Смекни!
smekni.com

Международное разделение труда и теории сравнительных преимуществ (стр. 3 из 4)

1. Бартер. В том случае если торговцы разных стран непосредственно обмениваются продуктами (действует бартер), никаких проблем с механизмом обмена не возникает. Например, одно племя выменивает у другого слоновую кость на жемчуг, предварительно договорившись о пропорции обмена.

Но в более развитом хозяйстве фирма-экспортер может быть заинтересована в том, чтобы не связываться с импортом какого-либо блага и сразу получить деньги за свою продукцию. Вот тут возникают сложности.

2. Полновесные деньги. Если в качестве денег в торгующих странах обращаются золото или серебро, механизм международной торговли значительно облегчается. По сути, деньги разных стран представляют собой один и тот же металл и различаются только чеканкой. Любая фирма может принять в уплату за свои товары иностранные золотые монеты, зная, что на родине их можно легко перечеканить в свои золотые монеты, сохранив их стоимость.

3. Бумажные деньги. Когда страны переходят к использованию бумажных денег, которые не имеют внутренней ценности, переплавка денег становится невозможна. Возникают дополнительные трудности - в каждой стране обращается своя денежная единица, которая называется ее национальной валютой и которой невозможно заплатить за иностранные блага.

В мировом хозяйстве появляются рынки валюты - рынки, на которых можно обменять валюту одной страны на валюту другой страны. Эти рынки являются неотъемлемой частью международной торговли и играют огромную роль в развитии хозяйства.

У каждой валюты появляется ее цена, которая называется курсом валюты. Эта цена зависит от спроса и предложения на эту валюту, которые, в свою очередь, определяются состоянием международной торговли.

Механизм установления курсов валют в ходе международной торговли мы рассмотрим подробнее в следующем параграфе.

Теория сравнительных преимуществ.

Предположим, что две страны - Англия и Португалия - сознательно определяют, как выгоднее распределить свои ресурсы между производством двух благ: вина и шерсти. Предположим, что единственным ресурсом является труд и производство этих благ требует в каждой стране разных затрат.

Именно Адам Смит привел этот пример: «Вполне возможно, - писал он, произвести виноградное вино в Шотландии, но затраты будут при этом чрезмерны. Выгоднее производить в Шотландии шерсть и обменивать его на вино из Португалии.»

Португалия за один час труда может произвести 2 литра вина или 1 кг шерсти. Следовательно, чтобы произвести 1 кг шерсти нужно пожертвовать 2 литрами вина.

Англия за один час труда может произвести 6 литров вина и 2 кг шерсти. Следовательно, чтобы произвести 1 кг шерсти, Англия должна пожертвовать 3 литрами вина.

Как видно, и вино, и шерсть производятся в Англии с гораздо меньшими абсолютными затратами труда, и может показаться, что ей незачем вступать в обмен с Португалией.

Но в международной торговле важны не абсолютные затраты, а относительные - количество одного блага, которым вынуждена жертвовать страна для производства единицы другого. Страна, которая имеет меньшие относительные затраты в производстве блага, (имеет сравнительные преимущества) должна специализироваться на его производстве.

В нашем примере Португалия имеет сравнительные преимущества в производстве шерсти (для получения 1 кг шерсти она жертвует только 2 литрами вина, а Англия - 3 литрами). Англия имеет сравнительные преимущества в производстве вина (для получения одного литра вина она жертвует 0,33 кг шерсти, а Португалия - 0,5 кг шерсти).

Например, если Португалия 1000 часов переведет из производства вина в производство шерсти, она потеряет 2000 литров вина, и получит 1000 кг шерсти.

А если Англия переведет 400 часов труда из производства шерсти в производство вина, она потеряет 800 шерсти и приобретет 2400 вина.

Таким образом, в результате этого перемещения ресурсов общее производство двух стран увеличится на 200 кг шерсти и 400 литров вина. Это увеличение производства составляет общую выгоду стран и может быть разделено между ними тем или иным образом.

Может показаться, что для такой перестановки нужно вмешательство государства и в рыночном хозяйстве, где все решения принимаются производителями самостоятельно.

Но, фирмы разных стран начинают возить друг к другу блага с меньшими относительными ценами, а в основе этих меньших относительных цен может лежать соотношение затрат на их производство. Следовательно, именно сравнительные преимущества в затратах создают основу для международного обмена.

Давид Рикардо пошел дальше, обосновывая этот принцип на трудовой теории стоимости и доказал, что от специализации выигрывают обе страны. Он считал также, что выгоду от специализации получают в конечном счете все классы, поскольку она ведет к накоплению капитала, соответственно - к экономическому росту и увеличению спроса на рабочую силу.

