Смекни!
smekni.com

Построение модели инфляционной динамики (стр. 2 из 6)

М. Делягин считает, что «недостаточная эффективность многочисленных исследований в данной области обусловлена прежде всего предпосылкой о неизменности временного лага между увеличением денежной массы и соответствующим ускорением инфляции, являющейся, по всей вероятности, ошибочной». «Представляется, что время прохождения прироста денежной массы до потребительского рынка — не только не константа, но и не экзогенная переменная. Оно зависит от развития финансовых рынков и в первую очередь от динамики инфляции в предшествующие периоды.» Предлагается следующая гипотеза: чем ниже инфляция, тем длиннее временной лаг, чем инфляция сильнее, тем он короче.

Конечно, далеко не все согласны с тем, что инфляция имеет полностью монетарный характер. Ноздрань и Березин утверждают, что «многочисленные современные эмпирические исследования свидетельствуют о существовании обратной причинно-следственной цепочки, а именно: рост текущих издержек ® рост цен ® рост предложения кредитов ® рост денежных агрегатов». Из анализа динамики денежных агрегатов и кредитов ЦБ в 1992 г. авторы делают вывод о том, что эти показатели имеют эндогенную природу.

Эмиссия и денежная масса

Монетаристская концепция не будет полна без рассмотрения связи между более широкой денежной массой, с которой, по предположению, связан рост цен, и денежной базой, поскольку государство не может непосредственно управлять такими составляющими денежной массы как вклады в коммерческих банках.

В данном контексте представляется естественным анализировать динамику денежного мультипликатора — отношения широкого денежного агрегата (M), который, по предположению, может быть более близко связан с уровнем цен (например, агрегата M2), к денежной базе: M/H. Илларионов отмечает значительное снижение мультипликатора M2/H в первой половине 1992 г. и стабильность его в течении последующих 2,5 лет (до конца 1994 г.).[9]

С точки зрения баланса Центрального банка основным источником эмиссии служит увеличение активов Центрального банка, в первую очередь его кредитов правительству и коммерческим банкам (в России существенное место занимали также кредиты предприятиям). Процесс выдачи кредитов ЦБ получил название кредитной эмиссии. «Влияние кредитной эмиссии Центрального банка на размер денежной массы порождает цепочку: прирост кредитов — прирост денежной базы — прирост денежной массы» (Дементьев) Илларионов считает эмиссию одним из важнейших факторов инфляции: «Таким образом, количество денег в обращении полностью предопределяется кредитной эмиссией Центрального банка. Рост его активов, по какому бы направлению он не происходил, неизбежно приводит к увеличению денежной базы, что через эффект мультипликатора передается на повышение денежной массы, которая и действует уже на ускорение темпов инфляции».

Ноздрань считает, что влияние централизованной эмиссии на расширение денежной массы ограничено. По ее расчетам, изменение кредитного мультипликатора на 94% определяется индексами оптовых цен на товары производственного назначения и сглаженными индексами объемов производства. Ноздрань делает вывод, что «первичным является рост издержек и спроса на кредитные ресурсы, приводящие к росту предложения кредитов и расширению денежной массы, что позволяет сделать вывод об эндогенной природе российских денег».

Предположение об эндогенности денег является одной из разновидностей рассматриваемой ниже концепции автоматического финансирования.

Инфляция спроса

В большинстве случаев термин “инфляция спроса” используется отечественными экономистами, изучающими инфляцию, как близкий синоним монетарной инфляции: «В инфляции спроса денежная масса выступает как ее основа и как активная причина. Поэтому антиинфляционные меры ортодоксально-монетаристского характера, ведущие к сокращению платежеспособного спроса и денежной массы, действуют против подобной инфляции весьма эффективно.

Однако здесь требуется оговорка. Белоусов и Клепач полагают, например, что «вряд ли правомерно отождествлять инфляцию спроса с монетарной инфляцией, хотя бы потому, что промежуточный спрос (вложения в производственные запасы) встроен в механизм инфляции издержек».

Акцент в концепции инфляции спроса делается на то, что толчок инфляции дает повышение платежеспособного спроса населения на потребительском рынке, откуда через рост цен на потребительские товары повышение платежеспособного спроса распространяется по всей экономике, вызывая рост цен на промежуточные товары и исходные факторы производства, в том числе рост заработной платы.

