Смекни!
smekni.com

Гражданское право (стр. 3 из 5)

Некоторые авторы к признакам гражданского общества относят следующие:[21]

Гражданское общество - это сообщество свободных индивидов. В экономическом плане сказанное означает, что каждый индивид является собственником. Он реально обладает теми средствами, которые необходимы человеку для его нормального существования. Он свободен в выборе форм собственности, определении профессии и вида труда, распоряжении результатами своего труда. В социальном плане принадлежность индивида к определенной социальной общности (семья, клан, класс, нация) не является абсолютной.

Он может существовать самостоятельно, имеет право на достаточно автономную самоорганизацию для удовлетворения своих потребностей и интересов.

Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его независимости от государства, т. е. в возможности, например, быть членом политической партии или объединения, выступающих с критикой существующей государственной власти, вправе участвовать или не участвовать в выборах органов государственной власти и местного самоуправления. Обеспеченной свобода считается тогда, когда индивид через определенные механизмы может ограничивать своеволие государственных или иных структур в отношении себя (например, через суд).

Гражданское общество - открытое социальное образование. В нем обеспечиваются свобода слова, включая свободу критики, гласность, доступ к различного рода информации, право свободного въезда и выезда, широкий и постоянный обмен информационными, образовательными технологиями с другими странами, культурное и научное сотрудничество с зарубежными государственными и общественными организациями, содействие деятельности международных и иностранных объединений в соответствии с принципами и нормами международного права. Оно привержено общегуманистическим принципам и открыто для взаимодействия с аналогичными образованиями в планетарном масштабе.[22]

Существование гражданского общества основывается на определенных рациональных нормах, для сохранения и обеспечения действия которых специально создаются учреждения и механизмы, не известные традиционному обществу. По-видимому, можно сказать, что гражданское общество возникает на определенном основании, которое построено из материала, не известного традиционному обществу, хотя некоторые его компоненты могут вырабатываться в условиях этого общества.[23]

Гражданское общество есть сложноструктурированная плюралистическая система. Разумеется, любой социальный организм обладает определенным набором системных качеств, но для гражданского общества характерны их полнота, устойчивость и воспроизводимость. Наличие многообразных общественных форм и институтов (профсоюзы, партии, объединения предпринимателей, общества потребителей, клубы и т. п.) позволяет выразить и реализовать самые разнообразные потребности и интересы индивидов, раскрыть всю оригинальность человеческого существа. Плюрализм как черта, характеризующая структуру и функционирование общественной системы, проявляется во всех ее сферах: в экономической - это многообразие форм собственности (частной, акционерной, кооперативной, общественной и государственной); в социальной и политической - наличие широкой и развитой сети общественных образований, в которых индивид может проявить и защитить себя; в духовной - обеспечение мировоззренческой свободы, исключение дискриминации по идеологическим мотивам, терпимое отношение к различным религиям, противоположным взглядам.[24]

Гражданское общество - это саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Индивиды, объединяясь в различные организации, устанавливая между собой разнообразные отношения, реализуя свои порой противоположные интересы, тем самым обеспечивают гармоническое, целенаправленное развитие общества без вмешательства государства как политической властной силы.[25] Гражданское общество имеет свои внутренние источники саморазвития, независимые от государства. Более того, благодаря этому оно способно ограничивать властную деятельность государства. Одной из важных характеристик динамики общества является гражданская инициатива как осознанная и активная деятельность во благо общества.[26]

В сочетании с такими нравственными категориями, как гражданский долг, гражданская совесть, она служит надежным средством дальнейшего поступательного развития гражданского общества.

Гражданское общество - правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Идеям гражданского общества о разумности и справедливости власти, о свободе и благополучии личности соответствуют идеи приоритета права, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.[27] Гражданское общество на пути к правовому развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования.

Правовое государство не противостоит гражданскому обществу, а создает условия для его нормального функционирования и развития. В таком взаимодействии содержится гарантия разрешения возникающих противоречий правовым цивилизованным путем, гарантия исключения социальных катаклизмов, гарантия ненасильственного поступательного развития общества.[28] Гражданское общество - это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.

2.2. Современные концепции гражданского общества

В данной главе я хотела рассмотреть некоторые наиболее яркие современные концепции гражданского общества. Моей целью является показать, каковы особенности российской ситуации в настоящий момент, на какой стадии развития находится (и находится ли) гражданское общество и каковы возможности его формирования в России.

После начала перестройки 1985 года с новой остротой стал вопрос о гражданском обществе. Страна опять находится на переходном этапе своего развития и, как и в начале века, ищет новый путь. Наученное горьким опытом жизни в тоталитарном государстве, общество пытается найти принципиально иной путь развития. И одним из вариантов стало построение гражданского общества.

Теорию гражданского общества можно назвать новой для нашей страны, поэтому, исследуя этот вопрос, авторам приходится опираться на опыт западных стран и, соответственно, на западную модель гражданского общества.

В своей книге М.Ю. Резник[29] рассматривает особенности и тенденции ситуации в современной России, а также возможности существования гражданского общества.

Я попытаюсь описать его точку зрения.

По Резнику для общественного состояния современной России характерно проявление двух основных тенденций – институционализации и деинституционализации социальных структур и образований. С одной стороны это проявляется в появлении новых социальных институтов и организаций, связанных с формированием гражданского общества, а с другой стороны – разрушение основ прежней общественной организации, распад старых институтов.

Кроме того, как отмечает Резник, становление институтов гражданского общества происходит в условиях глубокого кризиса, экономического и духовного, который и является основным фактором дестабилизации общественной жизни.

Этот процесс усугубляется отсутствием в структуре власти единства и стихийными, не всегда продуманными действиями правительственных структур вообще.

Экономические реформы проводятся без учета национально-культурной специфики страны и потому приводят к совершенно неожиданным, часто противоположным результатам.

В. Хорос в своей статье “гражданское общество: как оно формируется (и сформируется ли) в постсоветской России”[30] рассматривает различные элементы гражданского общества, такие как политические партии, предпринимательские организации, профсоюзы, церковь и церковные организации, неправительственные организации (НПО) и отдельно мафию, как структуру, имеющую существенный вес в современной России.

Хорос соглашается с мнением, что российская цивилизация “как минимум не несет в себе запретительных условий для развития гражданского общества”,[31] но отмечает несколько существенных особенностей общественно-политического развития нашей страны. Прежде всего, в России очень сильно государственное начало: оно являлось главным “демиургом” общественных процессов уже с 15-16 веков. Именно государство стало создавать или “запрещать” те или иные ячейки гражданского общества, и оно же тормозило их деятельность, что затрудняло в психологии русского человека закрепление привычки к самостоятельному поведению. Во времена советской власти этот пресс государства очень усилился. Он привел к разрушению многих традиционных культурных ценностей и институтов (общинность, религиозные установки и т.д.) и к атомизации общества.

Как пишет Хорос: “Атомизация – худшая разновидность индивидуализации, отчуждения людей друг от друга – создает неблагоприятную среду для гражданского общества”.[32]

Гражданское общество формируется как снизу, через самодеятельность населения, так и сверху, под воздействием государства. В нашей стране, по мнению Хороса, активность “снизу” не слишком высока и даже имеет тенденцию падать.