Смекни!
smekni.com

Консерватизм (стр. 2 из 2)

Для всех течений современного консерватизма, особенно для новых правых и традиционалистов, характерна приверженность социокультурному и религиозному традиционализму. Отказ от традиционных ценностей рассматривается ими как главная причина всех негативных явлений в современном обществе. Как утверждал, например, Р.Уивер, отрицание всего трансцендентного привело к релятивизму, рассматривавшему человека как « меру всех вещей», к отказу от доктрины первородного греха, которую заменили о доброй природе человека. Поскольку лишь физический, чувственный мир стал считаться единственно реальным, начался упадок религии и восхождение рационализма и материализма.

Значительное место в конструкциях современных консерваторов занимают проблемы свободы, равенства, власти, государства, демократии и т.д. Следует отметить, что в трактовке данного круга проблем большинство консерваторов считают себя решительными защитниками прав человека и основополагающих принципов демократии. В целом для них характерно амбивалентное отношение к государству и связанным с ним институтам. «Человек рожден свободным, но он всюду в цепях», - говорил Ж.-Ж. Руссо. «В цепях он и должен быть», - отвечает на это консерватор, защищающий «необходимые цепи традиции и исторической преемственности», на которых, по его мнению, основываются гражданские свободы. С одной стороны, в глазах консерваторов государство - это источник и защитник закона и морали. Без сильного государства общество может оказаться во власти анархии. Для них характерно позитивное, зачастую авторитарное отношение к государству , что в свою очередь предполагает или порождает антииндивидуализм. С другой стороны, сильное государство может оказаться инструментом подавления индивидуальной свободы. Поэтому теоретики консерватизма постоянно подчеркивают «важность ассоциации людей, меньших по размеру, чем государство».

При необходимости выбора между индивидом и обществом значительная часть консервантов ставит на первое место общество. Далеко идущие выводы в этом вопросе делают представители европейского традиционалистского консерватизма, представленного патерналистским крылом в английской торизме, голлизмом во Франции, правыми консерваторами и частью представителей социал – консерватизма в ФРГ. Как отмечал, например, П. Уорстхорн, «социальная дисциплина…представляет собой значительно более плодотворную…тему для современного консерватизма, чем индивидуальная свобода».