Смекни!
smekni.com

Свободная зона путь к рынку (стр. 4 из 6)

В то же время многие иностранные компании, действующие в развивающихся странах, очень охотно используют местные сырьевые ресурсы и полуфабрикаты, произведенные на их базе (сталь, алюминий, главные химикаты, резину, древесину и т. п.). Некоторые из них создали крупную перерабатывающую индустрию на базе местного сырья - отлично развитые и организованные компании, которые действуют в принимающих странах в течение многих десятилетий, т. е. до сотворения первых свободных экономических зон.

Вот почему такие компании не испытывают потребности в использовании возможностей не так давно созданных экономических зон. Не считая того, сказывается и еще один фактор: перерабатывающие компании, использующие местное сырье, как правило, находятся недалеко от его источников (будь то шахта, нефтяная скважина или гидроэлектростанция), в то время как экспортно-промышленные зоны традиционно формируются вблизи больших населенных пунктов либо промышленных центров. Кроме того, экономические зоны создаются учредителями для быстрого решения заморочек промышленного развития какой-либо местности. Отсюда примитивные производственные помещения, похожие на времянки, и незначительные издержки на оборудование иностранных инвесторов. Компании, специализирующиеся переработкой сырьевых ресурсов, как правило, являются относительно крупными и действуют на базе долгосрочных договоров, планируя свою деятельность на многие годы вперед. Этим они отличаются от обычного завода по сборке электронных изделий или специализированной компании по пошиву одежды в свободной экономической зоне. Традиционно считается, что свободные экономические зоны способствуют прямым иностранным инвестициям относительно больших и имеющих хорошую репутацию компаний. Но, как свидетельствует мировой опыт, массивные транснациональные компании не совсем нуждаются в преимуществах и возможностях свободных зон. Они могут удачно работать в обыденных условиях фактически любой страны. И если условия какой-либо страны очень неблагоприятны, то достоинства, предлагаемые свободными экономическими зонами, вряд ли принудят эти компании изменить их стратегию интернационального развития.

Это одна из главных обстоятельств того, что в большинстве государств инвесторами в свободных зонах являются не крупные, отлично известные транснациональные компании, а небольшие компании, которые частенько выходят на рынок иностранных инвестиций в первый раз.

Опыт таковых государств, как Мексика, Ямайка либо Маврикий, намеренно привлекающих в свои экономические зоны маленьких иностранных инвесторов, подтверждает, что средние или маленькие компании промышленно развитых стран либо государств, не так давно вставших на путь индустриального развития, с полезностью для дела дополняют деятельность больших компаний. Маленькие компании более гибко реагируют на быстроменяющуюся обстановку и в состоянии удовлетворить насущные потребности внутреннего рынка этих государств. Беря во внимание рвение многих стран как можно быстрее привлечь иностранных инвесторов, такие компании оказались наилучшей краткосрочной альтернативой, чем крупные транснациональные компании, которые действуют еще медленнее.

Создание и функционирование свободных экономических зон часто отклоняются от начальных проектов. К примеру, когда в начале 60-х годов на Маврикий было предусмотрено создание первой экспортно-промышленной зоны, то предполагалось, что удельный вес продукции компаний электронной индустрии будет равен 30, компаний текстильной индустрии - 25, металлообрабатываюших компаний - 15, компаний по обработке сырья - 4~10. Но уже к середине 80-х годов на текстильные компании и компании по пошиву одежды приходилось 87% занятого в экономической зоне населения, на компании по производству мебели и изделий из дерева - 2,5% и на компании, выпускающие ювелирные изделия - 2%. компании электронной индустрии, которые активно развивались в первые годы, потом практически пропали (за исключением тех, которые выпускали часы). Такая эволюция, присущая в большей или меньшей степени фактически всем свободным экономическим зонам, во многом зависит от характера деятельности предпринимателей-пионеров. Если первые инвесторы были представлены электронными компаниями, то и следующие будут принадлежать к той же отрасли, способствуя тем самым, как правило, созданию в экономической зоне электронной монокультуры[3].

Такая же тенденция характерна и для остальных отраслей индустрии. В экспортно-промышленной зоне Шри-Ланки, к примеру, на долю производства текстиля и одежды приходится около 90% занятых, в Доминиканской Республике - более 60%, в Египте – 54%. Причина такого положения объясняется динамикой, характерной развитию самих экономических зон, отсутствием контроля со стороны государственных органов по отношению к иностранным инвестициям, а также слабым взаимодействиям зональных компаний, государственных и иностранных кампаний.

