Смекни!
smekni.com

Творческие задачи и методы их решений (стр. 2 из 3)

Со временем на базе ТРИЗ появились различные методы и методологии, имеющие конкретную направленность.

Разработки показали отличные результаты, ТРИЗ полу­чила распространение не только у нас в стране, но и за рубежом. Книги по ТРИЗ были изданы в США, Великобри­тании, Японии, Швеции, Финляндии, Германии, Болгарии и других странах.

В 1989 г. была образована международная ассоциация ТРИЗ. Тогда же на рынке впервые появился программный про­дукт «Изобретающая машина», базирующийся на некоторых ТРИЗ – технологиях и помогающий инженерам решать их про­фессиональные проблемы. За два года в СССР было продано более 1000 копий «Изобретающих машин». В 1995-1997 гг. этот программный продукт, переведенный на английский язык, приобрели такие известные фирмы, как «Форд», «Катерпиллер», «Проктор энд Гэмбэл», «IBM», а «Моторола» заключила специальный долгосрочный контракт на поставку 1000 копий системы для своих предприятий. Заинтересовались «Изобре­тающей машиной» и японские фирмы.

В перестроечные годы многие российские профессиональ­ные разработчики ТРИЗ разъехались в различные страны, где создали ряд успешно работающих консалтинговых фирм. И сейчас во многих странах существуют фирмы, занимаю­щиеся ТРИЗ – консалтингом. Услугами специалистов по ТРИЗ начали пользоваться разработчики государственных программ, политические деятели, бизнесмены, менеджеры. Известная южнокорейская фирма LG приглашает специа­листов по ТРИЗ из бывшего СССР.

Оставшиеся в России разработчики в последние годы начали попытки использования этого интеллектуальногоресурса на отечественных предприятиях. Организовано обу­чение ТРИЗ в ряде вузов, колледжей и школ страны. Как и сама теория, так и методология преподавания ТРИЗ непрерывно развиваются. Идеи и методы ТРИЗ переносятся в гу­манитарные области: искусство, литературу, менеджмент, рекламу, PR, педагогику. [2;С.142]

Эта система позволяет каждому «очень желающему» пос­ле соответствующего обучения получить возможность ра­ботать на уровне талантливого, и даже гениального челове­ка, находить оригинальные высокоэффективные решения. Применять инструменты ТРИЗ можно в любой специально­сти (задавая, при необходимости, сравнительно небольшое число узких специфичных вопросов соответствующим спе­циалистам или обращаясь к соответственной литературе). Инженер, владеющий ТРИЗ, имеет возможность эффектив­но развивать и совершенствовать технические системы. У педагога, использующего ТРИЗ, дети занимаются с увлече­нием и без перегрузок осваивают новые знания, развивают речь и мышление. Сценаристам и писателям прикладные технологии ТРИЗ помогут развить сюжеты их произведе­ний, придумать неординарные фантастические объекты. Тризрвцы – бизнесмены обходят конкурентов и повышают свои доходы за счет более эффективного использования сво­их ресурсов. Сегодня использование ТРИЗ доступно как детям, так и специалистам разного профиля. Это открывает новые возможности в освоении столь загадочного простран­ства, в котором происходит синтез новых идей, решение творческих задач, освоение различных континентов знаний.

Методология решения проблем строится на основе об­щих законов эволюции, общих принципов разрешения про­тиворечий и механизмов решения конкретных практичес­ких проблем.

ТРИЗ включает в себя:

- механизмы преобразования проблемы в образ будущего решения;

- механизмы подавления психологической инерции, препят­ствующей поиску решений (неординарные решения трудно находить без преодоления устойчивых представлений и стереотипов);

- обширный информационный фонд – концентрированный опыт решения проблем.

«Приемы» – исторически первая форма ТРИЗ. Это до­статочно конкретные рекомендации типа «сделать наобо­рот»: вместо действия, диктуемого условиями задачи, осу­ществить обратное действие; сделать движущуюся часть объекта или внешней среды неподвижной, а неподвижную – движущейся; повернуть объект «вверх ногами», вы­вернуть его. Приемов было выявлено более сорока. «Детский» прием ТРИЗ.

Мальчик лет восьми оказался перед проблемой: как войти в дверь, закрытую сестрой с другой стороны? Применить силу или угрозы, поднять крик? Он сформулировал идеальное решение: сестра САМА открывает дверь. Мальчик придвинул к двери стул со своей стороны и сказал сестре: «Я тебя запер». Через несколько секунд та уже распахнула дверь, освобождая себя из «плена». [2;С.144]

Следующим шагом стала сводная таблица приемов, даю­щая представление, в каких случаях применяется тот или иной прием и какое противоречие при этом разрешается. То есть определена ситуация, при которой возникает изоб­ретательская, да и любая творческая задача. Как оказалось, в этот момент появляются противоположные требованиялибо к самой системе в целом, либо к ее части. Например: двигаться, оставаясь неподвижным; показать исключитель­ность стандартного товара, чистоту при работе в «несте­рильных» условиях и т.д. При разрешении противоречия система получает возможности дальнейшего развития, в отличие от компромисса, когда «здесь и сейчас» становит­ся чуть-чуть лучше, но за улучшение приходится расплачи­ваться ухудшением в каких-то других параметрах.

