Смекни!
smekni.com

Моделирование макроэкономических процессов (стр. 6 из 8)

В современной России уровень годового дохода, облагаемого по минимальной ставке - 12%, держался на отметке 10 млн. руб. в течение трех лет, за которые уровень цен поднялся примерно в три раза.

Модель Харрода-Домара.

В случае повышения производительности труда коэффициент капиталоемкости, т.е. отношение капитала к выпуску продукции, существенно не изменится. Возрастет и соотношение “капитал—труд”, и отношение выпуска продукции к трудовым затратам. Поэтому показатель однофакторной модели — соотношение “капитал—выпуск” практически останется прежним.

Модель Харрода—Домара помогает представить, как будет выглядеть кривая экономического роста не в относительно короткий, а в длительный период. Модель “подскажет”, какие условия необходимы для поддержания постоянного и относительно равномерного роста. Она служит вспомогательным инструментом при рассмотрении проблемы экономического роста в долгосрочном периоде.

Затруднительное применение данной модели, например, для непосредственного расчета или прогноза величины совокупного выпуска или дохода. Однако данная модель и не предназначена для этого; в то же время ее относительная простота позволяет более глубоко изучить взаимосвязь динамики инвестиций и роста выпуска, получить точные формулы траекторий рассматриваемых параметров при сделанных предпосылках. Модель не учитывает технического прогресса.

В реальной капиталистической действительности фактические, гарантированные и естественные темпы роста совпадают крайне редко. Расхождения между ними, вызываемые чаще всего циклическими колебаниями производства, хроническим перенакоплением капитала порождают тенденцию к длительной депрессии либо к инфляции.Капиталистическая экономика все время "балансирует на острие ножа", т.е. отсутствуют автоматические причины, способствующие быстрому восстановлению нарушенного равновесия. По мнению Р. Харрода, факторами, обеспечивающими устойчивые темпы роста производства, являются прирост населения, производительность труда и размеры накопления капитала. В конечном итоге темп экономического роста зависит от доли накопления в национальном доходе и капиталоемкости производства продукции. Поэтому программа практических мер по поддержанию устойчивого темпа роста у Р. Харрода включала две группы мероприятий:

1. антициклическая политика краткосрочного плана, целью которой является устранение отклонения фактического темпа роста от гарантированного;

2. политика длительного стимулирования темпов экономического развития с целью приближения гарантированного темпа роста к естественному и как следствие – предупреждение массовой безработицы.

К первой группе мер относились такие традиционные для кейнсианской теории, как организация общественных работ, регулирование ставки банковского процента, а также некоторые нововведения – создание "буферных запасов" непортящегося сырья, материалов и продовольствия. Регулирование предполагалось путем закупки их в период спадов через государственные органы и распродажу этих запасов в периоды подъемов, чтобы поддерживать цены на стабильном уровне. Во второй группе мер автор предлагает сверхрадикальное средство – снижение процентной банковской ставки, вплоть до нуля. Отмирание процента, считает Р. Харрод, приведет к отмиранию рантье, а затем и земельной ренты, а значит, будет способствовать не только деловой активности, но и улучшению социального климата в обществе. Очевидно, что без самого непосредственного вмешательства государства, без политической воли все эти меры, а значит и устойчивый экономический рост, практически не осуществимы.

Модель экономического роста Р. Солоу.

Другой тип модели экономического роста представляет модель, предложенную лауреатом Нобелевской премии Р.Солоу. По сравнению с уже рассмотренной моделью роста модель Солоу позволяет более точно описать некоторые особенности макроэкономических процессов. Во-первых, производственная функция в этой модели нелинейна и обладает свойством убывания предельной производительности. Во-вторых, модель учитывает выбытие основного капитала. В-третьих, в модель Солоу включается описание динамики трудовых ресурсов и технического прогресса и их влияние на экономический рост. В-четвертых, здесь ставится и решается задача максимизации уровня потребления на некотором множестве устойчивых траекторий. Все это, конечно, усложняет структуру модели и получение точных формул для траекторий изменения основных ее показателей становится существенно более сложной задачей.

Модель экономического роста Р. Солоу наиболее приемлема для использования в ходе анализа закономерностей и причинно-следственных связей экономического развития на региональном уровне. Данная модель представляет собой эффективный инструмент анализа влияния конкретной экономической политики на состояние экономики в целом, уровень жизни населения и перспективы экономического развития.

