Смекни!
smekni.com

Потребности как движущая сила экономики и их взаимосвязь с общественным производством 2 (стр. 3 из 4)

Предпринимательский талант предполагает особые способности человека, заключающиеся в его умении организовывать производство и выпуск товаров и услуг путем соединения всех необходимых факторов производства, принимать основные решения по управлению производством и ведению бизнеса, рисковать денежными средствами, временем, трудом, деловой репутацией, поскольку деятельность на рынке связана с большой неопределенностью, а результат не гарантирован, быть новатором, то есть внедрять новые технологии, новые продукты, методы организации производства.

Одним из ключевых экономических ресурсов на современном этапе развития общества является информация. Обладание достоверной информацией является необходимым условием для решения стоящих перед экономическим субъектом проблем. Вместе с тем даже полная информация не является гарантией успеха. Умение использовать полученные сведения для принятия наилучшего при сложившихся обстоятельствах решения характеризует такой ресурс, как знания. Носителями этого ресурса выступают квалифицированные кадры в сфере управления, продажи и обслуживания покупателей, технического обслуживания товара. Именно этот ресурс дает наибольшую отдачу в бизнесе. «То, что отличает сильную компанию от слабой — это прежде всего уровень квалификации ее специалистов и управленческого состава, его знаний, мотиваций и устремлений» [10, с.103].

Из всего этого можно сделать выводы, что понятия производства как такового недостаточно для того, чтобы уяснить необходимость взаимодействия основных факторов производства. Дело в том, что процесс производства осуществляется не изолированными субъектами хозяйства, а в обществе, в системе общественного разделения труда.

Общественное производство есть, в первую очередь, производство человека. Но это вовсе не значит, что общественное производство - это сумма производств, в число которых входит и производство человека. Вся система общественного производства в единстве его составных частей (материального, духовного и социального) подчинена производству человека. Материальное производство составляет основу общественного, так как без производства материальных условий и средств жизни невозможна и сама жизнедеятельность людей. Но помимо материального производства, общественное включает в себя также духовное производство, производство потребления, производство людей и производство всей системы общественных отношений, которые в своей совокупности составляют социальную «ткань» общества. Они обслуживают производство и воспроизводство человека как вершины в этой своеобразной иерархии.

Глава 3. Философско-экономическая характеристика труда как основы общественного производства

3.1. Труд как комплексное социально-экономическое и духовно-нравственное образование

В философском ракурсе феномен труда предстаёт в определении его всеобщих моментов и сущностных характеристик, ценностных и смысловых аспектов самовыражения человека.

Труд выступает как комплексное социально-экономическое и духовно-нравственное образование. Он неразрывно связан с человеческой сущностью, развивается и функционирует только в обществе, пронизывает собой все сферы жизнедеятельности общества и человека. Труд осуществляется только в обществе. Поэтому он всегда есть общественный труд. Общественный труд является совместной деятельностью людей по созданию материальных и духовных благ, всего богатства общества, способом и формой жизнедеятельности общественного человека.

Явно недостаточно рассматривать труд только через призму технических, технологических и даже чисто производственно – экономических аспектов. В системе факторов производства труд занимает принципиально специфическое место, играет особую и определяющую роль. Это особый фактор производства, значительно шире и глубже по своему содержанию, чем просто средство. Если рассматривать капитал как воплощённый труд, то в своей сути труд – это единственно подлинный фактор производства.

Значимость общего философского подхода для экономической теории и практики заключается в том, что без такого анализа невозможно глубоко раскрыть и понять социально-специфические черты труда, конкретно-исторические особенности содержания, характера и форм организации труда, отношения к труду, мотивационной структуры деятельности и т. д. Труд в любой его форме становится фактором производства, создания ценностей и тем самым – мерилом ценности или цены производственных благ.

Более того, труду придается анропологически личностное значение и измерение, что и отличает «труд» как фактор производства от других экономических благ. Учитывая человеческое содержание труда как экономического блага, его нельзя свести только к вещи и товару, хотя он становится вещью или средством, а именно, - средством производства.

3.2. Труд как экономическое благо

В экономической науке принята трактовка труда как экономического блага. Однако человек никогда не может полностью раствориться в произведенной им продукции, в производственной деятельности, не потеряв при этом самого себя. Поскольку труд есть средство, техника работы и тактика жизни, служащая человеку, то труд в таком качестве можно продать и купить как любой другой товар. Но в этом качестве труд не может быть целью и смыслом человеческого существования.