Причины повышения платежеспособного спроса могут лежать в бюджетной политике правительства: Для возникновения инфляции необходимо действие некоторых побудительных мотивов ускоренного платежеспособного спроса. Наиболее типичной причиной возникновения инфляционных тенденций в развитии экономики выступает бюджетный дефицит, при котором расходы государства существенно и устойчиво обгоняют его доходы

Инфляция может возникать в результате повышения совокупного спроса, которое является следствием увеличения оплаты труда госслужащих, социальных выплат, субсидий и других государственных расходов, не покрываемых соответствующим увеличением доходов государственного бюджета. Совокупный спрос способен увеличиваться и при повышении скорости денежного обращения, не связанном с аналогичной динамикой производства. Так бывает, например, при инфляционных ожиданиях.

Как правило, отечественные исследователи отводят инфляции спроса в современной России второстепенную роль. Практически всегда инфляция спроса упоминается наряду с инфляцией издержек и подчеркивается доминирование этого последнего фактора в российской экономике.

Инфляция издержек

Наряду с монетарным объяснением инфляции концепция инфляции издержек является наиболее популярной как среди российских экономистов, так и среди политиков. Имеется достаточно оснований предполагать, что именно немонетарная инфляция издержек как первопричина развития инфляционных процессов — одна из существенных закономерностей переходного периода в России.

Повышение цен и тарифов на сырье, топливо и транспортировку сразу же ставит материалоемкие отрасли, достаточно широко пользующиеся услугами транспорта, в сложное положение. За волной повышения цен в сырьевых отраслях следует волна повышения цен в отраслях, перерабатывающих сырье, а затем — в смежных с ними отраслях. Таким образом, образуется массовый рост цен во всем народном хозяйстве, в том числе, в конечном счете, и в отраслях потребительского сектора.

Среди факторов, относящимся к издержкам особенно часто упоминают рост цен на энергоносители. С наиболее низких стадий переработки исходит особый инфляционный импульс. В отраслевом разрезе в этом отношении выделяется ТЭК: угольная промышленность нефтепереработка, нефтедобыча, трубопроводный транспорт и т. п. Упоминается также рост курса доллара и связанное с ним удорожание импорта, увеличение транспортных тарифов, рост заработной платы.

Те экономисты, которые все же признают возможность существования инфляции заработной платы, считают, что ее доля среди всех факторов инфляции в российских условиях не очень существенна: Вместе с тем есть определенные основания считать, что во всей гамме факторов инфляционного развития в России фактор роста заработной платы и особенно социальных выплат носит подчиненный характер. В рамках инфляции издержек ослаблено действие тех факторов, которые относительно легко поддаются монетаристским ограничениям. В первую очередь это относится к спирали “зарплата – цены”. Действие этой спирали обычно проявляется в превышении роста зарплаты над ростом цен... В России за 1992-1994 гг. рост средней зарплаты резко отставал от увеличения цен.[4]

Часто к факторам инфляции издержек относят монополизм. Значительную лепту в рост цен вносит монополизм. исключительное положение многих наших производителей дает им возможность контролировать рынок, путем сговора определять уровень цен.

Илларионов также считает, что тезис о сильной монополизированности российской экономики не очень оправдан: «С открытием национальной экономики любые самые крупные, самые могущественные национальные монополисты превращаются в производителей, занимающих весьма скромное место как на мировом, так и на своих собственных национальных рынках.»

Другое возражение заключается в том, что, как указал американский экономист Б. Икес , последствия монополизации не могут быть долговременными: «Предприятия, контролирующие значительную часть рынка, могут поднять цены выше нормального конкурентного уровня. Но это приведет лишь к единовременному повышению цен, а не к их постоянному росту. Даже если бы такое повышение уровня цен и последующее падение производства вызвали резкое изменение уровня цен, было бы трудно понять, как подобный фактор мог способствовать высокой инфляции в течении уже трех лет после либерализации цен.»

Один из факторов инфляции издержек, которым некоторые экономисты объясняют высокий уровень инфляции в 1992г. — это замена налога с оборота на налог на добавленную стоимость следующим образом аргументирует положение об инфляционном эффекте введения НДС: В условиях глубокой специализации и кооперации производства, которые характерны для экономики России. с ее крупными предприятиями, связанными с десятками других крупных предприятий, введение налога на добавленную стоимость, изымаемого на каждой стадии производства, неизбежно ведет к росту цен с одной стороны и денежной массы — с другой.