Смекни!
smekni.com

Гражданско-правовая охрана жизни и здоровья (стр. 4 из 18)

Имея набор личных неимущественных благ, а также права на них, зная методы управления ими, субъект (гражданин или организация) получает возможность формировать свою индивидуальность. Пренебрежение своими благами, например, физическим и психическим здоровьем, внешним обликом и другими - также один из вариантов автономного выбора. Поэтому в литературе справедливо отмечается, что неимущественные блага обеспечивают развитие индивидуальности того, кому они принадлежат[24].

Признание обществом (и государством) неимущественных благ субъекта проявляется в признании за ним соответствующих прав. А наличие субъективного права дает их обладателю возможность защищать свой внутренний мир, частную жизнь и частную деятельность от необоснованного воздействия государства, его органов и иных участников общественных отношений[25].

Неимущественными принято считать права, которые возникают по поводу объектов или благ, которые не имеют стоимостной оценки в обществе.

Содержание ст.150 ГК дает основание считать нематериальными благами и сами блага (жизнь, здоровье, честь, доброе имя и т.п.), и права на них. Некоторые авторы приняли такую формулировку как руководство к действию и признают объектами прав и блага, и сами права[26].

Такая позиция законодателя встретила критическую оценку в литературе[27]. Эти нормы гл.8 ГК следовало бы уточнить. Дело не только в том, что существенно не полон перечень благ, с чем еще можно было бы смириться: в конце концов есть же имущественные права как разновидность объектов гражданских прав. Более серьезная погрешность этой главы в ином. Уже в названии говорится о защите благ. В п.2 ст.150 устанавливается, что "нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом... ". Здесь заключено отступление от самого понятия права и его роли в обществе: право регулирует отношения (а не отдельные объекты - вещи и т.д.) и предусматривает защиту прав, а не непосредственно благ, какими бы значимыми для общества они ни были. Поэтому предложения об уточнении редакции норм гл.8 ГК РФ заслуживают безусловной поддержки.

Неимущественные права существуют не сами по себе. В юридической науке уже давно стало господствующим мнение, согласно которому субъективным правам непременно корреспондирую к обязанности других субъектов. Праву субъекта на его неимущественные блага противостоит обязанность всех других субъектов (общества, государства, муниципалитета, физических и юридических лип) воздерживаться от нарушения права. Вследствие того, что все окружающие обязаны воздерживаться от нарушения неимущественных прав данного субъекта, обеспечивается автономия последнего. Таким образом, основное назначение неимущественных прав - обеспечить субъектам гражданского права автономию воли.

Автономия - объективное и естественное свойство человека в обществе. Право как система норм его признает и обеспечивает. Обеспечение автономии со стороны гражданского законодательства заключается в том, что оно предоставляет управомоченному лицу возможность свободного поведения в пределах своей автономии, а иногда при этом раскрывает спектр тех действий, которые вправе совершать обладатель личного неимущественного права. Вот почему целесообразно говорить о содержании правомочия лица, которому принадлежит то или иное неимущественное право.

Неимущественные правоотношения имеют сложную структуру, включающую в себя субъектов, связывающие их права и обязанности, а также объект, по поводу которого между участниками складываются взаимные права и обязанности.

Структура неимущественных правоотношений подробно рассматривается в последующих параграфах.

1.2 Жизнь и здоровье в системе личных неимущественных прав

Попытки построить систему личных неимущественных прав имели место еще тогда, когда они небыли признаны советским правом. Одним из первых такую попытку предпринял В.А. Рясенцев. Смысл его классификации состоял в следующем[28]. Он выделял:

1) личные неимущественные права, сущность которых составляют личные неимущественные блага, не отделимые от личности (жизнь, здоровье, неприкосновенность личности);

2) личные неимущественные прав; в основе которых лежат неимущественные блага, индивидуализирующие человека в коллективе (имя, честь, достоинство и т.д.);

3) личные неимущественные права в сфере брачно-семейного права;

4) личные неимущественные права в сфере творческой деятельности, а также интересы, возникающие из права на образование, на отдых, разно образные культурные запросы и т.д.;

5) личные неимущественные права, в основе которых лежат имущественные интересы. В цело современные представления о системе личных неимущественные правоотношений ушли далеко вперед[29], но нетрудно заметить, что первая классификация В.А. Рясенцева оказывает на них свое влияние и в наши дни.

