Смекни!
smekni.com

Трудовые отношения и занятость (стр. 3 из 4)

Лица с низкой степенью адаптации пессимистично воспринимают экономические преобразования, считая, что перемены в экономике заметно осложнили их личную жизнь, привели к потерям. В итоге - негативные эмоциональные переживания, порой отчаяние, безысходность.

Лица со средней степенью адаптации занимают промежуточное положение. От хорошо адаптированных они отличаются большей критичностью в оценке влияния реформ на их жизнь. В связи с трудностями- озабоченность, тревога. Но критичность их умеренна. В отличие от лиц с низкой адаптацией, они более оптимистичны, наряду с трудностями отмечают положительные изменения. Эмоциональный фон жизнедеятельности представителей этой группы более благоприятный.

В ходе поведенных исследований были выделены некоторые статистические зависимости. Та, было выявлено, что на высокий уровень адаптированности положительно влияет уровень образования. Кроме того, наиболее часто низкая степень адаптации диагностировалась у людей 30-50 лет.

На процессы адаптации работников к новым условиям, к условиям рынка оказывают влияние ряд факторов. Так, ведущая роль среди них принадлежит факторам «материального» характера. Так, 60% респондентов беспокоит заработок, 24% работников обеспокоены надежностью места работы, способного обеспечить уверенность в будущем.

Важным фактором, влияющим на адаптацию человека, являются его индивидуальные особенности, которые либо помогают вписаться в сегодняшние условия, либо загоняют в жизненный тупик. Анализ причин, способствовавших успешной адаптации людей в условиях рынка, показывает, что у многих дела идут успешно не за счет конструктивных действий, а благодаря обстоятельствам благоприятно сложившимся еще в доперестроечное время, - хорошей профессии и подходящему месту работы.

Поведение людей с высокой степенью адаптации отличается большей активностью, наиболее активны в стремлении приспособиться, лица до 30 лет. Они составляют большую часть сменивших в недавнем времени работу или специальность. Служащие и представители массовой интеллигенции предпочитают оставаться на прежних рабочих местах, их деятельность сводится, главным образом, к подработке.

Важную роль в процессе адаптации играют индивидуальные качества и личностные особенности людей. Из приведенных данных следует, что на отсутствие здоровья, находчивости, жизненной ловкости указывают чаще всего респонденты с низкой адаптацией. Особенно это характерно для интеллигенции. На недостаток здоровья чаще всего сетуют женщины. Для многих людей слабое здоровье действительно проблема, но исследования показывают, что ряд людей прячут свою пассивность за ссылками на недомогание.

Люди с высоким уровнем адаптации к рыночным экономическим условиям среди качеств, отсутствие которых мешает достижению успеха, отмечают прежде всего: умение от слов перейти к делу (23%), силы характера (23%), молодости (20%), смелости и решительности (18%), квалификации и знаний (15%).

При оценке личных качеств, отсутствие которых препятствует достижению успехов в жизни 40% людей с низким уровнем адаптации отметили такие качества, как нахальство и бесцеремонность. Это объясняется , как минимум, двумя фактами, определяющими такое мнение. Прежде всего это расхожий в обществе образ преуспевающего человека - «этакого хама и циника, попирающего нормы права и общественного поведения» Именно с ним сравнивают себя некоторые из анкетируемых.

С другой стороны в ряде случаев срабатывает механизм психологической защиты по типу рационализации, когда ситуация человеком упрощается и он успокаивает себя: «Да, другие преуспели в жизни, но за счет нахрапистости, что добродетелью вовсе не является. Был бы и я таким же бесцеремонным - все сложилось бы иначе, но я не такой плохой, а, следовательно, лишен успеха.»

Одновременно игнорируются факторы, которые в действительности во многом определяют эффективность деятельности и при этом не расходятся с представлениями о порядочности. Так 45% людей с высоким уровнем адаптации к современным экономическим условиям считают, что важнейшими условиями, при которых человек может успешно прожить в наше время, являются выгодные связи, столько же называют активность и предприимчивость; 70% опрошенных называют умение по настоящему работать, не лениться; 35% отмечают наличие хорошей специальности; 28% выделяют личную честность и порядочность.

Успешная адаптация к условиям рынка в значительной мере возможна лишь в том случае, если идеология, концепция реформ совпадет с ценностными ориентациями, представлениями, психологически-ми установками человека. Во многих случаях о таком совпадении говорить не приходится, и это является одним из обстоятельств, затрудняющих адаптацию.

Довольно распространенной остается ориентация на уравнительность в доходах. Лишь 15% респондентов не видят ничего страшного в том, что разница в материальной обеспеченности будет велика. Допускают дифференциацию доходов, но при условии, что она будет незначительна - 47%, полностью отрицают возможность имущественного расслоения 26% опрошенных.

