Смекни!
smekni.com

Смысл богатсва человека

Отсутствие осознанной сколько-нибудь отдаленной перспективы не побуждает человека к формированию возвышенных потребностей, зацикливает его на удовлетворении сиюминутных в большей степени биологических потребностей: еда, питье, секс, легкомысленные бездуховные развлечения. Эта ситуация формирует бесхарактерного человека, человека без определенных жизненных идеалов, человека-потребителя.

Тип человека-потребителя - продукт американского и западноевропейского образа жизни, сформировавшегося в условиях капитализма середины XX века.

По своей сущности можно разделить людей на две группы: на тех, кто стремится быть, т. е. стремится к своему всестороннему развитию, и на тех, кто стремится к безудержному обогащению, к накопительству материальных ценностей, денег, драгоценных металлов, престижных автомобилей и пр. Принцип быть или иметь был рассмотрен немецким социологом Эриххом Фроммом.

В обществе с гигантской индустрией и электронными средствами массовой информации, индивид, который не контролирует своей работы и отчужден от результатов своего руда, чувствует свою ничтожность перед созданными им грозными и анонимными для него машинами, он перестает быть деятельным человеком, т. е. он теряет свою сущность. Поскольку человек по своей сущности социально-деятельное существо, с потерей этой сущности он умирает как человек.

В этих условиях потребность в пользе большого потребления продукции промышленности превращает человека в прожорливого человека, в грудного ребенка, который обуревает страстью потребления. Для него все становится статьей потребления: сигареты, спиртное, кино, телевидение и даже образование, книги и лекции.

Современная промышленность создает новые потребности и ловко ими манипулирует при помощи рекламы.

Алчность к потреблению становится доминирующей психической силой в современном индустриальном обществе. Чем больше власти человек имеет над машиной, тем более безвластно его существование, чем больше он потребляет, тем больше становится рабом все увеличивающихся потребностей. Свобода к потреблению становится сущностью человеческой свободы.

Человек-потребитель в его крайних формах есть психоаналитический тип алкоголика, наркомана, больного СПИДом. Он - продукт застойного потребительского общества, скроенного по канонам рыночной экономики.

Ставя вопрос "быть или иметь" ответ не однозначен. Само собой разумеется, для того, чтобы быть надо что-то иметь, а именно материальные условия своего гуманного развития.

Рассуждая над этим вопросом надо сказать, что накопление вещественного богатства не должно быть самоцелью, а лишь средством для своего всестороннего развития, причем средством, приобретенным собственным трудом.

Поэтому формирование разумных потребностей должно уберечь человека от двух крайностей: от превращения нищеты во благо, а человека в духовного аскета, с одной стороны, и от превращения человека в жирного кота, в подобие всепожирающего животного, с другой стороны. Осуществление этого гуманистического идеала в смысл индивидуальной жизни возможно в условиях жизни в обществе, устроенного на началах справедливости и свободы.