Смекни!
smekni.com

Утопия Томаса Мора (стр. 2 из 7)

Последующая жизнь Т.Мора имела два разных периода. Первоначально король проявил к нему явное благоволение. Т.Мор получает права рыцаря, его назначают помощником казначея, в 1523г. избирают спикером палаты общин. В 1529г. Генрих 8 по рекомендации Королевского Совета делает Мора лорд-канцлером, то есть своим премьер-министром.

С 1532г. наступает другой, трагический период в жизни мыслителя. Перемена в его судьбе была тесно связана с отрицательным отношением Мора к внезапному повороту в церковной политике короля, осуществившего в 1532-1534гг. реформу, в результате которой прежняя католическая церковь в Англии была поставлена в подчинение королю, а сам король, наоборот, освободился от какой бы то ни было власти римского папы.

Реформа, несмотря на свои мотивы, носила относительно прогрессивный характер, содействуя развитию национального суверенитета английского государства, но понять этого Мор не смог.

Еще в самом начале церковной реформы Т.Мор сложил с себя обязанности лорд-канцлера. Тогда Генрих 8 повел упорную и методичную борьбу против прежнего «фаворита».

Первое из обвинений Т.Мора в «государственной измене» – за связь с некоей «прорицательницей» смерти короля – было простым поклепом и провалилось. Второе – за отказ от присяги новым королевским актам – повлекло заключение Т.Мора в Тауэр.

Несмотря на уговоры родных, близких ему по духу жены и старшей дочери, Т.Мор не соглашался признать ту реформу королевского акта, которая отрицала верховенство римского папы.

В начале заключения это грозило осуждением не за «государственную измену», а за изменнический умысел, что не могло повлечь смертной казни. Но Генрих 8 провел через парламент еще ряд актов, по которым присягать королю и признавать все его, в том числе новые титулы, обязан был каждый. Отрицание хотя бы одного титула короля приравнивалось к государственной измене.

Суд королевской скамьи, состав комиссии которого был подобран самим Генрихом 8, вынес Т. Мору жесточайший приговор к мучительной казни. «Милостью короля» она была заменена отсечением головы.

Казнь состоялась 6 июня 1535г.

После смерти Томаса Мора осталось большое литературное наследие, лишь частично опубликованное при его жизни. Кроме упоминавшихся выше трудов, оно включает в себя обширную переписку, стихотворения, эпиграммы, оригинальные переводы, автобиографическое произведение «Апология», написанный в Тауэре «Диалог об угнетении против невзгод» и др. Не все работы Т.Мора изучены в полной мере. Подлинной жемчужиной всего написанного Т. Мором остается его «Утопия». Она сделала его имя бессмертным.

4. Творчество.

Литературное творчество Томаса Мора отличается не только богатством, но и разнообразием жанров. Личная судьба Мора, как и все его творчество, была тесно связана с бурной и сложной эпохой гуманистических исканий и острой социально-политической борьбы Реформации и Контрреформации.

Находясь в самом центре идейной и политической борьбы своего времени, Мор со свойственным ему огромным темпераментом, честностью и искренностью отразил надежды и чаяния той гуманистической среды, к которой он принадлежал. И в этом смысле его поэзия и проза представляют собой яркую страницу духовной жизни и борьбы целого поколения европейских гуманистов, обнаруживающих на рубеже 15-16вв. поразительную общность своих интеллектуальных интересов и идейных исканий. В частности, латинская поэзия, «История Ричарда 3» и особенно «Утопия» Мора прекрасно передают ту духовную атмосферу, с ее четко очерченным кругом идей, которая была характерна для гуманистического кружка Колета, Мора, Эразма накануне Реформации.

Если поздние религиозные трактаты Мора являются в известном смысле итогом развития гуманистической концепции реформационной поры, точнее, обнаруживают превращение ее в свою противоположность, то все, написанное Мором в канун Реформации, отражало полные оптимизма мечты о справедливом переустройстве общества на разумных началах, при содействии мудрых правителей и посредством реформы церкви.

Среди произведений Мора предреформационной поры важное место принадлежит его поэзии. Поэтическое творчество Мора, включающее более 250 латинских стихотворений, эпиграмм и поэму на коронацию Генриха 8, приходится на блестящий период в истории английского гуманизма и одновременно счастливейшее время в жизни самого Мора.

Видное место в поэзии Мора занимает политическая тема. Говоря о политических мотивах поэзии Мора, следует, прежде всего, выделить проблему наилучшего политического устройства общества, тесно примыкающую к проблемам «Утопии» и волновавшую в то время умы многих гуманистов Европы. Трактовка ее гуманистами 16в. так или иначе, связывалась с идеалом совершенного государя. Каким должен быть совершенный государь, способный обеспечить общественное благоденствие? Быть слугой народа, соблюдающим законы и защищающим мир.