В соответствии с моделью Р. Солоу существует единственный уровень капиталовооруженности – уровень Золотого правила k, при котором душевое потребление достигает максимума.

Однако запасы капитала реальной региональной экономики обычно не соответствуют уровню Золотого правила. Следовательно, когда экономика располагает запасами капитала большими, чем по Золотому правилу, то достижение устойчивого максимального уровня потребления сопровождается более высоким уровнем потребления в течение всего периода. Если же начальные запасы капитала меньше, чем по Золотому правилу, то достижение устойчивого состояния требует немедленного снижения уровня потребления в настоящем для того, чтобы повысить его в будущем.

В модели Р. Солоу показано существование динамического равновесия; более того видно, что при наличии неоклассической производственной функции система будет стремиться к этой равновесной траектории. В базовой неоклассической модели экономический рост объясняется соотношением капитала и труда, темпом роста населения и научно-техническим прогрессом. Ограничения этой модели состояли в том, что норма сбережений и научно-технический прогресс трактовались как экзогенные величины.

Модель Солоу позволяет описать механизм долгосрочного экономического роста, сохраняющий равновесие в экономике и полную занятость факторов. Она выделяет технический прогресс как единственную основу устойчивого роста благосостояния и позволяет найти оптимальный вариант роста, обеспечивающий максимум потребления.

Представленная модель не свободна и от недостатков. Модель анализирует состояния устойчивого равновесия, достигаемые в длительной перспективе, тогда как для экономиче­ской политики важна и краткосрочная динамика производства и уровня жизни. Многие экзогенные переменные модели Солоу - s, d, n, g - было бы предпочтительнее определять внутри модели, поскольку они тесно связаны с другими ее парамет­рами и могут видоизменять конечный результат. Модель не включает также целый ряд ограничителей роста, существенных в современных условиях - ресурсных, экологических, социальных. Используемая в модели функция Кобба—Дугласа, описывая лишь определенный тип взаимодействия факторов производства, не всегда отражает реальную ситуацию в экономике. Эти и другие недостатки пытаются преодолеть современные теории экономического роста

В 1992-98 гг. спад в российской экономике был обусловлен неидентифицируемыми факторами. С помощью модели Солоу было показано увеличение эксплуатации труда. Было доказано положительное воздействие на рост ВВП расходов на социально-культурные мероприятия. В эти годы (за исключением 1997 г.) доход на капитал превышал темпы роста экономики, то есть наблюдался его недостаток.


3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ПЛАНИРОВАНИИ И УПРАВЛЕНИИ ПРОИЗВОДСТВОМ ПРЕДПРИЯТИЙ.

В соответствии с неоклассической теорией экономического роста основным источником интенсивного развития является рост производительности, обусловленный техническим прогрессом и лучшей организацией производства. Такой подход объясняется тем, что в неоклассических моделях долгосрочный рост в силу убывающей предельной производительности труда и капитала не зависит от накопления этих факторов, а определяется экзогенно заданным техническим прогрессом, который частично определяет уровень совокупной факторной производительности (СФП или TFP – totalfactorproductivity). В то же время новая теория роста и другое направление неоклассической теории – теория капитала и инвестиций – отдают ведущую роль росту затрат: инвестиций в человеческий капитал, знания, основной капитал. Такие разногласия наиболее ярко проявили себя в эмпирических исследованиях источников роста.

Анализ начинается с простого применения модели Солоу к декомпозиции роста, где в качестве оценки затрат факторов используется их запас. Полученные оценки демонстрируют существенный необъясненный основными факторами – трудом и капиталом – остаток, интерпретируемый в модели Солоу как СФП. В первые четыре года реформ в промышленности России наблюдается существенное снижение СФП (за четыре года практически в два раза), в то время как рост СФП с 1996 по 2001 гг. был более скромным (порядка 30%).

Этот результат наглядно демонстрирует, что накопленный в промышленности России запас факторов используется на начальном этапе переходного периода не вполне эффективно. Предприятия имели избыточные мощности, но их высвобождение шло гораздо более низкими темпами, чем падение производства. По-видимому, это связано с неразвитостью рынка капитала и медленными процессами реструктуризации в промышленности.

Учитывая факт неполного использования мощностей, далее в работе оценки СФП производятся на основе оценок услуг, предоставляемых капиталом и трудом, а не их запасов. Оценки услуг показывают, каким образом меняется эффективность самого производства, при условии, что использование факторов является гибким.