Смекни!
smekni.com

Современные теории международной торговли 3 (стр. 3 из 6)

Таким образом, итогом дискуссии вокруг «парадокса Леонтьева» стала тенденция к разукреплению факторов производства и учету каждого из подвидов при объяснении направлений экспортных и импортных потоков. В качестве отдельных факторов, способных обеспечить относительные преимущества отраслям или фирмам, стали выделять, например, труд различной квалификации, качество управленческого персонала, различные категории научного персонала, различные виды капитала и т.д.

2.2. Неотехнологические подходы

В последние десятилетия многие факты международной торговли не укладываются в схемы классических и неоклассических теорий. Среди качественных сдвигов в международной торговле следует отметить, что происходит не нарастание торговли между развивающимися и развитыми странами, что должно взаимно обогащать тех и других, согласно классическим теориям, а увеличение торговли между самими развитыми странами при снижении удельного веса в международной торговле обмена между развитыми и развивающимися.

Иной факт современной мировой торговли, не поддающийся объяснению с неоклассических позиций - это резкое увеличение мирового товарооборота, приходящегося на внутрифирменную торговлю. Поставки продукции между подразделениями современных транснациональных корпораций (ТНК), расположенных в разных частях света, являются по форме международной торговлей, но по содержанию коренным образом отличаются от экспортно-импортных операций независимых государств как субъектов внешнеэкономических связей. Внутрифирменная торговля внутри ТНК осуществляется по трансфертным ценам, которые могут заметно отклоняться от рыночных цен в зависимости от интересов управляющей компании ТНК. Попытки объяснить новые феномены в мировой торговле привели к возникновению следующих теорий.

В соответствии с теорией технологического разрыва торговля между странами осуществляется даже при одинаковой наделенности факторами производства и может быть вызвана техническими изменениями, возникающими в какой-то одной отрасли в одной из торгующих стран, из-за того, что технические новшества первоначально появляются в одной стране, последняя приобретает преимущество: новая технология позволяет производить товары с меньшими издержками. Если же новшество заключается в производстве нового продукта, то предприниматель в стране-новаторе в течение определенного времени обладает так называемой "квазимонополией", иными словами, получает добавочную прибыль, экспортируя новый товар. Отсюда и новая оптимальная стратегия: выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что больше пока никто выпускать не может, но необходимо всем или многим. Как только эту технологию смогут освоить другие - производить что-то новое и опять такое, что другим недоступно [8, с. 156].

В результате появления технических новшеств образуется "технологический разрыв" между странами, обладающими и не обладающими этими новшествами. Этот разрыв постепенно будет преодолеваться, т.к. другие страны начинают копировать нововведение страны-новатора. Однако пока разрыв не преодолен, торговля новыми товарами, производимыми по новой технологии, будет продолжаться.

Теория «цикла жизни продукта» является наиболее популярной теорией неотехнологического направления. Она привлекла почти всех экономистов, поскольку точнее отражает реальное состояние международного разделения труда в современный период.

Цикл жизни продукта охватывает четыре стадии - внедрение, рост, зрелость и упадок. На первой стадии происходит разработка новой продукции в ответ, как правило, на возникшую потребность внутри страны. Поэтому, производство носит мелкосерийный характер, продукт потребляется, в основном, на внутреннем рынке и лишь небольшая часть его поступает на внешний рынок. На следующей стадии спрос на продукт растет и его производство расширяется и постепенно распространяется на другие развитые страны. Для данной стадии зрелости характерно крупносерийное производство, в конкурентной борьбе преобладающим становится ценовой фактор. Одновременно начинается перемещение технологии производства продукта в менее развитые страны, которые за счет дешевизны факторов производства постепенно концентрируют у себя основной выпуск данной продукции, обеспечивая потребности всего мирового рынка, в том числе и страны - пионера в производстве этого продукта [2, с. 177].

Данная теория достаточно реалистично отражает эволюцию многих отраслей, однако не является универсальным объяснением тенденций развития международной торговли. Если научные исследования и разработки, передовая технология перестают быть основным фактором, определяющим конкурентные преимущества, производство продукта действительно будет перемещаться в страны, располагающие сравнительным преимуществом по другим факторам, например, дешевой рабочей силе. Взлет отраслей производства бытовой электроники в странах Юго-Восточной Азии прекрасно иллюстрирует теорию жизненного цикла продукта. Однако существует много товаров (с коротким жизненным циклом, высокими затратами на транспортировку, имеющих значительные возможности для дифференциации по качеству, узкий круг потенциальных потребителей, и. т.п.), которые не вписываются в указанную теорию. Например, производство суперкомпьютеров, атомных реакторов, высокотехнологичных вооружений по-прежнему концентрируется в известных странах, обладающих уникальными преимуществами для их производства.

