Смекни!
smekni.com

Совокупный спрос, неценовые факторы, влияющие на совокупный спрос (стр. 3 из 4)

Вместе с тем, деньги должны не лежать праздно, а способст­вовать развитию производства. Поэтому нельзя сказать, что стра­на тем беднее, чем меньше у нее денег в виде запасов. Она может быть подобной преуспевающему человеку, который держит при себе мало свободных денег, но постоянно превращает их в различ­ные товары с большой пользой для себя.

Центральным экономическим понятием, согласно Петти, яв­ляется «естественная цена» — стоимость, определяемая временем, затраченным на производство товара. Труд есть отец богатства, а земля — его мать.

Джон Локк (1632 — 1704). По его мнению, страна, у которой нет рудников, может обогатиться лишь двумя способами: завоевани­ями и торговлей. Он предпринял попытку разделить «естественную стоимость денег, выражаемую в их способности приносить ежегод­ный доход в форме процента», и меновую стоимость (покупательную силу денег), которая «зависит только от изобилия или недостатка де­нег па Отношению к изобилию иди недостатку товаров, а не от вели­чины процента». Это различие оказалось очень важным для после­дующего развития теории денег.

Отношение количества денег к товарам определяют товарные цены, причем значение имеет не только номинальное количество де­нег, но и скорость их обращения (чем больше скорость обращения де­нег, тем меньше их требуется для покупок и продаж одной и той же массы товаров). Увеличение количества денег (увеличение количе­ства золота и серебра после открытия Америки) привело не только к росту цен, но и к снижению ставки ссудного процента.

В «Письме к другу о ростовщичестве» Локк отмечал: «Высо­кий процент вредит торговле. Выгода от процентов больше, чем прибыль от торговли, и это побуждает богатых купцов бросать тор­говлю и отдавать свой капитал под проценты, а более мелких куп­цов разоряет».

Считая внешнюю торговлю главным средством увеличения богатства, Локк полагал, что главным источником богатства являет­ся труд. Природа дает только сырье, а обрабатывается оно, чтобы превратиться в полезную вещь, трудом. Поэтому несравнимые по своим свойствам товары могут сравниваться по различию в ценнос­ти, большая часть которой «получается через человеческий труд».

Джон Лоу (1671 —1729), сторонник количественной теории денег, известный прежде всего как организа­тор выпуска бумажных денег во Франции в 1719 г., когда они вытес­нили из обращения металлические деньги.

Согласно Лоу, серебро, как и любой другой товар, имеет свою «естественную цену». Однако, когда из серебра чеканят монету, ему придают дополнительную (искусственную) ценность. В этом смысле выпуск денег порождает прибыль. Эта прибыль только возрастет, если серебряные монеты заменить бумажными деньгами, которые не имеют никакой естественной цены. И прибыль от их введения, рано как и ценность самих бумажных денег, полностью сохранится, если строго регулировать их выпуск в соответствии с потребностями обращения и торговли.

К сожалению, критерий выпуска «необходимого» количества бумажных денег остался у Лоу неопределенным. Их стали выпус­кать в избыточном количестве, что привело к краху денежного обра­щения страны.

2. Меркантилизм в России

В России идеи меркантилизма получили развитие в XVII—XVIII вв. До XVII столетия для них не существовало условий, поскольку в ту пору господствовало натуральное хозяйство, торговля оставалась локальной и ограниченной. Она и в XVII в. развивалась в трудных условиях, когда усиливалось крепостничество, расширя­лась барщинная система. Это обусловливало развитие производительных сил на феодальной основе, выражавшееся, прежде всего в расширении площади агрикультуры, освоении новых земель. Процесс колонизации постоянно расширялся. Количество сельскохозяйственных продуктов возрастало, создавалась материальная база для развития торговых местечек и городов. Больше того, в XVII в. началось формирование российского рынка.

Натуральное хозяйство русских дворян подрывалось, хотя сохранялось господство феодализма. Шел процесс первоначального накопления капитала. Многие купцы сколачивали крупные суммы и вели по городам и селам «великие торги». В России XVII в. появились первые мануфактуры, возникали буржуазные производственные от­ношения.

Однако, если в странах Западной Европы в связи с Великими географическими открытиями важную роль в пе­реходе к капитализму играла внешняя торговля, то в Рос­сии занять такое же место в этом процессе она не могла. Внешняя торговля имела для развития экономики значи­тельно меньшее значение. До завоеваний Петра I Россия оставалась практически отрезанной от морской торговли. Все это предопределяло своеобразие меркантилизма в стране.

2.1 Взгляды наиболее выдающихся российских меркантилистов

Впервые идеи меркантилизма высказывались на Руси выдающимся дипломатом 60-х годов XVII в Афанасием Лаврентьевичем Ордин-Нащокиным ок. (1605—1680). Он был псковским дворянином, крупным землевладельцем, и этим определялась классовая позиция первого русского меркантилиста верно служившего абсолютизму.