Традиции античного свободолюбия и ненависть к различным формам тирании, проповедуемые в сочинениях Эразма и Мора, в условиях феодальной Европы 16в. имели глубоко прогрессивное значение, способствуя развитию политической идеологии формирующейся буржуазии.

Осуждая политическую тиранию и противопоставляя ей свой идеал государя, Мор решительно отвергал идею якобы о божественном происхождении власти короля и развивал мысль о происхождении королевской власти от народа. На этом основании Мор считал не только возможным, но и необходимым ставить вопрос об ответственности государя перед народом, утверждая, что «народ своей волей дает власть и отнимает ее».

Томас Мор, как и его друзья-гуманисты, искренне верил в возможность осуществления идеала просвещенной монархии. Для Мора добрая воля просвещенного монарха при тогдашних условиях представлялась наиболее приемлемым и наиболее реальным средством к осуществлению разумного переустройства общества на основе гуманистических принципов.

В латинской поэзии Мора нашли отражения и настроения предреформационной эпохи. Известно, сколь важное место в гуманистической концепции совершенного общества занимал вопрос о реформе церкви. Следуя своим наставникам и друзьям Джону Колету и Эразму, мечтавшим о реформе церкви и разумном переустройстве общества в духе идеалов раннего христианства, Мор в своих эпиграммах остроумно высмеивал пороки католического духовенства. Он бичевал их роскошь и стяжательство.

Отдавая должное глубоко прогрессивной для своего времени идейной борьбе Мора и Эразма против церковного обскурантизма, суеверий и пороков католического духовенства, следует все же не упускать из виду, что, несмотря на остроту и бескомпромиссность, их критика основывалась на позитивной программе реформ, цель которых была не в ниспровержении католицизма, а в очищении церкви от порочного духовенства, а теологии от схоластического догматизма. Мечтая восстановить «истинное» учение Христа путем возвращения к идеалам раннего христианства, Мор, Эразм и их единомышленники рассчитывали обновить и укрепить католическую церковь, сделать ее опорой справедливого переустройства всего общества. В этом проекте отражалась не только специфика социальной среды, порождением которой были гуманисты, но и историческое своеобразие духовной жизни эпохи.


5. Мор-гуманист и «Утопия».

Хорошо зная социальную и моральную жизнь своей родины, английский гуманист, Томас Мор, проникся сочувствием к бедствиям ее народных масс. Эти его настроения и получили свое отражение в знаменитом произведении с длинным заголовком в духе того времени - "Весьма полезная, как и занимательная, поистине золотая книжка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия...". Она была издана при ближайшем участии Эразма Роттердамского, близкого друга, посвятившего ему свою "Похвалу глупости", законченную в доме Мора, в 1616 г. и сразу приобрела большую популярность в гуманистических кругах.

Гуманистическое мировоззрение автора "Утопии" привело его к выводам большой социальной остроты и значимости, особенно в первой части этого произведения. Проницательность автора отнюдь не ограничивалась констатацией ужасной картины социальных бедствий, подчеркнув в самом конце своего произведения, что при внимательном наблюдении жизни не только Англии, но и "всех государств", они не представляют собой "ничего, кроме некоего заговора богатых, под предлогом и под именем государства думающих о своих выгодах".

Уже эти глубокие констатации подсказали Мору основное направление проектов и мечтаний во второй части "Утопии". Многочисленные исследователи этого произведения констатировали не только прямые, но и косвенные ссылки на тексты и идеи Библии (прежде всего евангельские), в особенности же античных и раннехристианских авторов. Из всех произведений, оказавших на Мора наибольшее воздействие, выделяется платоновское "Государство". Многие гуманисты, начиная с Эразма, видели в "Утопии" долгожданную соперницу этого величайшего творения политической мысли, произведения, существовавшего к тому времени почти два тысячелетия.

Если ли не самую характерную, определяющую черту социально-

философской доктрины, лежащей в основе "Утопии", составляет антиинди-видуалистическая трактовка общественной жизни, мыслимой в идеальном государстве. Последовательный же антииндивидуализм с необходимостью требует отмены частной собственности. Максимальное равенство в размерах собственности и сопутствующего им уравнения в потреблении - нередкое требование народно-оппозиционных движений в эпоху средневековья, получавших обычно религиозное обоснование. Элементы его имеются и у Мора как активного сторонника "христианского гуманизма", взывавшего к первоначальному христианству с его идеалами всечеловеческого равенства.