Смекни!
smekni.com

Государство, личность и права человека (стр. 1 из 5)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Государство, личность и права человека

1.1 Взаимосвязь государства и личности

1.2 Исторический характер прав человека

1.3Эволюция взглядов на права человека под воздействием глобализации

Выводы по первой главе

Глава II. Правовой статус личности

2.1 Понятие и сущность правового статуса личности

2.2 Принципы правового статуса личности

2.3 Гарантии прав и свобод человека

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. Государство, личность, общество – понятия тесно взаимосвязанные. Государство – политическая организация общества с определенной формой правления.

Общество – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей (в широком смысле); исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений (в узком смысле).

Личность (философ.) – внутреннее определение единичного существа в его самостоятельности, как обладающего разумом, волей и своеобразным характером, при единстве самосознания. Развитие лично-общественной жизни проходит исторически три главные ступени: родовую, национально-государственную и универсальную, причем высшая не упраздняет низшую, а только видоизменяет ее.[1]

Государство, общество и личность являются объектом и главными взаимосвязанными источниками предмета теории государства и права. Объектом исследования данной работы являются общественные отношения, связанные с государством и правом. Предметом исследования являются закономерности возникновения, становления, развития государства и права. Чтобы понять современное развитие российского права и принципы государственного строительства целесообразно подробное рассмотрение отдельных проблем, аспектов и вопросов государства, общества и личности в нем.

Цель курсовой работы – проанализировать тесную взаимосвязьгосударства, личности и общества.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

- рассмотреть понятия «государство», «личность», «права человека»;

- рассмотреть и проанализировать взаимосвязь данных понятий;

- рассмотреть исторический характер прав человека;

- изучить вопрос об эволюции взглядов на права человека под воздействием глобализации;

- рассмотреть вопрос о правовом статусе личности;

- изучитьгарантии прав и свобод личности.

Объектом работы являются общественные отношения, возникающие между личностью и обществом.

Предметом курсовой работы является государство, личность и общество.

В эпоху всемирной глобализации, при стирании границ, как политических, так и экономических, между различными государствами, как никогда остро встает вопрос о правовом развитии общества, личности и, конечно же, государства. Актуальный вопрос общественной жизни - это вопрос о государстве и праве, об общих закономерностях их возникновения и развития. Ведь знания этих закономерностей позволят с научной достоверностью отличать демократический политический режим от авторитарного, парламентскую республику от президентской, выделить общие признаки государства и т.д. Без этих знаний проблематично изучение других юридических дисциплин, так необходимых будущим юристам.

Поэтому в данной работе большое внимание уделяется вопросам по правам человека, правовому статусу личности, гарантии прав и свобод личности, без чего нет современного государства.

Глава I. ГОСУДАРСТВО И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

1.1 Взаимосвязь государства и личности

Взаимосвязь государства и личности требует, прежде всего, раскрытия содержания понятий «человек», «личность».

Человек - это родовое понятие, употребляемое для характеристики определенных биологических черт homo sapiens, на известной стадии развития, выделившегося из биологической Среды. Человек - единственное живое существо, наделенное сознанием.

Личность- 1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности;

2) Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности следует отличать от понятий «индивид» (единичный представитель человеческого рода) и «индивидуальность» (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех др.). Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями.

В Конституции России термин "личность" употребляется как собирательное понятие, в которое включается и человек (иностранец, лицо без гражданства) и гражданин.

Правовой статус личности - это система прав, свобод и обязанностей, закрепленная в нормах права. Основой правового статуса личности является ее конституционный статус, где права, свободы и обязанности в совокупности образуют единый, внутренне согласованный комплекс.

Независимо от того, о каких правах человека, а тем более – гражданина, чей статус ассоциируется с «принадлежностью» к государству, вся история их становления неизбежно связана в той или иной степени с государством.