Ордин-Нащокин полагал, что «торговыми про­мыслами и государства богатеют». Став в 1665 г. воеводой Пскова он предложил ввести купеческое самоуправление в этом городе, оставив за воеводой лишь функции общего надзора. Купцы освобождались, по проекту, от других «градских служб» и обязанностей по финансовому ведомству.

Вместе с тем, выступая за развитие торговли и кредит­ных отношений, Ордин-Нащокин обращал внимание на развитие отечественной промышленности. Он принимал активное участие в организации различных мануфактур: бумажных, стекольных, кожевенных, а также в создании металлургических и металлообрабатывающих предприя­тий. Однако если западноевропейские меркантилисты рассматривали национальную промышленность только с точки, зрения экспорта, то Ордин-Нащокин связывал развитие промышленности с удовлетворением потребностей населения собственной страны, с уменьшением им­порта товаров из-за границы. В стремлении расширить торговой оборот главным образом внутри страны — осо­бенность идей его меркантилизма.

Видное место в истории русского меркантилизма занял Петр I (1682—1725). Правда, он не писал специальных сочинений, но решительно проводил политику мерканти­листского характера. Она была несомненно прогрессивной и отвечала потребностям России начала XVIII в., имела много общего с кольбертизмом, но отличалась важными особенностями. Петр I не ограничивался поощрением тор­говли и промышленности, а принимал действенные меры для развития сельского хозяйства.

Большое значение Петр I придавал фискальной поли­тике. Бюджет казны увеличился втрое, стала составляться его роспись. Вводились все новые и новые налоги. Ис­пользовались казенные монополии на торговлю вином, солью, табаком и другими товарами. Уже в этом сказыва­лись меркантилистские тенденции. Как отмечалось, меркантилисты были сторонниками высоких налогов и вмешательства государства в экономику.

Еще более отчетливо эти тенденции обнаруживались в торговой политике русского реформатора, в запрете вы­воза денег, во взимании пошлин ефимками, в предоставлении льгот русским купцам, в учреждении Бурмистерской палаты, Коммерц-коллегии, магистратов, которым следова­ло «пещись об умножении ярмарок и торгов», об органи­зации бирж и т. д. В Петербурге был создан порт, и поощ­рение его торговли считалось важной задачей. В новую столицу переселялись купцы.

Петр I ставил перед собой задачу добиться экономической независимости России. Но эту задачу ре­шал меркантилистским путем привлечения в страну золота и серебра, форсирования экспорта, поощрения русского купечества, развития промышленности, в том числе экс­портной, строительства каналов и портов.

Особого внимания заслуживает анализ экономических взглядов «купецкого человека» И. Т. Посошков (ок. 1652—1726).

Заслуга Посошкова состояла в том, что источник на­ционального богатства он по существу видел в труде, при этом у него и сельскохозяйственный и промышленный труд одинаково важен. Ему было чуждо пренебрежение к сель­скому хозяйству, характерное для большинства мерканти­листов Запада. Посошков общественное значение труда видел в том, чтобы давать «прибыток». Фактически у него прибыль представляет собой розницу между ценой и из­держками производства, к которым он относит расходы на содержание рабочих и покупку сырья. Если западноевро­пейские меркантилисты связывали величину прибыли с неэквивалентным обменом, то Посошков ставил ее в за­висимость от уровня заработной платы. По его мнению, более производительным является наемный труд, чем труд, затрачиваемый в порядке отбывания феодальных повинностей.

И. Т. Посошков был идеологом и защитником интере­сов купечества, вкладывающего капиталы в промышлен­ное производство. Не будучи знакомым с идеями западных меркантилистов, передовыми для своего времени, он вы­сказывал по многим вопросам мысли, сходные с ними. Но в ряде случаев он пошел дальше. Это касается, например, его рассуждений о соотношении богатства казны и наро­да. Главное направление его экономической программы — всемерное развитие производительных сил, отечественной торговли, промышленности, сельского хо­зяйства, укрепление экономического могущества России и ее независимости от других стран.

Идеи меркантилизма нашли отражение в сочинениях и практической деятельности В. Н. Татищев (1686—1750), крупного государственного деятеля России.

По мнению Татищева, главным источником богатства является торговля (по терминологии того времени, «купе­чество»), и прежде всего внешняя.

В своих экономических взглядах Татищев придерживался теории «торгового баланса», харак­терной для развитого меркантилизма. Однако у Татищева, как и у Посошкова, нет обычного для западноевропейских меркантилистов утверждения, что богатство заключается только в деньгах — золоте и серебре.