Смекни!
smekni.com

Новая экономическая политика 4 (стр. 2 из 4)

К осени 1922 г. Ленин в основном завершил разработку НЭПа. К ее основным социально-экономическим целям можно отнести:

- допущение плюрализма социалистических форм собственности и их кооперирование:

- замена продразверстки продналогом;

- всемерное использование закона стоимости и товарно-денежных отношений;

- принцип оплаты по количеству и качеству турда, перевод государственных предприятий на хозрасчет и рентабельность;

- временное допущение капиталистических элементов в интересах оживления экономики при сохранении в руках государства главных экономических высот. Последующее вытеснение их государственным сектором посредством экономического соревнования;

- совершенствование государственного управления и планирования народным хозяйством на основе демократизации Советской власти.

Это была реальная экономическая политика, рассчитанная на построение социализма наиболее целесообразными, доступными путями. О НЭПе было принято решение на Х1 съезде партии. Съезд поставил задачу окончательного перевода Госпредприятий на коммерческие основы и указал, что перевод госпредприятий «На так называемый хозяйственный расчет неизбежно и неразрывно связан с новой экономической политикой, и в ближайшем будущем неминуемо этот тип станет преобладающим, если не исключительным».

С принятием программы нэпа жизнь в Советской России несказанно изменилась. Вновь вступила в свои права частная собственность. Неизвестно откуда появившиеся нэпманы с огромными капиталами непонятного происхождения («новые русские» того времени) торжествовали, спекулировали, кутили в ресторанах и все больше чувствовали себя «солью земли» и хозяевами жизни. Потакая их вкусам, процветала пошлая «массовая культура». В деревне, ставшей после Октября почти сплошь середняцкой, снова вырос и стал задавать тон жизни «кулак».

Наши современники в большинстве своем плохо представляют себе, что такое нэп. Даже убежденные сторонники социализма подчас рисуют картины чудесного возрождения разоренной войной страны, когда после повсеместного голода вдруг словно по мановению волшебной палочки воцарилось изобилие, и прилавки магазинов, давно не видевшие никаких товаров, стали ломиться от их изобилия. Да, это так, но сегодня, когда в результате либеральных реформ мы тоже имеем возможность полюбоваться прилавками с десятками сортов колбасы, но вряд ли сможем ею полакомиться из-за отсутствия денег, нас уже такое чудо не удивит. Вот и в нэповской России 20-х годов поглядеть на внезапно объявившееся изобилие товаров мог каждый житель столицы, но купить их могли немногие. Так что перспективы НЭПа оказались не самыми радужными. В стране царили разруха, безработица, нищета, безпризорщина.


НЭП в сельском хозяйстве, промышленности и финансах.

Постановление X съезда РКП(б) о замене разверстки продналогом, положившее начало новой экономической политике, законодательно было оформлено декретом ВЦИК в марте 1921 года. Размер налога снизился почти в два раза по сравнению с продразверсткой, причем основная его тяжесть падала на зажиточных сельских крестьян. Декрет ограничивал свободу торговли остающейся у крестьян после уплаты налога продукцией “пределами местного хозяйственного оборота”. Уже к 1922 году обозначился заметный рост сельского хозяйства. Страна была накормлена. В 1925 г. посевная площадь достигла довоенного уровня. Крестьяне засеяли почти такую же площадь, как в довоенном 1913 г. Валовой сбор зерна составил 82% по сравнению с 1913 г. Поголовье скота превысило довоенный уровень.13 млн. крестьянских хозяйств являлись членами сельскохозяйственной кооперации. В стране было около 22 тыс. колхозов. Осуществление грандиозной индустриализации требовало коренной перестройки аграрного сектора. В западных странах аграрная революция, т.е. система совершенствования сельскохозяйственного производства, предшествовала революционной промышленности, а потому в целом было легче снабжать продуктами городское население. В СССР оба эти процесса приходилось осуществлять одновременно. При этом деревня рассматривалась не только как источник продовольствия, но и как важнейший канал пополнения финансовых ресурсов для нужд индустриализации.

