Смекни!
smekni.com

Краткосрочные инвестиции: новые ориентиры (стр. 3 из 3)

Перейдем к обсуждению вопросов, связанных с обращением информации и связанными с этим следствиями.

Прежде всего признаем справедливость постулата о том, что информация существует, взаимодействует и изменяется независимо от материальных носителей этой информации. Конечно же, такой подход не в чести у правящих ортодоксов, но именно он при абсолютном отсутствии финансовых затрат поможет сделать некоторые выводы, позволяющие значительно снизить риск инвестиций в финансовые активы.

Если учесть, что носители информации могут иметь различную природу, например, бионоситель homo sapiens, а сама информация также может иметь самый различный характер, то можно заключить, что в процессе циркуляции информации в некоторой замкнутой системе (полностью и относительно) она может обладать и таким свойством, как интеллект. Поскольку финансовый рынок -- это достаточно изолированная система, то и он обладает интеллектом, к обсуждению которого мы и приступим, предварительно отметив такую важную особенность интеллекта, как голографическое свойство. Под голографическим свойством интеллекта я понимаю наличие как и у интеллекта, так и у его части одних и тех же наиболее общих черт, проявляющихся в их текущей деятельности.

Процесс функционирования финансовых рынков имеет особый характер. Так, А. Элдер, да и не только он, признает, что на финансовых рынках не создаются ценности, а происходит только перераспределение ранее накопленного богатства с частичной диссипацией на несущих институт финансовых рынков конструкциях в виде комиссионных, арендной платы за брокерское место и т. д. Но принцип триединства материи--информации--меры как общей модели мира применим и к процессу функционирования финансовых рынков, разумеется, с учетом их особенностей.

Рассмотрим такое понятие, как движущиеся средние (moving average). Ясно, что этот процесс, причем носящий сугубо колебательный характер, объемлет процессы ценообразования на финансовых рынках в течение единичных временных периодов чартов, в рамках которых он вычисляется. Но, кроме того, это -- фильтр, избирательно отсеивающий циркулирующую в мире информацию согласно текущему моменту. Очевидно также, что частота движущегося среднего тем меньше, чем за больший период оно вычисляется. Движущееся среднее имеет объемлющий или включающий характер по отношению к движущим средним, вычисленным за меньшие периоды. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно на графике биржевых колебаний построить несколько движущихся средних, отнесенных на середину периода усреднения, с большой разницей между периодами усреднения.

"Степенность" поведения, приобретаемая движущимися средними по мере увеличения периода усреднения, наводит на мысль, что, начиная с какого-то момента, они фильтруют информацию о ценообразовании на финансовых рынках таким образом, что она начинает отражать некоторые фундаментальные макроэкономические законы с высокой степенью достоверности. Действительно, при построении регрессии с учетом автокорреляции зависимой переменной двухлетнего движущегося среднего на валютном рынке USD/JPY по таким фундаментальным характеристикам экономик США и Японии, как темпы изменений валового национального продукта, торговый и платежный балансы, я получил коэффициент детерминации (степень объяснения зависимой переменной от независимых) на уровне 99,5%. Конечно, за точность предсказания приходится платить уменьшением (отсечением) исходной информации. Так, динамический ряд движущегося среднего короче ряда исходных данных, на основании которых он вычислялся на величину усреднения.

Ценность полученного знания носит пока сугубо теоретический характер, поскольку прибыли и убытки в процессе биржевой игры возникают не в результате изменения значений движущегося среднего, а в результате биржевых колебаний курса актива, которые бывают зачастую до неприличия резкими. Однако в любом вопросе заложен ответ. Разность между различными движущимися средними можно представить в виде динамического ряда, представляющего собой реализацию случайной величины с некоторой автокорреляцией. Практически во всех временных рядах наблюдается автокорреляция, выражающаяся в том, что значения последующего члена ряда испытывают влияние предыдущих членов этого же ряда. В начале века для изучения случайных процессов был предложен русским ученым Марковым аппарат, получивший впоследствии название цепей Маркова. С широким распространением вычислительной техники и расширением возможностей, ею предоставляемой, марковские цепи заняли ведущее место в изучении случайных процессов во всех сторонах жизни общества. Подобное применение в прогнозе биржевой деятельности нашел им и я.

В процессе деятельности любой системы на пути ее успешной работы практически всегда встает препятствие типа инверсии целей. Под этим понимается такая ситуация, когда вектор целей организации выставлен правильно, но стратегические или долгосрочные вопросы в повседневной деятельности отходят на второй план после краткосрочных или тактических вопросов. На обычном языке об этом говорят "текучка заела".

