Смекни!
smekni.com

Государство как политическая, структурная и территориальная организация общества (стр. 2 из 9)

Во-первых, понятие государства может применяться в юридическом смысле. Государство может рассматриваться исключительно с «чисто юридических позиций». Оно может представляться как юридическое лицо, «правовой феномен», как своеобразная корпорация. От других корпораций государство отличается «лишь установленным в масштабе нации или страны правовым порядком». В силу этого «с юридической точки зрения проблемы государства в значительной мере проявляются как проблемы национального правового порядка». Причем государство выглядит не иначе как «такой образ действий и порядок поведения лю­дей, который мы обычно называем правовым порядком»[4].

Государство как юридический феномен предполагает, что «отноше­ния между ним и правом должны рассматриваться по аналогии с отно­шениями между правом и индивидуумом». Это означает, по мнению Кельзена, что государство, несмотря на то, что оно издает или санкцио­нирует право, должно быть, как и индивид, «в своем поведении и дей­ствиях связано правом».

Во-вторых, понятие государства может употребляться в социологи­ческом смысле. В данном аспекте оно должно пониматься как некая «социологическая общность», «социальная реальность, существующая независимо от ее правового порядка и правовой реальности».

Для государства, рассматриваемого в социологическом смысле, ха­рактерной чертой является исходное (с момента его возникновения и функционирования) рассредоточение власти по различным органам. Фактически, замечает автор, «не существует таких государств, где все акты и действия (команды, подаваемые от имени государства) исходили бы первоначально от одного правителя. В обществе всегда существова­ло и существует несколько командных структур. В результате их дея­тельности всегда возникало значительное число доминирующих в обще­стве отношений, а также бесчисленное количество всякого рода актов управления и подчинения, совокупность которых отражала то, что назы­вается социологическим государством»[5].

В-третьих, понятие государства может определяться как живой, «ес­тественный организм». В соответствии с таким подходом оно рассмат­ривается не иначе как «форма социальной биологии».

Подобный взгляд на понятие государства до Кельзена разделялся многими авторами, в основном сторонниками так называемой органиче­ской теории государства. Достигнув апогея в своем развитии на рубеже XIX—XX в., данная теория пыталась объяснить всю социальную жизнь биологическими закономерностями. При этом общество полностью ото­ждествлялось с организмом, а государство считалось «единственным ин­ститутом, предназначенным для обеспечения благополучия всех как ныне живущих, так и еще не родившихся граждан»[6].

Наконец, в-четвертых, понятие государства определяется Кельзеном и его сторонниками-нормативистами как «система норм», как «норма­тивный порядок» или же как «политически организованное общество», как «государство-власть».

Государство, подчеркивал автор, имеет политический характер, про­является прежде всего как политическая организация потому, что оно устанавливает «порядок использования силы, потому, что оно обладает монополией на применение силы».

Итак, сложность и многогранность государства как явления и понятия, с одной стороны, и субъективность его восприятия различными авторами — с другой, объективно обусловливают возможность и неизбежность его многовариантного понимания и не менее разнообразного его толкования.

С учетом этого становится вполне понятен сам факт возникновения в различные периоды развития общества множества определений поня­тия государства и их активного использования. «Сколько существовало государствоведов и философов,— писал Л. Гумплович,— столько суще­ствовало и определений государства». Весьма заметно при этом сказы­вался субъективизм.

Осуждая политическую предвзятость, тенденциозность в определе­нии понятия государства, особенно сильно, по мнению автора, проявив­шиеся в XIX столетии, Л. Гумплович сетовал на то, что в определении государства иногда «изображают не то, что представляло и представля­ет из себя в действительности государство, но то, чем оно должно быть по субъективному взгляду, по субъективной точке зрения, желаниям и идеалам каждого отдельного государствоведа, политика и философа». Всякая политическая партия, отмечал автор, имела как девиз свое соб­ственное определение государства, такое, в котором она закрепляла свои желания и требования и стремилась «лишь к тому, чтобы соглас­но с ними было преобразовано данное государство»[7].

В качестве примеров Л. Гумплович ссылался на определения, давае­мые в работах отдельных авторов XIX в. и в словарях. В частности, критическому рассмотрению подвергается им весьма идеалистическое определение государства, в соответствии с которым оно представляется как «народное соединение, организованное для постоянной реализации заведомо высшего закона, а также высшего блага». Или определение, согласно которому государство рассматривается как «суверенный мо­рально-личный, живой свободный общественный союз народа — союз, который по конституционному закону, в свободно-конституционной орга­низации народа, под руководством конституционного и самостоятельного правительства стремится к правовой свободе и в ее пределах к назна­чению, а потому и к счастью всех своих членов»[8].

Не касаясь вопроса о преимуществах и недостатках приведенных определений, а также правомерности или неправомерности столь крити­ческого к ним отношения со стороны Гумпловича, следует отметить лишь, что «предвзятость» и «субъективизм» никогда не были в поче­те — ни в XIX в., ни в других столетиях, ни в связи с определением понятия государства, ни в связи еще с чем бы то ни было. Однако это не должно означать табу, некий запрет под флагом борьбы с субъекти­визмом на творческие поиски в осознании и определении государства, на разностороннее представление о нем и его многовариантное опреде­ление.

Весьма важно, чтобы поиски носили не умозрительный, оторванный от жизни, от государственно-правовой действительности характер, а адекватно отражали различные стороны и аспекты государства. Если это условие — научность и объективность исследования соблюдаются, то множественность определений понятия государства не только оправ­данна, но и объективно необходима. Она открывает широкие возможно­сти для более глубокого и разностороннего познания самого государства и его понятия.

В заключение главы сделаем основные выводы.

Вопрос о понятии государства является столь же сложным и древ­ним, сколь и само государство.

При определении понятия государства важно учитывать не только неодинаковое восприятие одних и тех же государственно-правовых явле­ний разными людьми, но и сложность и многогранность самого государ­ства как явления.

Кроме того, как верно подметил известный австрийский юрист Г. Кельзен, «трудности в определении понятия «государство» усугубля­ются еще и тем, что данным термином обычно обозначаются самые разнообразные предметы и явления»[9].

Государство как юридический феномен предполагает, что «отноше­ния между ним и правом должны рассматриваться по аналогии с отно­шениями между правом и индивидуумом».

Государство как юридический феномен предполагает, что «отноше­ния между ним и правом должны рассматриваться по аналогии с отно­шениями между правом и индивидуумом».

В свете сказанного наиболее приемлемым определением государст­ва, по сравнению с ранее предложенными, было бы определение, в со­ответствии с которым государство рассматривается как «организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классо­вых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общест­ва»[10].


2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

2.1. Концепции происхождения государства

Существует несколько концепций происхождения государства.[11]

Теологическая концепция объясняет возникновение государства, а также все его решения действиями и санкциями божественной воли. На государя возложены основные обязанности по распространению учения Божьего, по наказанию врагов, творящих зло, и по созданию условий для благочестивой жизни людей.

Патриархальная концепция рассматривает государство как продукт разросшейся до размеров государства семьи, при этом власть правителя трактуется как власть отца в семье, а отношения между подданными и властителями - как семейные отношения. Отражением подобных взглядов стала, например, русская традиция называть правителя «царь-батюшка», «отец народа».

Договорная концепция основывается на том, что возникновению государства предшествует естественное состояние общества и человека, характеризующееся неограниченной свободой. Только после заключения общественного договора безграничная свобода была введена в разумные рамки путем создания государства как организации, призванной обеспечить баланс различных общественных интересов, права и свободы личности.