Причиной фрустрации, переживаемой значительной частью населения, стали несбывшиеся надежды на большую социальную защищенность. Многие не связывали реформы с перераспределением собственности, рассматривали их как возможность получить дополнительные социальные блага и гарантии без усилий и действий со своей стороны. Но дело не только в этом. Отсутствие терпимости к имущественному расслоению - во многом реакция на образовавшийся фактический разрыв в доходах, когда одна часть населения, причем наибольшая, стремительно обеднела, а другая, зачастую несправедливо, обогатилась.

Для того, чтобы лучше уяснить особенности адаптации современных работников к новой экономической ситуации, следует еще раз отметить, что многие из них вынуждены искать работу, оказавшись безработными из-за процессов высвобождения рабочей силы, идущих в настоящее время в России. В такой ситуации работник часто оказывается в ситуации, когда поиск новой работы или адаптация в конкретной организации требуют от него определенных жертв и компромиссов, часто понижения его трудового и социального статуса. Такая ситуация принципиально отличается от той, которая была в советский период.

В советской экономике существовали три главных источника предложения рабочей силы. Первая группа включала тех, кто впервые начинал трудовую деятельность: выпускников школ, техникумов, ВУЗ'ов, демобилизованных военнослужащих срочной службы и т.д. Им еще предстояло получить определенный трудовой статус и закре-питься в нем. Вторая группа объединяла людей, которые после дли-тельного добровольного или вынужденного перерыва возвращались к активной трудовой жизни. Речь идет, например, о долго не работав-ших в общественном производстве домохозяйках, некоторой части пенсионеров и инвалидов. При новом трудоустройстве они могли су-щественно потерять в трудовом статусе по сравнению с тем, что имели до перерыва. И, наконец, третья группа - те, кто добро-вольно менял место работы. В данном случае имеется ввиду обычная текучесть кадров, когда человек получает возможность повысить свой трудовой статус (место в иерархии, зарплату, престиж работы и т.п.), получив дополнительные блага, либо сократить физические и психологические издержки, связанные с отношениями в коллективе, удаленностью от дома и т.п.

Таким образом если раньше перемещения работника по иерархии трудового статуса было жестко детерминированы, то в условиях рынка он зачастую должен сам решать, как в условиях возросшей трудовой мобильности вести себя на рынке труда. При всем многообразии возможных типов поведения (от открытия собственного бизнеса до организации забастовок и политической борьбы с правительством) можно выделить две принципиальные стратегии поведения работника, если он оказался перед необходимостью приспосабливаться к изменившимся условиям на своем предприятии или на вынужденном увольнении. Эти адаптационные стратегии могут быть выражены единым признаком (фактором) противодействия или подчинения работников неблагоприятным обстоятельствам. То есть всех работников, которые в современных (непривычных для большинства и потому не благоприятных) условиях вынуждены искать работу и адаптироваться к ней, можно разделить условно на две группы в соответствии со стратегией поведения. Первая группа работников сочетает стремление удержать, восстановить или даже повысить трудовой статус и готовность пойти для этого на дополнительные затраты физической и умственной энергии ( повышать квалификацию, работать более интенсивно). Вторая группа работников ,напротив, предполагает серьезные уступки: получать меньшую зарплату, трудиться на любой ( сколь угодно худшей ) работе, в пределе - вообще лишиться ее и жить на пенсию или накопления. При такой позиции человек не планирует дополнительных физических и умственных затрат.

Можно привести некоторые отличительные признаки двух вышеперечисленных типов работников. Так, второй тип отличается от первого старшим возрастом, низким образованием, меньшей зарплатой (правда, более высокими душевыми доходами), большей усталостью,

сравнительно высокой долей женщин. Понятно, скажем, что молодым, более образованным и квалифицированным мужчинам проще затратить дополнительные усилия, повысить квалификацию, после увольнения найти работу по специальности. Людям пожилым, не обладающим достаточным образованием, здоровьем и физическими возможностями это дается труднее. Кроме того, им зачастую проще пойти на уступки, ибо многие имеют «тылы» для отступления (это накопления прошлых лет, приближающаяся пенсия, взрослые дети).

Те, кто настроены бороться с обстоятельствами, особенно ценят гарантии высокого уровня оплаты, ориентированы на самореализацию и автономию в труде. «Уступчивые» же в первую очередь озабочены гарантиями занятости, и их главное опасение - перспектива потери постоянной работы. Для представителей этой группы больше, чем для других, работа является источником уважения, авторитета в глазах окружающих, им психологически сложнее оказаться без нее или в ситуации вынужденной смены предприятия.