Смекни!
smekni.com

Гражданско-правовое положение индивидуального предпринимателя в России (стр. 2 из 10)

Довольно распространенная точка зрения, будто профессионализм не относится “к сущностным признакам предпринимательской деятельности”, представляется тем более ошибочной, что такое пренебрежение к профессионалам любого рода уже имело место в недалеком прошлом. Так, наиболее трудные годы рыночных реформ в государствах-участниках СНГ зачастую сопровождались ликвидацией многих научно-исследовательских институтов, проводимой в целях экономии бюджетных средств. В результате, уволенные работники “утрачивали свои профессиональные навыки, а государство теряло “человеческий” капитал, обесценивало свои затраты на профессиональное образование, подготовку кадров и т.п. В настоящее время у предпринимателей в России востребовано экономическое, бухгалтерское, управленческое и др. образование. Предприниматели сами восполняют отсутствующий в законодательстве и отрицаемый некоторыми авторами признак профессионализма при осуществлении предпринимательской деятельности.

Мы в достаточной степени охарактеризовали средства достижения цели предпринимательской деятельности. Теперь необходимо исследовать процесс достижения этой цели. Авторы единодушны в том, что процессу предпринимательства присущ следующий признак: эта деятельность должна носить систематический характер, то есть должна быть направлена на систематическое получение прибыли (дохода). Однако на этом единодушие авторов заканчивается, поскольку что же конкретно означает систематичность предпринимательства не ясно. Например, В.В. Лаптев[1] фактически уклоняется от подробного анализа признака систематичности за такой терминологической ширмой как “промысел” и “регулярно”: “Предпринимательская деятельность ведется в виде промысла, регулярно; разовая же сделка, хотя и направленная на получение прибыли, еще недостаточна для отнесения деятельности к предпринимательской”.

К сожалению, судебная практика также не дает исчерпывающего ответа. В некоторых судах России признак систематичности имеет такую трактовку: получение прибыли должно выражаться в виде повторяющихся полных циклов торгового оборота, что подразумевает скупку и продажу товаров. Однако Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не поддержала данную концепцию, указав, что “полный цикл торгового оборота может не состояться, в результате чего вероятны убытки. Вместе с тем наличие неблагоприятных для предпринимателя обстоятельств не только не меняет самого характера предпринимательской деятельности, но и является одним из составляющих элементов этой деятельности, связанной с различного рода рисками”. От того, как будет истолкован признак систематичности, зачастую зависит судьба человека. “Так, в одном районном суде осужден за незаконное предпринимательство К., получивший доход в крупном размере от перепродажи одной автомашины. А в другом районе той же области отделом внутренних дел уголовное дело в отношении П. и Л., получивших доход в крупном размере от перепродажи большой партии пиломатериалов, прекращено за отсутствием состава преступления. Причем в последнем случае свое решение следователь мотивировал именно единичностью сделки, что, по его мнению, не дает оснований считать ее предпринимательской деятельностью”. В другом случае большая партия товара продается по частям нескольким покупателям; следователь признает такую деятельность систематической. Подобная следственная неразбериха (недопустимая, кстати, в любом уголовном деле) убедительно показывает, что признак систематичности не может быть охарактеризован посредством простой частоты совершения тех или иных действий. Поскольку признак систематичности теснейшим образом связан с признаком направленности предпринимательской деятельности на получение наибольшей суммарной (кумулятивной) прибыли (дохода), его следует рассматривать через призму налогового законодательства.

Однако систематичность не является единственной составляющей процесса предпринимательства. В литературе достаточно подробно разъясняется, что предпринимателям в процессе осуществления их деятельности присуща самостоятельность. В.В. Лаптев исчерпывающе проанализировал признак самостоятельности: “Самостоятельность субъектов предпринимательской деятельности подразделяется на имущественную и хозяйственную. Имущественная самостоятельность – это наличие у субъекта определенного имущества, составляющего экономическую базу его деятельности… Хозяйственная самостоятельность означает возможность принятия самостоятельных решений в процессе предпринимательской деятельности”. Используемое в легальном определении предпринимательской деятельности указание, что ею является осуществляемая предпринимателями в гражданском обороте деятельность “от своего имени”, означает возможность предпринимателя приобретать гражданские права и нести обязанности именно от своего имени, а также выступать истцом и ответчиком в суде.

Имущественная, и хозяйственная самостоятельность предпринимателей в силу объективных причин может быть ограничена. Имущественная самостоятельность предпринимателя зачастую ограничена договором аренды или концессии, по которому предприниматель законно использует имущество, находящееся в чужой собственности. Вообще такое ограничение имущественной самостоятельности не должно влечь никаких ограничений предпринимательства, поскольку предприниматель выступает в качестве законного, хотя и не титульного владельца имущества. Хозяйственной самостоятельности предпринимателя присущи два вида ограничения, обусловленных двумя видами зависимости предпринимателей: 1. от субъектов, с которыми у предпринимателя существует определенная внутренняя связь (например, учредители, акционеры, основное общество и т.п.); иногда эта связь носит фидуциарный характер (например, у товарищей в полных товариществах) – это внутренняя хозяйственная зависимость; 2. от всех внешних по отношению к этому предпринимателю субъектов (например, в силу договора франчайзинга или обязательных указаний собственника унитарного предприятия) – это внешняя хозяйственная зависимость. Полную внутреннюю хозяйственную независимость имеет индивидуальный предприниматель, а также частное унитарное предприятие, если его директором выступает сам собственник предприятия.

Наряду с предыдущими признаками (систематичность, самостоятельность), существует еще один признак, характеризующий процесс предпринимательской деятельности, риск. В условиях рынка риск выступает неотъемлемым признаком любого предпринимательства. Значение риска при осуществлении предпринимательской деятельности было отмечено еще с древних времен. Так, Аристотель выделял три вида торговли, а именно: “морская торговля, транзитная торговля и розничная торговля. Они различаются тем, что одни сопряжены с наименьшим риском, другие приносят наибольший барыш”. А В.Даль в своем Толковом словаре в качестве примера к статье “предпринимать” указывал: “Безрассудная предприимчивость опасна, неразумна”. В страховом деле риск – это “вероятность нанесения ущерба от страхового случая. Исчисленная математически, эта вероятность является основой для построения страховых тарифов”. Страховым случаем, как известно, является фактически происшедшее событие, повлекшее негативные (иные оговоренные) последствия, в результате чего может быть выплачена страховая сумма или страховое возмещение. Поскольку во многих случаях субъект предпринимательства является собственником имущества, на основании которого осуществляется предпринимательская деятельность, постольку и риск предпринимателя включает в себя риск обычного собственника имущества. Однако он не ограничивается им. Обычный собственник, как известно, несет риск случайной гибели, случайной порчи или случайного повреждения принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законодательством или договором. Предприниматель помимо этого риска несет и дополнительный, специфический предпринимательский риск, связанный с возможным нарушением предпринимателем принятых им на себя обязательств. В отличие от обычного лица, которое в большинстве случаев несет ответственность за нарушение обязательства лишь при наличии вины, предприниматель несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение обязательства невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах. Таким образом, даже случай (например, пожар на складе) не является, по общему правилу, основанием для освобождения предпринимателя от ответственности за нарушение обязательства.

Индивидуальные предприниматели могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, индивидуальный предприниматель может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Виды деятельности можно разделить на четыре группы:

- обычные;

- лицензируемые;

- требующие разрешения и/или согласования;

- закрытые для индивидуального предпринимателя.