Прямая связь прав человека с государством имеет место тогда, когда они возникают и развиваются в рамках позитивного права – права, установленного или санкционированного государством в лице его уполномоченных на то органов. Это явная и вполне зримая связь.

Косвенная и не всегда зримая связь между правами человека и государством прослеживается тогда, когда речь идет о естественных – «вечных» и неотчуждаемых правах, принадлежащих каждому человеку с момента его рождения.

Эта связь более явно обнаруживается, в частности, тогда, когда государство не только признает, но и законодательно закрепляет естественные права, как это имеет место с «правом на жизнь», закрепленным в действующей Конституции Российской Федерации (ст.20, п.1).

Однако независимо от того, в какой форме и в какой степени проявляется связь государства с правами человека, в теоретическом и методологическом плане. Весьма важным представляется при рассмотрении прав человека иметь в виду, что такого рода связь всегда существует и оказывает активное влияние на обе стороны – на государство и на права человека.

1.2 Исторический характер права человека

При рассмотрении данного вопроса нельзя не коснуться исторического характера права человека. Раскрытие исторического характера прав человека – процесс сложный, довольно емкий и требующий отдельного монографического рассмотрения. В практическом плане это означает, прежде всего, изучение прав человека не только на первоначальном этапе их зарождения и развития, но и на всех последующих этапах, вплоть до современного. Это рассмотрение прав человека применительно к конкретным историческим, политическим, социально-экономическим и иным условия жизни общества и государства. Это выявление тенденций и закономерностей развития прав человека на всем протяжении существования общества и государства, а кроме того – установление элементов их общности и их преемственности, особенностей на различных этапах эволюционного и революционного развития общества и государства.


Процесс возникновения того или иного «набора» прав и свобод человека, включающий в себя процесс их осознания и последовательного формирования. Это не одномоментный, а весьма длительный и весьма напряженный исторический процесс, зачастую начинающийся в пределах одной формации и завершающийся принятием формально-юридического акта, официально фиксирующего эти права и свободы, в рамках другой или других формаций.

Формально-юридическая фиксации – это всего лишь заключительная стадия, завершение процесса формирования, но отнюдь не весь процесс, который может начинаться в одной формации или цивилизации, а заканчиваться в другой, более поздней формации или цивилизации.

Несмотря на справедливость и обоснованность в целом тезиса о соответствии того или иного «набора» прав определенной формации или цивилизации, его не следует абсолютизировать, а тем более фетишизировать. Между правами и свободами, с одной стороны, и соответствующими формационными и цивилизационными рамками их возникновения и функционирования – с другой, не существует жесткой связи. Она всегда относительна и нередко весьма условна. Степень и характер этой связи и зависимости тех или иных прав и свобод от конкретной формационной и цивилизационной среды в каждом отдельном случае определяется конкретными историческими условиями.

Кроме того, говоря об относительном, а порою и весьма условном характере связей и зависимостей права и свобод человека от той или иной формации, весьма важным представляется иметь в виду не только межформационную историческую среду, но и внутриформационные, зачастую весьма противоречивые условия, при которых возникают и реализуются те или иные права.

Многие авторы, занимающиеся вопросом исторического характера прав человека, указывают на вечность и незыблемость законов природы, а вместе с ними и естественных прав. Это с одной стороны, а с другой – указание на «бесконечное увеличение» и постоянную изменчивость принимаемых законодателями разных стран «позитивных» законов выстраивает одну модель исторического характера отношений позитивных и естественных прав человека.

Естественное право при этом рассматривается как постоянная, раз и навсегда данная, «природная» основа, на которой создается и по мере развития общества и государства соответственно видоизменяется и позитивное право.

Естественное право, подмечал в свое время американский просветитель Т. Пейн, лежит в основе права гражданского (позитивного).

В отличие от данной, исторически доминирующей модели отношений позитивного и естественного права и, соответственно, позитивных и естественных прав, в научной литературе параллельно развивается и другая, в значительной мере отличающаяся от первой модель.