В процессе развития некие свободные экономические зоны стали специализироваться только на банковских и страховых. Операциях.

Они получили заглавие 6анковских. Франковых зон. В Люксембурге, к примеру, активно действуют крупные западногерманские банки, которые благодаря имеющимся в данной стране льготам государственный закон о разработке обязательных денежных резервов. Более известные банковские франковые зоны были сделаны в Гонконге, Сингапуре; Бахрейне и Маниле, а также на бессчетных островах в Карибском море (на

Багамах, Бермудах и т. Д.).

Совокупный размер кредитных операций иностранных банков, сосредоточенных в странах Карибского моря, по самым минимальным оценкам в 80-е годы составлял более 200 млрд. Долл., Что равнялось 13% от общей суммы интернациональных кредитных активов в мире.

Такие денежные центры, расположенные в развивающихся странах, частенько еще называют «оффшор-центрами», а «оффшор-сделкой» - ту либо иную операцию меж иностранным (по отношению к месту её совершения) кредитором и заемщиком. Член совета управляющих Федеральной резервной системы США Г. Уоллик описывает «оффшор-центр» как географическую точку, где кредитные средства заимствуются у нерезидентов и предоставляются иным нерезидентам через посредничество банков либо других денежных институтов. Преобладание конкретно таковых операций типично для банковских франковых зон Карибского региона.

Следует отметить, что такие центры расположены не только в развивающихся странах, но и в промышленно развитых государствах. В свободных банковских зонах есть совсем благоприятные условия для проведения кредитно-денежных операций (очень льготный режим налогообложения банков, а в неких зонах практически полное отсутствие такового), что увеличивает их привлекательность для иностранных кредитных институтов и интернациональных капиталов. Именно поэтому их частенько называют «налоговыми убежищами», либо «фискальными оазисами».

Удачная деятельность свободных банковских зон в развивающихся странах очень ощутимо влияет на денежные интересы Соединенных Штатов Америки и остальных капиталистических стран. Так, по оценке американских экспертов, служба внутренних доходов США раз в год недополучает около 4 млрд. долл. В итоге совершения американскими банками операций не на собственной местности. Общественная утечка капиталов из США на банковские счета лишь в Карибской экономической зоне составила к середине 80-х годов практически 80 млрд. долл. Стремясь укрепить денежный центр в Нью-Йорке, который в 70-е годы заметно сдал свои позиции на международном рынке капиталов, правительственные органы США создали там в 1981 г. свою свободную банковскую зону. Они разрешили, подобно многим иным «оффшор-центрам», местным и иностранным банкам открывать в Нью-Йорке международные банковские учреждения, которым предоставлены крупная свобода в осуществлении транснационального бизнеса и льготный налоговый режим.

Одна из основных целей сотворения таких зон для развитых капиталистических странах - переориентация интернациональных операций собственных банков, основной размер которых совершается через «оффшор-центры» в остальных странах.

Очень твердые нормативы, регулирующие страховые операции, способствовали созданию свободных страховых зон. Примером может служить английская компания «Ллойд» по вопросам страхования рисков особенного типа (не входящих в разряд хищений, пожаров, гражданской ответственности и т. д.). Деятельность компании «Ллойд» по покрытию этих рисков, по существу, содействовала превращению её в монополиста по страхованию нетрадиционных рисков. По прототипу английской свободной страховой зоны в 80-х годах подобные зоны были сделаны в Нью-Йорке.

Правда, там ассоциации по контролю в защиту потребителя ограничили льготный режим, допустив его только для особых типов риска (к примеру, аннулирование контрактов лизинга), а также для тех страховых контрактов, в которых годовые премии превосходят 100000 долл.

Как видим, создание свободных экономических зон получило на Западе огромное развитие. Во многом их развитие зависит от того, что таковая зона может дать государственной экономике в конкретных условиях хозяйствования и в данной экономической ситуации.

5. Современное состояние и трудности развития российских СЭЗ.

5.1. Типы свободных экономических зон, организуемых в России

Практика сотворения имеющихся и проекты будущих СЭЗ на территории России показывают, что в зависимости от целей и задач их можно поделить на следующие главные типы:

· комплексные зоны производственного характера;

· внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе зоны экспортного производства и транзитные);

· функциональные, либо отраслевые (технологические парки, технополисы, туристические, страховые, банковские и др.).

Эти типы зон могут быть охарактеризованы следующими основными признаками.

Комплексные зоны многопрофильны. Они формируются и на ограниченной местности, и в границах областей и остальных территориальных образований. В них создаются условия для привлечения крупного капитала с обязательным развитием нужной инфраструктуры.