Создав теорию сравнительных издержек Д. Рикардо показал, каким образом все участники мирохозяйственных связей извлекают выгоды для себя и способствуют росту эффективности использования производительных сил мира. Оценивая эту теорию П. Самуэльсон пишет, что если бы теории, подобно девушкам, могли одерживать победу на конкурсах красоты, теория сравнительных издержек, несомненно, котировалась бы высоко, ибо она является стройной и логичной теорией.

Дэвид Рикардо был самым крупным экономистом и заметным политическим деятелем эпохи промышленной революции в Англии. Он родился в 1772 г. в семье лондонского биржевого маклера. Формально его профессиональное образование свелось к двум годам обучения в торговой школе, но самостоятельное изучение математики, физики, геологии, экономических проблем позволило Рикардо стать одним из наиболее образованных людей своего времени.

Рикардо успел проявить себя в самых различных областях: как и отец, он был биржевым маклером и приобрел на этом большое состояние, преподавал математику, дважды его избирали шерифом. С 1819 по 1823 г. Рикардо был членом английского парламента, где пропагандировал свои экономические взгляды, выступал в защиту свободной торговли, против протекционизма. Результаты исследовательской деятельности Дэвида Рикардо в области экономики увидели свет, когда ему было уже более 40 лет; его основной труд — "Начала политической экономии и налогового обложения" — был опубликован в 1817 г. Большое внимание Рикардо уделял государственной денежной политике и выдвигал свои предложения по регулированию денежного обращения.

Значение теории сравнительных издержек состоит в том, что она дает базу для понимания сущности международного разделения труда и международного обмена. Принцип сравнительных затрат справедлив не только в отношении любых двух стран, но и любого числа товаров и стран.

Теория сравнительных издержек исходила из национальных различий в стоимости, обусловленных затратами труда. Переход в конце ХIX начале ХХ в. к монополистическому капитализму ознаменовался тем, что возникла всемирная система хозяйства, для которой характерен ряд новых признаков: развилась акционерная форма ведения хозяйства; крупному капиталу стало тесно в рамках внутреннего рынка и в погоне за новыми прибылями он устремился в другие страны; вывоз капитала и расширившийся обмен сопровождались интернационализацией хозяйственных отношений; возникли международные монополии и на их основе в конечном счете произошел раздел мирового экономического пространства.

В новых условиях развитие внешних связей строится уже не только на различиях в стоимости продукции, а на основе сопоставления факторов производства, соотношения спроса и предложения на другие факторы производства. Теория сравнительных издержек развилась в теорию сравнительных преимуществ. Авторы этой теории шведские экономисты Э. Хекшер и Б. Олин, рассматривая международные различия в ценах установили, что основными причинами этих различий являются, во-первых, неодинаковая относительная обеспеченность факторами производства и, во-вторых, разная внутренняя потребность в тем или иных товарах. Как известно, цена товара определяется ценами на факторы производства (издержками), а последние зависят от соотношения спроса и предложения на национальном рынке каждой страны. Например, цена труда во многих странах Азии и Африки в 10-15 раз ниже чем в Европейских государствах и в США.

Поэтому экономически выгодно размещать там трудоемкие производства. Страны, имеющие относительный избыток капитала, в развитии международной специализации заинтересованы в экспорте капиталоемких товаров, тогда как имеющие избыток дешевой рабочей силы - в экспорте трудоемких товаров. Таким образом главная суть теории сравнительных преимуществ сводится к тому, что страна экспортирует товары, в производстве которых наиболее эффективно использованы избыточные факторы производства и импортирует товары с дефицитом факторов производства. Хотя для объяснения всех мирохозяйственных связей и этой теории недостаточно.

Вторая половина ХХ века дала пример резкого расширения внешних связей между развитыми государствами, что привело к развитию интернациональных процессов между ними.

Как отдельный человек не может все произвести для себя сам, так и отдельная страна, даже самая богатая природными и человеческими ресурсами, не может прожить в одиночку. Конечно, случается и такое, что некоторые страны не доверяют другим странам и поэтому боятся хоть немного зависеть от них и пытаются опираться только на собственные силы (так, например, ведут себя Северная Корея и Куба, а в сталинские времена и Советский Союз следовал похожему курсу). Но такая политика очень невыгодна экономически. Ведь разные страны очень сильно различаются по климатическим условиям, запасам полезных ископаемых, профессиональным навыкам работников. Поэтому очевидно, что между странами выгодно наладить международное разделение труда. При этом каждая страна может специализироваться на том, что у нее лучше выходит, и получать в обмен то, чего у нее не хватает.