17 мая 1921 года принимается постановление Совнаркома, в соответствии с которым предлагалось принять меры к развитию кустарной и мелкой промышленности, как в форме частных предприятий, так и в кооперативной. Отменялись ранее принятые постановления о национализации предприятий, на которых трудилось свыше пяти рабочих. Они были возвращены прежним владельцам. Более трети всех промышленных предприятий преимущественно мелких и средних были сданы в аренду. Причем более половины из них получили частные лица. С 1921 года была разрешена аренда средств производства. Часть предприятий (в основном пищевой промышленности) взяли в аренду кооперативы. В то же время назрела необходимость провести реформу управления государственной промышленностью. 9 августа 1921 был принят “Наказ СНК о проведении в жизнь новой экономической политики”. В этом документе было предусмотрено введение хозяйственного расчета на государственных предприятиях. Предлагалось сократить число предприятий, находящихся в ведении ВСНХ и его местных органов, привести их количество в соответствии с имевшимися у государства ресурсами, а остальные сдать в аренду или закрыть. Одновременно указывалось на возможность перехода к денежной форме обмена и необходимость введения платности всех сельскохозяйственных услуг. В августе – сентябре 1921 года был принят ряд других декретов, расширявших свободу маневра государственных предприятий. Начал осуществляться курс на отказ от принудительного привлечения рабочей силы и переход к добровольному найму. Упразднялась уравнительная оплата труда, существовавшая в годы “военного коммунизма”. Рабочие стали получать заработную плату в зависимости от своей квалификации и количества произведенной продукции. Для углубления этих реформ был установлен порядок аренды предприятий. В результате этих мер к середине 20 годов в промышленности кооперированы около 18% предприятий. Вместе с тем разрешалось для промышленного развития и привлечение иностранного капитала. С этой целью разрешалась аренда российских государственных предприятий зарубежными предпринимателями.

В качестве стимулов в развитии советской экономики на первый план выдвигались экономическая заинтересованность и хозяйственный рост. Большое внимание уделялось кооперативам.

Частный сектор промышленности состоял главным образом из предприятий, работающих на местном сырье и обслуживающих потребительский рынок. Частные предприятия производили практически 90% продукции всей мелкой промышленности. В результате воплощения в жизнь новой экономической политики в стране начался хозяйственный подъем. За период 1921-1924 годов валовая продукция крупной государственной промышленности возросла более чем в 2 раза. На действовавших предприятиях удалось сохранить основные кадры рабочих. Благодаря героическому, самоотверженному труду рабочего класса промышленное производство в стране за год увеличилось вдвое. Трудовой подъём рабочего класса ускорял темпы восстановления промышленности. С 23 года начался быстрый рост числа рабочих, занятых в государственной промышленности, в результате чего удалось достигнуть довоенного уровня по выпуску важнейших видов продукции в крупной и мелкой промышленности. В 1925 г. объём производства в стране составил 75% довоенной выработки продукции. Труднейшая задача восстановления разрушенной промышленности была решена в довольно короткий срок. Восстанавливался транспорт, налаживалась его работа.

В целом восстановление народного хозяйства страны остро поставило вопрос об индустриализации и преодолении технико-экономической отсталости страны. Переход от доиндустриального к индустриальному технологическому способу производства в России начался еще в XIX веке. Но темпы этого процесса были таковы, что вплоть до революции Россия оставалась аграрной страной, в которой преобладали мелкое производство и домашние формы труда. К исходу первого десятилетия советской власти Россия оказалась на той же начальной стадии индустриального преобразования, которого достигла накануне первой мировой войны и революции. Уровень производства на душу населения в нашей стране был меньше в 5-10 раз и более, чем в индустриально развитых странах. Поэтому важнейшей задачей в эти годы стала задача развития тяжелой промышленности, которая нуждалась в государственных субсидиях.

В масштабах всей страны на первое место, как и весной 1918 года, выдвигался безденежный товарообмен между городом и деревней через государственные и кооперативные торговые учреждения. Но уже в октябре 1921 года Ленин с горечью констатировал, что “с товарообменом ничего не вышло, частный рынок оказался сильнее нас, и вместо товарообмена получалась обыкновенная купля-продажа, торговля”. Важнейшей составной частью НЭПа являлось возрождение фактически распавшейся денежной системы государства. Наряду с Государственным банком в 1922 году были открыты отраслевые банки: Торгово-промышленный, Российский коммерческий банк, Банк потребительской кооперации и т. д. , а также местные коммунальные банки. Система банковских учреждений дополнялась в деревне кредитной кооперацией, руководимой местными и центральными сельскохозяйственными банками, а в городе – обществами взаимного кредита, обслуживающими частные промышленные и торговые предприятия. С осени 1921 года в стране началось проведение денежной реформы. В 1922 году Госбанк выпустил в оборот банковский билет (червонец), имевший твердое обеспечение. К весне 1924 денежная реформа была удачно завершена. Торговый оборот начал строится на основе твердой советской валюты, которая была принята на валютных биржах, как конвертируемая.