Теория Майкла Портера: теория конкурентных преимуществ. М. Портер считает, что теории Д. Рикардо и Хекшера – Олина уже сыграли свою позитивную роль в объяснении структуры внешней торговли, но в последние десятилетия фактически утратили свое практическое значение, поскольку существенным образом устранилась зависимость конкурентоспособности отраслей от наличия в стране основных факторов производства. М. Портер выделяет следующие детерминанты, формирующие среду, в которой развиваются конкурентные преимущества отраслей и фирм:

1) факторы производства определенного количества и качества;

2) условия внутреннего спроса на продукцию данной отрасли, его количественные и качественные параметры;

3) наличие родственных и поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на мировом рынке;

4) стратегия и структура фирм, характер конкуренции на внутреннем рынке.

Названные детерминанты конкурентного преимущества образуют систему, взаимно усиливая, и, обусловливая развитие друг друга. К ним добавляются еще два фактора, которые могут серьезно влиять на обстановку в стране: действия правительства и случайные события. Все перечисленные характеристики экономической среды, в которой могут формироваться конкурентоспособные отрасли, рассматриваются в динамике, как гибкая развивающая система.

Важную роль в процессе формирования конкретных преимуществ отраслей национальной экономики, играет государство, хотя эта роль различна на разных этапах данного процесса. Это могут быть целевые капиталовложения, поощрение экспорта, прямое регулирование потоков капитала, временная защита внутреннего производства и стимулирование конкуренции на первых этапах; косвенное регулирование через налоговую систему, развитие инфраструктуры рынка, информационной базы для бизнеса в целом, финансирование научных исследований, поддержка образовательных учреждений и т.д. Опыт показывает, что ни в одной из стран создание конкурентоспособных отраслей не обходилось без участия государства в той или иной форме. Это тем более актуально для переходных экономических систем, поскольку относительная слабость частного сектора не позволяет ему в короткий срок самостоятельно сформировать необходимые факторы конкурентного преимущества и завоевать место на мировом рынке.

Теория специализации производства. В начале 80-х годов XXв. американские экономисты П. Кругман и К. Ланкастер предложили альтернативное классическому объяснение причин международной торговли. Почему Япония сконцентрировала у себя мировое производство гражданских судов, США обеспечивают 2/3 мира гражданскими самолетами и почти весь мир суперкомъютерами, Германия уверенно заняла мировой рынок станков и автомобилей представительского класса. Почему конкуренция между данными странами на указанных рынках не принимает ожесточенный характер.

В соответствии с этим подходом, страны с одинаковой обеспеченностью факторами производства смогут извлечь максимальную выгоду из торговли друг с другом, если будут специализироваться в разных производствах, характеризующихся эффектом масштаба. Суть этого хорошо известного из микроэкономической теории эффекта заключается в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массовым производством. Поэтому США выгодно покупать у Японии дешевые телевизоры и видеомагнитофоны, свернув собственное производство этих товаров до нуля, предлагая на японский рынок самолеты и суперъкомпъютеры, которые страна восходящего солнца также не производит вообще.

Для того, чтобы эффект массового производства был реализован, необходим, очевидно, достаточно емкий рынок. Международная торговля играет в этом решающую роль, поскольку позволяет сформировать единый интегрированный рынок, более емкий, чем рынок любой отдельно взятой страны. В результате потребителям предлагается больше продукции и по более низким ценам [5, с. 201].

Вместе с тем реализация эффекта масштаба ведет к концентрации и монополизации производства, что разрушает конкуренцию в международной торговле. Меняется структура рынков. Они становятся либо олигополистическими с преобладанием межотраслевой торговли однородными продуктами, либо рынками монополистической конкуренции с развитой внутриотраслевой торговлей дифференцированными продуктами. В этом случае международная торговля все больше концентрируется в руках гигантских международных фирм - ТНК, что неизбежно приводит к возрастанию объемов внутрифирменной торговли, направления которой определяются стратегическими целями самих фирм, а не принципами сравнительных преимуществ или различиями в обеспеченности факторами производства.