Смекни!
smekni.com

Граждане как субъекты гражданского права (стр. 6 из 12)

Государство оставляет за собой право ограничить права и свободы граждан, если это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, но сделано это может быть только на уровне федерального закона (п. 2 ст. 1 ГК).

Конституция РФ (ст. 56) закрепляет возможность ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения с указанием пределов и срока действия такого ограничения, за исключением ограничения права на жизнь, достоинство личности, неприкосновенности частной жизни, права на защиту своей чести и доброго имени, права на жилище, судебную защиту прав и свобод и некоторых других.

Допускается ограничение правоспособности как мера наказания, установленная приговором либо определением суда по уголовному делу, в виде: а) лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; б) лишения права свободно передвигаться по территории страны (ссылка и высылка), но только на определенный срок в пределах, установленных законом.[17]

Возможность ограничения гражданской правоспособности иностранных граждан в порядке ответной меры предусмотрена ст. 1194 ГК: "Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц"

§2.Гражданская дееспособность. Ограничение дееспособности

1. Под гражданской дееспособностью физического лица (гражданина) понимается его способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (ст. 21 ГК).

Дееспособность предполагает осознанную и правильную оценку человеком совершаемых им действий, имеющих правовое значение, т.е. это свойство субъекта гражданского права зависит от степени психической зрелости лица. Зрелость же психики зависит от возраста и психического здоровья человека, поэтому законодатель не может произвольно закрепить момент, с которого человек считается полностью дееспособным. Необходимо учитывать медицинские нормы психического созревания человека. Человек рождается не только физически беспомощным, но и психически незрелым. Разные возрастные категории людей при нормальном развитии имеют разный уровень зрелости психики. Вот почему дееспособность лиц разного возраста и состояния психики различна.

Дееспособность как единое понятие состоит из более простых элементов: способность человека самостоятельно осуществлять принадлежащие ему права, совершать сделки, приобретая тем самым новые права и возлагая на себя новые обязанности (сделкоспособность), и, наконец, способность нести гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный его противоправными действиями (деликтоспособность). Расчленение общего понятия дееспособности на отдельные элементы облегчает анализ процесса роста объема дееспособности по мере достижения человеком определенных возрастных границ.

2. При определении объема и структуры дееспособности различных граждан Гражданский кодекс РФ исходит из классификации их по возрасту. До 6 лет ребенок считается абсолютно недееспособным в силу незрелости психики.

Физических лиц от 6 до 14 лет Гражданский кодекс РФ характеризует как малолетних. Статья 28 ГК закрепляет так называемую дееспособность малолетних, которая состоит в способности самостоятельно совершать:

1) мелкие бытовые сделки, т.е. такие, которые направлены на удовлетворение повседневных потребностей человека, исполняются обычно при самом их совершении и незначительны по сумме;

2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;

3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или свободного распоряжения.

Следовательно, в этих возрастных рамках гражданин обладает частичной сделкоспособностью и частичной способностью осуществлять гражданские права. Деликтоспособностью такие граждане не обладают, поскольку ответственность за вред, причиненный малолетними, несут их родители, усыновители или опекуны.

Вышеуказанные элементы дееспособности малолетних представляют собой исключение из общего правила о том, что за несовершеннолетних, не достигших 14 лет, сделки совершают от их имени только родители, усыновители или опекуны. Поэтому наиболее распространено мнение о том, что эта категория граждан недееспособна. Это подтверждается и позицией законодателя. Опекун назначается лицу до 14 лет, а, по общему правилу, опека учреждается над гражданами, являющимися недееспособными.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет обладают частичной дееспособностью, поскольку могут совершать сделки с письменного согласия родителей, усыновителей или попечителей. При этом расширяется объем дееспособности, реализуемой самостоятельно: к объему дееспособности предыдущего возраста ст. 26 ГК добавляет право без согласия родителей, усыновителей и попечителей распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами; осуществлять права автора произведения науки, литературы и искусства, изобретения и иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться этими вкладами. По достижении 16 лет граждане вправе быть членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах.

Помимо расширения способности самостоятельно осуществлять права и сделкоспособности для граждан этого возраста закон предусматривает и возникновение деликтоспособности. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред, что закреплено ст. 1074 ГК. Здесь же отражена специфика деликтоспособности граждан этого возраста, которая состоит в том, что при отсутствии средств для возмещения вреда у несовершеннолетнего бремя возмещения этого вреда до достижения причинителем совершеннолетия полностью или в недостающей части возлагается на родителей (усыновителей) или попечителя несовершеннолетнего, если они не докажут, что вред возник не по их вине.[18]

В полном объеме гражданская дееспособность возникает с наступлением совершеннолетия, т.е. достижения 18-летнего возраста, поскольку с этим возрастом в России связывается представление о полном психическом созревании человека. Полная дееспособность означает и совершенно самостоятельную имущественную ответственность гражданина. По ст. 24 ГК гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Статья 25 ГК закрепляет порядок имущественной ответственности гражданина - индивидуального предпринимателя в случае признания его судом несостоятельным (банкротом).

Определяя 18-летие как момент наступления полной дееспособности абсолютного большинства граждан, ГК, как исключение, закрепляет два случая, когда полная дееспособность может наступить ранее 18 лет: 1) в случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет. Гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме с момента вступления в брак. Приобретенная таким образом полная дееспособность сохраняется и после расторжения этого брака до достижения 18 лет; 2) в случае эмансипации несовершеннолетнего при двух условиях: осуществление несовершеннолетним, достигшим 16 лет, трудовой деятельности по трудовому договору (контракту) или осуществление им предпринимательской деятельности. При согласии на эмансипацию несовершеннолетнего обоих родителей, усыновителей или попечителя решение о ней принимается органом опеки и попечительства, а при отсутствии такого согласия - судом.

При наличии заболевания психики, выражающегося в том, что человек либо не понимает значения своих действий, либо понимает, но не может ими руководить, он может быть в судебном порядке признан недееспособным вследствие психического расстройства, даже если является совершеннолетним.

Например, в Кукморский районный суд были поданы жалобы от троих граждан.[19] По их мнению, статьи 402 437, 444, 445 УПК РФ и глава 15 УК РФ нарушают их конституционное право на судебную защиту. Согласно этим нормам, при наличии заключения судебно-медицинской экспертизы о необходимости принудительного психиатрического лечения, обвиняемые, не допускаются к заседаниям суда и не могут знакомиться с материалами дела, а их показания не считаются доказательствами. Не могут они также обжаловать постановления судов об их принудительном лечении.

Вопрос о любом участии таких граждан или их законного представителя в деле решается по усмотрению следственных органов, прокуратуры и судов. Таким образом, по мнению жалобщиков, признанные психически больными граждане вообще лишаются возможности представлять свои интересы. Кроме того, обжалование приговоров, вынесенных признанным психически больными, сильно затруднено, так как надзорные инстанции, в случае, если жалобщик – сам подсудимый, могут отклонить жалобу на основании того, что она подана «ненадлежащим лицом». Конституционный суд России 20 декабря 2007 года признал неконституционными статьи Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, ограничивающие участие в судебных процессах психически больных обвиняемых.