При управлении биржевым счетом также может произойти инверсия целей. Ее аналогом является акцентирование внимания как на более коротких чартах, так и на более коротких движущих средних. На самом деле, поскольку большая агрегация (для чартов) и большее усреднение (для движущихся средних) является объемлющим процессом для меньших периодов в силу охвата и адекватной фильтрации большего количества информации, то меньшие движущиеся средние и картины чартов с меньшей агрегацией вращаются (колеблются) относительно больших, а не наоборот. "Рынок существует одновременно в нескольких масштабах времени... Сигналы графиков различного масштаба времени на одном и том же рынке нередко противоречат друг другу. На какой же положиться? Стараясь определить тенденцию, для начала взгляните на графики издалека, в более крупном масштабе -- по крайней мере на порядок выше анализируемого". "Сравнительно короткая ЭСС (движущиеся средние) чувствительней к перепадам цен и быстрее выявляет новые тенденции. Но она чаще меняет направление, и ее зигзаги подают больше ложных сигналов". Для того чтобы в этом убедиться, еще раз рекомендуем построить движущиеся средние с большим отрывом усредняемых периодов друг от друга на одном и том же чарте и соотнести их к середине периода. Если не принимать это во внимание, то получается иллюзия управления, разочарование в которой будет весьма реальным и подчас жестоким. Практически всегда это выражается во фразах, что технический анализ не работает, как это действительно бывает в таких случаях.

Информационным обеспечением, кроме собственно самих потоков информации, циркулирующих на рынке и посредством автокорреляционных явлений вызывающих информационный отклик в памяти участников торгов, представленных элементной биобазой, является и общий настрой рынка, численно измеряемый количеством и концентрацией одноименных открытых позиций. По мере информационного заполнения какого-либо этапа развития биржи, например, "бычьего" подъема или "медвежьего" спада, все большее количество информации начинает расцениваться унитарно, т. е. либо с "бычьих", либо с "медвежьих" позиций в зависимости от ситуации. Материально это выражается в том, что курс актива чрезмерно, против всякой логики, отклоняется от долгосрочных тенденций. Пока есть приток новых искателей приключений, которые "расценивают свои способности выше средних и потому надеются на победу в игре с нулевым исходом", продолжается движение в прежнем направлении, и опять же информация (количество и концентрация однонаправленных открытых позиций) и материя (динамика курса актива) пребывают в мере (процессе функционирования финансового рынка), и мера пребывает во всем. Так происходит до тех пор, пока не иссякнут резервы (искатели приключений). Одновременно с этим происходит такой массовый психоз рынка, что он не может уже воспринимать информацию, говорящую о возможности поворота вспять. Процесс освоения потенциала развития какого-либо биржевого колебания приближается к своему логическому концу. Далее происходит переход на следующую ступень развития, в данном случае зарождается новый тренд противоположной направленности, а предыдущий потенциал развития разрушается полностью, причем большинство участников рынка выпадают из меры, т. е. из его процесса функционирования, и из привычного стиля жизни. Именно в этом и состоит отличие финансового рынка и прочих структур. Если модель эволюционного развития прочих структур можно представить в виде восходящей спирали, то модель финансового рынка -- в виде кольца.

Итак, проигрыш большинства запрограммирован теми, кто сам воспринимает биржевой процесс как нечто целое. Распространяя дефектную информацию о методах игры, становящуюся бесполезной при резких и, как ни странно, давно ожидаемых движениях рынка, к которым опять же никто никогда не бывает готов, правящие ортодоксы посредством общепринятых канонов создают пирамиду зазывал для новых неудачников. Конечно же, разного уровня зазывалам управленцы "пузыря" дают выиграть время от времени, опять же по голографическому принципу, но в конечном счете выигрыш управленцев "пузыря" предопределен, и именно поэтому они делают заявления в стиле Уоррена Баффета.

Вот мы и пришли к выводу, что правящие ортодоксы, рассматривающие финансовый рынок как целостный процесс на основе самовоспроизводства поколений брокеров, управляют им. Причем воспроизводство понимается не на основе физической смерти брокера, а на основе финансовой. Впрочем, для некоторых это одно и то же. "По биржевой статистике, 90 из 100 нынешних игроков, скорее всего, через год оставят биржу".

Все, что было сказано выше о процессе функционирования финансовых рынков и методах их прогноза, можно назвать критиканством, если не будет предложен действительно альтернативный подход. Его изложению будет посвящена моя следующая статья.