Смекни!
smekni.com

К вопросу о роли сферы услуг в постиндустриальной экономике (стр. 2 из 3)

Таблица 2

Отраслевые показатели безработицы в США в 2011 году

Отрасль экономики 2009 2011
тыс. чел. % тыс. чел. %
Гос. сектор 799 3,6% 1013 4,7%
Частный сектор 12230 11260
в т.ч.
Сельское хозяйство и связанные с ним пр-ва 200 14,3% 190 12,5%
Горнодобывающая промышленность, нефте- и газодобыча 90 11,6% 52 6,1%
Строительство 1770 19,0% 1383 16,4%
Промышл. производство 1890 12,1% 1373 9,0%
Торговля 1844 9,0% 1834 8,9%
Транспорт и комм. хоз-во 525 8,9% 484 8,2%
Информационные услуги 294 9,2% 222 7,3%
Финансовые услуги 598 6,4% 582 6,4%
Проф. и бизнес-услуги 1522 10,8% 1430 9,7%
Здравоохранение и образование 1100 5,3% 1217 5,6%
Услуги отдыха и гостеприимства 1543 11,7% 1527 11,6%
Иные услуги 477 7,5% 551 8,8%
Самозанятое население по всем отраслям, труд вне организаций, неоплачиваемый труд членов семьи 577 5,5% 605 6,0%
Всего* 14265 9,3% 13747 8,9%

* в т.ч. люди без опыта работы и уволившиеся из вооружённых сил

Источник: данные Бюро статистики трудовых ресурсов США U.S. Bureau of Labor

Statistics: www.bls.gov

Интересен также аспект эколого-экономических дискуссий, касающийся, в частности, снижения вредных выбросов при прочих равных условиях в более развитой экономике по сравнению с менее развитой. Считается, что данная особенность определяется так называемой «кривой Кузнеца» (перевёрнутая U-образная кривая). Хотя американский экономист русского происхождения С.А. Кузнец исследовал изменение экономического неравенства в обществе в зависимости от изменения среднедушевого дохода, американские экономисты Дж. Гроссман и А. Крюгер перевели классическую модель Кузнеца на экологические рельсы (на примере стран группы НАФТА) [11]. Они считают, что экономическое развитие страны при достижении ВВП на душу населения уровня в 4-5 тыс. долл. (в ценах 1991г.) позволяет начать смягчение вредного антропогенного воздействия на окружающую среду. Доказательство своей теории они строили на измерении выбросов диоксида серы, сажи и взвешенных частиц.

Ранее мы опровергли данную гипотезу фактами перенесения грязных производств за пределы развитых стран и расширения торговли товарами. В подтверждение вышесказанного можно добавить: японские исследователи [12] показали, что существует положительная связь между ростом доли продукции так называемых «грязных» производств в структуре импорта Японии и ростом производства такой продукции и выбросами углекислого газа в восточноазиатском регионе. Таким образом, расположенный вне развитого мира капитал обеспечивает потребителей этих стран доходами и товарами в условиях не сокращения, а увеличения антропогенного воздействия на окружающую среду.

Говоря о развитии российской экономики, можно привести мнение В.Б. Кондратьева, который в своих исследованиях указывает на недостаточность развития сферы услуг в российской экономике и на необходимость повышения её эффективности ввиду всё большего вовлечения сферы услуг в процесс общественного воспроизводства на стадии создания промежуточного продукта [13]. Структура ВВП РФ (в текущих ценах) в 2011 году сложилась так, что на сферу услуг приходилось около 59% ВВП (в т.ч. почти 20% - торговля и ремонтные услуги; около 12% - операции с недвижимостью; менее 7% составили образовательные, медицинские и социальные услуги) [14]. Но, к сожалению, сырьевой характер российской экономики не позволяет говорить об острой необходимости поддержки развития на данный момент представленного состава отраслей-лидеров сферы услуг. Торговля имеет чуть ли не кратчайшие сроки окупаемости вложенного капитала, она способна успешно развиваться почти автономно, без необходимости в господдержке. Заметим, что формально в России создание более половины совокупного продукта происходит в сфере услуг, но этот факт не позволяет назвать нашу экономику не только постиндустриальной, но и развитой.

В структуре американской частной сферы услуг ведущую роль выполняют операции с недвижимостью, лизинг, бизнес-услуги, торговля, здравоохранение и социальное обеспечение населения, табл. 3. Отметим, что далеко не в числе лидеров находятся информационные услуги (которые в том числе включают разработки программного обеспечения и телекоммуникационных технологий), образование, искусство (в США театр, например, не имеет столь широкого государственного финансирования как в России или Европе) - на вышеуказанные отрасли, а также на здравоохранение и соцуслуги приходится лишь пятая часть частного постиндустриального сектора.