Более развитая форма ТРИЗ – рекомендаций – «Стандар­ты». Сейчас их известно более семидесяти. Как правило, стандарт – это конгломерат, сочетание приемов, геометри­ческих, физических, химических и иных эффектов, а также законов развития различных систем. Стандарты полнее, чем приемы, отражают логику развития (в частности, техничес­ких систем). Эффективность системы может быть повыше­на путем объединения с другой системой (или системами) в более сложную би- или полисистему. Это как при объеди­нении нескольких коротких жестких звеньев можно полу­чить цепь или браслет, обладающие новым свойством – гибкостью.

Следующий блок ТРИЗ – «Информационный фонд». Практика обучения ТРИЗ, решения изобретательских за­дач показывает, что зачастую сильные решения задачи связаны с использованием эффектов, выходящих за пределы специальности решающего. Поэтому в рамках ТРИЗ были созданы указатели различных явлений и эффектов: физи­ческих, химических, геометрических.

Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) – комплексная программа алгоритмического типа, основанная на законах развития технических систем и предназначен­ная для анализа и решения изобретательских задач. АРИЗ возник и развивался вместе с теорией решения изобрета­тельских задач, являясь ее ядром. Первоначально АРИЗ на­зывался «методикой изобретательского творчества».

Впервые словосочетание «алгоритм решения изобрета­тельских задач» использовано в приложении «Технико-экономические знания» к еженедельнику «Экономическая га­зета» в сентябре 1965 г. В дальнейшем модификации АРИЗ включали указание на год публикации, например АРИЗ-68, АРИЗ-71.

АРИЗ основан на диалектическом подходе к процессу изобретательства, на использовании не только объективных закономерностей развития техники, но и всей наиболее ценной для изобретательства информации из различных облас­тей знаний.

Он представляет собой программу последовательных операций по выявлению и устранению противоречий, по­зволяющую шаг за шагом переходить от расплывчатой ис­ходной ситуации к четко поставленной задаче, затем к пре­дельно упрощенной модели задачи и к противоречиям, лежащим на пути решения задачи. Далее – к разрешению этих противоречий с помощью явных или скрытых ресур­сов систем, так или иначе связанных с задачей. При этом пути разрешения противоречий ищутся, в том числе, и в самих противоречиях.

Главные узловые понятия АРИЗ – это «противоречие», «идеальный конечный результат» и «принцип разрешения противоречия».


1.3 Рациональная тактика решения изобретательских задач

Создать рациональную тактику решения изобретательских задач можно лишь на основе объективных закономерностей развития технических систем. Но что это такое?

Рассмотрим конкретный пример. Киносъемочный комп­лекс – типичная техническая система, включающая ряд элементов: киносъемочный аппарат, осветительные прибо­ры, звукозаписывающую аппаратуру и т.д. Аппарат ведет съемку с частотой 24 кадра в секунду, причем при съемке каждого кадра затвор открыт очень небольшой промежуток времени, иногда 0,001 сек. А светильники освещают съе­мочную площадку все время. Таким образом, полезно используется 2,4% энергии или чуть больше. Остальная энергия расходуется, в сущности, на вредную работу, утомляет артистов. Использовать для светильников пере­менный ток рискованно, поскольку частота промышленного переменного тока (50 герц) не совпадает с частотой съемки; в промежутках между периодами излучение ламп падает, и колебания света могут отразиться на освещен­ности площадки.

Итак, мы имеем техническую систему, основные эле­менты которой «живут» каждый в своем ритме. Отсюда недостатки системы. Одна из объективных закономернос­тей развития технических систем состоит в том, что системы с несогласованной ритмикой вытесняются более совершенными системами – с согласованной ритмикой. В данном случае нужны безынерционные светильники, рабо­тающие синхронно и синфазно вращению шторки объектива.

По авторскому свидетельству № 174586 для облегчения выемки угля – пласт разрыхляют, для этого пробуривают скважины, заполняют их водой и передают через нее импульсы давления. Частота импульсов определяется характеристиками используемого оборудования. А у пласта своя собственная частота колебаний. Две части системыработают каждая в своем ритме – явное нарушение принципа согласованности ритмики. И вот появляется авторское свидетельство № 317797: «Способ предваритель­ного ослабления угольного пласта путем воздействия на породы массива искусственно создаваемыми импульсами, отличающийся тем, что с целью повышения эффективности колебания на массив, предварительно приведенный в возбужденное состояние, воздействуют направленными им­пульсами с частотой, равной частоте собственных колеба­ний массива».