Смекни!
smekni.com

Надзор за банковской системой (стр. 3 из 3)

Опыт показывает, что нередко центральные банки в своей политике в отношении банковского сектора руководствуются соображениями типа “слишком большой для того, чтобы рухнуть” (в России часто в этом контексте звучит слово “системообразующий”). Логика подобных решений такова: если рухнет крупный банк, то пострадают многие другие банки, связанные с ним, например, корреспондентской сетью. Поэтому в такой ситуации ЦБ целесообразно оказать поддержку крупному банку, который оказался в затруднительном финансовом положении. Однако эта политика порождает проблему безответственного (оппортунистического) поведения со стороны крупного банка. Рассчитывая на помощь ЦБ в случае возникновения трудностей, управляющий банком будет иметь стимулы браться за необоснованно рискованные проекты.

Основных способы предоставления услуг иностранными производителями, согласно классификации ВТО, могут включать: трансграничное предоставление услуги, потребление услуги за границей, коммерческое присутствие в стране, где предоставляется услуга, и временное перемещение лица, предоставляющего услугу, в страну, где потребляется услуга.

Основными способами предоставления иностранными банками финансовых услуг в России являются трансграничное предоставление (например, консорциум иностранных банков предоставляет синдицированный кредит российской нефтяной компании) и учреждение коммерческого присутствия (например, российский дочерний банк иностранного банка обслуживает счета и кредитует российские предприятия).

Опыт многих развивающихся и переходных экономик показывает, что либерализация рынка финансовых услуг оказывает положительный эффект на реальный сектор. Выгоды, связанные с открытием рынка, состоят в том, что, во-первых, российские заёмщики получают доступ к стабильному источнику долгосрочных и относительно дешёвых кредитным ресурсов, а во-вторых, иностранные банки предлагают клиентам более качественные и более дешёвые услуги. Большая часть аргументов против открытия рынка связаны со стремлением защитить более слабый отечественный банковский сектор от конкуренции.

Основным недостатком трансграничного предоставления банковских услуг является то, что иностранные банки платят налоги и создают рабочие места в своей стране. Ситуация схожа с либерализацией импорта товаров, которая, в отличие от прямых иностранных инвестиций, выгодна потребителям, но не приводит к притоку средств в отечественную промышленность. Установление коммерческого присутствия (открытие иностранного дочернего банка либо филиала в стране-потребителе банковских услуг) действует на банковский сектор примерно так же, как и прямые иностранные вложения в промышленности: в сектор приходят деньги и передовые технологии, занятость растет. Однако, если в качестве формы коммерческого присутствия иностранных банков выбирается открытие филиалов, эти банки получают значительные конкурентные преимущества перед отечественными.

Существенное различие между филиалом и дочерним банком заключается в том, что при учреждении филиала не требуется авансировать капитал в уставный фонд. Материнский банк отвечает по всем обязательствам филиала, а значит, все риски, которые принимает на себя филиал, относятся на капитал материнского банка. В условиях, когда суммарный капитал российских банков не превышает капитал банка Кредитанштальт, коммерческое присутствие иностранных банков в форме учреждения филиалов даст последним существенные конкурентные преимущества по сравнению с российскими банками.

Предположим, например, что норматив достаточности капитала (отношение капитала банка к его активам) составляет 10%. Тогда если капитал материнского банка составляет $1 млрд, то, инвестировав $1 млн в создание инфраструктуры (офис в России), филиал сможет выдавать кредиты до $10 млрд, т.к. для филиала нормативы рассчитываются относительно капитала материнского банка. Фактически обязательные нормативы ЦБ РФ не являются ограничивающими для филиалов иностранных банков в России. Вместе с тем, объём кредитов, которые может выдать российский банк с капиталом $5 млн (минимальная величина капитала для новых банков) не может быть более $50 млн. Это означает, что филиалы иностранных банков способны в одночасье вытеснить российские банки из сегмента крупных корпоративных клиентов и захватить большую часть “пирога”, в то время как российские банки останутся на периферии банковского сектора и будут “довольствоваться” менее доходными и более трудоемкими видами банковского бизнеса.

До последнего времени политика ЦБ в отношении иностранных банков была направлена на то, чтобы поощрять создание дочерних банков, а не учреждение филиалов. В настоящее время в России работает около 30 банков со 100% иностранным участием. По большому счёту, выбор между двумя формами “допуска” сводится к выбору между двумя альтернативными путями развития: либо разрешение открывать филиалы и скорый рост инвестиций в реальный сектор ценою недоразвитой “собственно российской” составляющей банковского сектора, либо “допуск” иностранных банков исключительно через дочерние банки и, как следствие, медленный рост инвестиций в реальную экономику, но в то же время – собственная инфрастуктура рынка финансовых услуг.