Именно в той мере, в какой труд является только средством, он конкурирует с другими экономическими благами. И, прежде всего, с таким благом как свободное время. Когда труд ставится в один ряд с иными экономическими благами, он становится благом недостаточным и потому обладает ценой. Недостаточными являются те блага, которых нет в нужном качестве и количестве. Труд как фактор производства тоже не является достаточным и бесплатным, даже когда нет частичной безработицы (в условиях всеобщности труда при социализме).

В «Капитале» К. Маркса дается развернутая характеристика человеческого труда вообще, независимо от качественных различий многообразных видов деятельности. В отличие от конкретного труда по производству тех или иных благ, услуг (в товарно-рыночной или непосредственной общественной форме) труд вообще или абстрактный труд понимается как целесообразная деятельность при помощи орудий труда для созидания потребительских стоимостей, как присвоение данного природой для человеческих потребностей и как всеобщее условие обмена веществ между человеком и природой. Поэтому труд в своем всеобщем понимании выступает как вечное естественное условие человеческой жизни.

В рыночной экономике труд в условиях рынка приобретает двойственный характер. С одной стороны, он является конкретным трудом, например, слесаря, портного и т. д. Конкретным трудом создается потребительная стоимость товаров. Вместе с тем в каждом товаре воплощен человеческий труд вообще. И в качестве такого – абстрактного труда он образует стоимость товара. Рынок и выступает тем социально-экономическим полем, на котором труд согласовывается в масштабах всего общества, воспроизводится и разрешается противоречие между трудом частным и общественным.

К. Марксом введено понятие «всеобщего труда». Данный вид труда распредмечивает всеобщие закономерные связи. Он развивает «всеобщие силы человеческой головы» - науку культуру, философию и др. Его «всеобщее» содержание выражается как по отношению к объекту, так и по отношению к субъекту труда. Всеобщий труд изменяет закономерные связи, овладевает ими, техницизирует и овеществляет, опредмечивает их. Так, изобретение двигателя внутреннего сгорания есть труд всеобщий. Работа же по изготовлению двигателя есть труд непосредственный. В первом случае возникает всеобщая идея вещи, во втором, - конкретная вещь.

Всеобщий труд определяет «самоизменение» субъекта, формирует в нем продуктивное начало, самодеятельность, творчество, диалогичность с предшественниками во времени (опосредованная кооперация). Субъект труда выступает здесь со стороны всеобщих продуктивно-творческих сил. Решающим моментом при этом является понимание законов, общекультурная подготовка работника.

«Всеобщим трудом, - замечает К. Маркс, - является всякий научный труд, всякое открытие, всякое изобретение» [2, с.58].

В производстве вещей всеобщим выступает научный труд, создающий модели, идеи, («эйдосы») вещей, а также труд как прикладная наука, реально изменяющий в предметах их закономерные связи. По отношению к культурному воспроизводству человека всеобщим трудом выступает научная, философская, художественная, воспитательно-образовательная, культурно-педагогическая деятельность. Именно она создает не частные и преходящие утилитарно-прикладные нормы, правила, а всеобщие схемы работы мышления, воображения, эстетического созерцания, воли, веры. Здесь осуществляется разработка всеобщих схем творческой деятельности, обновление самой живой субстанции культуры – продуктивно-творческих сил человека. Культура есть детище всеобщего труда.

В своей структуре труд может быть представлен своеобразной социально-экономической триадой. В этой тройственной формуле, прежде всего, следует выделить живой, непосредственный труд, включающий в себя субъективные стороны, свойства и качества труда. Вторым необходимым элементом в этой структуре выступают средства, орудия, инструменты, приборы трудовой деятельности человека. И, наконец, сам предмет труда, его материал.

Итак, можно сделать вывод, что труд сложное, многокачественное и многоуровневое социально-экономическое явление. И его необходимо рассматривать в самых различных аспектах. Общефилософский ракурс должен быть дополнен анализом экономики труда, социологии труда, нравственно-правовых аспектов труда, психологии труда, физиологии труда, организации и управления (менеджмент) труда и т. д.

В философско-экономическом плане труд является важнейшим фактором производственных ресурсов наряду с капиталом, землей-природой, информацией. В связи с тем, что труд имеет определяющее значение в структуре производства особую важность приобретает исследование труда с позиций его эффективности, производительности, интенсивности и качества, дисциплины, организации и управления.