Таблица 3

Вид услуг Валовая добавленная стоимость отраслей
млрд долл. уд. вес, %
Государственное управление 1842,4 15,5%
Частные услуги 10059,5 84,5%
в т.ч.
Оптовая торговля 845,1 8,4%
Розничная торговля 905,7 9,0%
Транспорт и складское хранение 447,9 4,5%
Информационные услуги 646,6 6,4%
Финансовые и страховые услуги 1159,3 11,5%
Операции с недвижимостью и лизинг 1898,8 18,9%
Профессиональные и бизнес-услуги 1883,9 18,7%
Образование 174,2 1,7%
Здравоохранение и социальные услуги 1136,9 11,3%
Искусство, развлечения, отдых 148,0 1,5%
Общественное питание 324,0 3,2%
Предоставление временного жилья 119,1 1,2%
Иные услуги 369,9 3,7%
Всего 11901,9 100,0%

*Источник: данныеБюроэкономическогоанализаСШАU.S. Department of Commerce Bureau of Economic Analysis: www.bea.gov

Структура валовой добавленной стоимости сферы услуг в США в 2011 году

В качестве достоверного критерия перехода общества к постиндустриальной фазе мы можем предложить как можно более полную автоматизацию и компьютеризацию экономики и остальных сфер общественной жизни. К сожалению, российская экономика по данному показателю ещё крайне далека от развитых стран Запада. Например, в российских условиях для банковских услуг неавтоматизированные операции требуют примерно в 12 раз больше трудовых затрат по сравнению с электронными [14]. Характерно применение либо ручного труда, либо не совсем рациональных схем предоставления государственных, почтовых, медицинских, социальных и иных услуг. Более того, сам российский финансовый рынок как продолжение системы товарообмена остаётся крайне неразвитым в силу объективного упадка материального производства [15].

Если же выводить критерий, рассчитываемый на основе показателей сферы услуг, то необходимо указать, что качественно достоверным индикатором перехода общества к постиндустриальной фазе будет расширение вышеназванного пятеричного сектора экономики, состав которого предложен

В. Л. Иноземцевым. При этом необходимо расставить некоторые акценты: например, в системе здравоохранения приоритетно должно оцениваться развитие системы начальной диагностики и предупреждения болезней (как известно, всякая профилактика обходится дешевле восстановления утраченного здоровья); большой объём оказанных услуг по непосредственному лечению граждан при прочих равных условиях может говорить о нездоровом состоянии нации, а также часто и о преднамеренном завышении необходимого объёма или стоимости оказания помощи.

По мнению профессора А. А. Аузана [16] и политконсультанта А. А. Вассермана, образование по причине его определяющей роли в процессе формирования будущего состояния общества следует относить, скорее, к производству средств производства (инвестиции в человеческий капитал), чем к сфере услуг, поскольку известно, что человек - главная производительная сила экономики. Если в связи с этим рассуждать критически и философски, то образование относится к сфере услуг в тех случаях, когда говорят, например, о заграничном опыте «университетов старшего поколения». Подразумевается, что пожилые люди желают удовлетворить определённые потребности в знаниях, в приобретении некоторых навыков, если они не смогли этого сделать ранее в силу занятости, семейных обстоятельств и т. д. Потребители данного вида услуг в значительной мере определяют программы обучения, руководствуясь собственными предпочтениями и интересами. Если говорить о классическом образовании как о форме подготовки кадров для будущих нужд экономики, то это, прежде всего, должна быть тщательно выверенная и ориентированная на долгосрочную перспективу система передачи знаний, это есть некоторая инвестиция с «надсервисным» содержанием. И если проводить расчёт вклада образования в ВВП страны, то подготовка и аттестация большого количества специалистов с неудовлетворительным уровнем подготовки порождает экономически достоверные, но с точки зрения стратегии развития - явно «раздутые» цифры. Дополнительно отметим, что по закону относительной неэффективности в экономике всякое снижение цены товара, создаваемого машинным способом, вызывает пропорциональный рост цен некой группы товаров ручного производства. Эта закономерность справедлива и для услуг. Это происходит по причине прямой заинтересованности занятого населения в поддержании неснижающегося среднего уровня оплаты труда в масштабах всей экономики. Очевидно, что по мере усложнения сферы услуг (как более нового сектора по сравнению с промышленностью) в соответствии с вышеназванным законом относительный уровень заработной платы в ней растёт и будет расти. И данный факт способен порождать рост спроса на образование, т.е. люди будут заинтересованы в более дешёвом самостоятельном оказании некоторых услуг, эту особенность Э. Тоффлер называл производством для себя [17]. Подобный сценарий развития описывает подход к потребности в образовании не только через желание потребителя получить набор полезных действий в отношении себя, но ещё и через формирование как можно более полного, системного понимания окружающего мира. В настоящее время становится всё труднее жить без основ медицинской, технической, компьютерной, финансовой грамотности, языковой и общекультурной базы.