны продукции, произведенной американскими филиалами зарубежных производителей.

Главным конкурентом американских фирм, безусловно, выступают японские компании (канадские и мексиканские компании, хотя и лидируют по внешнеторговому обороту с США не могут считаться конкурентами, так как в основе своей самими же США и контролируются). Здесь нельзя не отметить, что США имеют отрицательный торговый баланс с японскими производителями, причем импорт автозапчастей из Японии более чем в 5 раз (по данным и за 1997, и за 1998 гг.) превысил американский экспорт в Японию.

Кроме того, японские фирмы конкурируют с американскими и на мировых рынках – главным образом, на азиатском, причем на этом стратегически важном рынке позиции японских фирм исторически сильнее, так как становление автомобильной промышленности с странах Юго-Восточной Азии связано с деятельностью японских фирм на их территории.

В данном случае речь идет об отрасли, конкурентная борьба за рынки продукции и капитала которой весьма остра, что означает постоянный передел этих рынков и невозможность однозначной классификации конкурентных преимуществ американских производителей. Движение инвестиций в данном случае тесно переплетается с движением инноваций, поскольку быстрота обновления моделей и модификаций автомобилей становится столь же важным фактором конкурентной борьбы, сколь и географическое размещение производственных переделов по критерию минимизации издержек. А с учетом различий в культурных барьерах (у США в лице Латинской Америки пока нет столь же динамичного партнера по кооперации и рынка сбыта, каким у Японии является Юго-Восточная Азия), на движение инвестиций и движение инноваций здесь явно накладывается и движение коллективных человеческих ресурсов.

Сходная ситуация характерна и для производства компьютерного оборудования.

Вялость внешних рынков, особенно Азии, привела к сокращению американского экспорта компьютерной промышленности на 8.5 % ($21.2 миллиарда) в 1998 году. Это было первое фактическое понижение экспорта с 1990 года. Импорт компьютерного оборудования составил $ 44 миллиардов в 1998 году. Произошло снижение на 2.1 % от уровня 1997 года. В США импорт продолжает опережать экспорт, показывая дефицит торговли компьютерным оборудованием, который достиг $ 22.8 млрд. в 1998 году. Это был первый раз, когда общий дефицит был больше экспортного значения в этом году. Последнее свидетельствует, помимо прочего, о том, что США и здесь уступают Японии как страна базирования, поскольку, если рассматривать их вместе с партнерами по НАФТА, а Японию – с дружественными странами Юго-Восточной Азии. Емкость основного рынка сбыта НАФТА (США как страна базирования и Мексика как страна размещения капитала) значительно ниже, чем емкость рынков азиатских производителей компьютерного оборудования (Япония как страна базирования, Тайвань, Гонконг, Сингапур как страны базирования капитала).

В фармацевтике, являющейся, по официальной классификации, высокотехнологичной отраслью, также наблюдается эксплуатация смешанных инвестиционно-инновационных преимуществ. Импорт лекарств в США растёт быстрее экспорта. Это связано с вывозом капитала отрасли в страны с благоприятной средой для ведения НИОКР (обратим внимание – уже не обязательно – дешевой рабочей силой!). “Как известно, из 27 ведущих ТНК, принадлежащих США, 6 занимаются химией и фармацевтикой”

Существуют тенденции, которые позволяют говорить о преобладании в отраслях американской экономики факторов, связанных с движением инноваций в чистом виде. Эти факторы представлены инновационными составляющими спроса на продукцию американских производителей. В первую очередь, к ним стоит отнести все факторы внутреннего спроса американцев. И теория жизненного цикла продукта, и теория международной конкуренции М.Портера не отрицают того факта, что путь нововведения на мировой рынок начинается с освоения рынка внутреннего, поскольку сам факт нововведений изначально привязывается к предощущению фирмами-инноваторами потребностей, которые могут быть реализованы в спросе, именно со стороны внутренних потребителей. Об этом мы уже упоминали выше, анализируя тенденции замещения экспортного спроса внутренним в отрасли производящей контрольно-измерительные приборы и оборудование.

Подобные же тенденции были характерны для текстильной промышленности, спрос в которой сильно зависит от демографических тенденций. Структура и объем внутренней торговли продукцией отрасли изменились в связи со старением населения и повышением платежеспособности подростков. Повысились оптовые и розничные цены, причем динамика оптовых цен (с 1996 по середину 1999 - 3%) выше динамики розничных (2% за тот же период). Таким образом, внутренняя динамика оказывается поддерживающей для американских производителей, и именно она может быть классифицирована как реализация конкурентных преимуществ типа “движение инноваций”, поскольку противодействующие тенденции (азиатский импорт в США) ориентированы на секторы американского рынка, эластичные по ценам в большей степени, чем по качеству и новизне.