Достаточно детальную классификацию личных неимущественных прав провела Т.В. Дробышевская[30]. В этом безусловная ценность исследования. Но и ее результат вызывает вопросы. Так, в одну групп (вторую) объединены субъективные права, обеспечивающие индивидуальность личности и адекватность ее восприятия обществом. Уже из названия видно, что здесь объединены права на основе разных критериев. В состав этой группы включены:

"1) Право на честь, достоинство и деловую репутацию:

а) право на использование сложившихся в обществе представлений о себе в различных сферах деятельности;

б) право на изменение содержания чести и деловой репутации.

2) Право на имя (право на имя, отчество, фамилию, подпись):

а) право обладать определенным именем,

б) права пользоваться своим именем;

в) право на сокрытие своего имени;

г) право на изменение и перемену имени;

д) право на передачу своего имени ребенку;

е) право на запрещение (разрешение) использования своего имени после смерти;

ж) право на установление своего имени

3) Право на идентификацию национальной принадлежности:

а) право на определение своей национальной принадлежности;

б) право на указание своей национальной принадлежности.

4) Право на идентификацию вероисповедания.

5) Право на индивидуальный облик:

а) право на самостоятельное определение своего индивидуального облика;

б) право на использование своего индивидуального облика.

6) право на голос;

а) право на использование своего голоса (в рекламе, эстрадных номерах и т.д.);

б) право на звукозапись своего голоса.

7) Право на национальный язык.

8) Право на неприкосновенность генома человека.

9) Право наличный герб"[31].

Зачисление в одну группу прав, представляющих собой возможность идентификации национальной принадлежности и выбор вероисповедания, никак нельзя рассматривать в качестве средства индивидуализации личности в обществе, потому что нередко такой набор делается без огласки. Да и на восприятие субъекта обществом эти признаки мало влияют, особенно когда человек отказывается от религиозного мировоззрении или просто скрывает свое вероисповедание. Выбор национальности - это скорее шаг к самоидентификации. Право на использование своего облика (в том числе голоса) в рекламе и эстрадных представлениях имеет скорее имущественный характер и переходит в другую область научного анализа.

Трудности в деле классификации личных неимущественных прав вызнаны в значительной степени тем, что представления о них формируются в некотором смысле стихийно. Право на автономию признавалось еще в древних источниках права. Об этом свидетельствуют нормы об ответственности за лишение жизни, причинение вреда здоровью, покушение на физическую неприкосновенность и т.д. В Дигестах Юстиниана устанавливались правила зашиты людей, которые пострадали вследствие своей ошибки (промаха) или обмана; понесшим ущерб вследствие страха или чужого лукавства[32]. Такое неправомерное поведение в древности рассматривалось как стремление воздействовать или фактическое воздействие на другого субъекта с целью лишить его возможности принимать решения на основе своей автономии воли. Согласно Артикулам военным 1715 г. (артикул 149)"сочинение пасквили или оскорбительного письма, а также если злой умысел припишет, вследствие чего доброму имени вред причинен будет, то сочинителю полагается наказание, которое грозило оговоренному"[33]. Стремление воздействовать на репутацию оговоренного помимо его воли (в нарушение его автономии) влекла серьезные последствия для сочинителя.

Законодательство, формулируя нормы о личных неимущественных правах, зачастую руководствуется остротой вопроса в современном обществе. Так. ч.1 ст.29 Конституции устанавливает, что каждому гарантируется свобода мысли и слова. Отсюда непосредственно вытекает право иметь любые религиозные убеждения. Однако в Конституции праву на свободу вероисповедание посвящена отдельная норма: печальные уроки истории вынуждают законодателя ввести (в ст.28) специальное правило. Часть 1 ст.29 Конституции предусматривает, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию. Эта норма безусловно распространяете на случаи, когда человек нуждается в квалифицированной юридической информации, т.е. в получении юридической помощи. Жизнь, однако, диктует, что необходимо специальное установление такого права. И соответствующая норма включена в ст.48 Конституции.