Смекни!
smekni.com

Историко-экономические особенности развития организационных форм потребительской кооперации (стр. 3 из 5)

Особо надо отметить развитие «военной потребительской кооперации» в этот период. Этому способствовала частичная демобилизация армии, экономический и социальный кризис вследствие политики «военного коммунизма». «В целях предоставления Красной Армии возможности в полной мере использовать свои силы и средства в области хозяйственной жизни страны и обеспечить ей участие в общем кооперативном строительстве, Совет народных комиссаров постановляет: «распространить на Красную армию действие декрета Совета народных комиссаров «О кооперации» от 7 апреля 1921 года, допуская кооперативные объединения красноармейцев и военнослужащих в пределах единых потребительских обществ» [112. С. 244].

Большое значение для развития различных организационных форм потребительской кооперации имела новая экономическая политика (НЭП). Для потребительской кооперации весь период НЭПа, начиная с марта 1921 г. и до конца 1927 г. отмечается двусмысленным положением. С одной стороны государство стало оказывать ей помощь, с другой, наоборот, сдерживало ее. Прежде всего, правительство издало ряд нормативных документов, направленных на развитие потребительской кооперации. Так, в апреле-мае 1921 г. были приняты декреты «О кооперации», «О натуральном премировании рабочих», «О руководящих указаниях органам власти в отношении мелкой промышленности и кустарной сельскохозяйственной кооперации», «О сельскохозяйственной кооперации». Так, было разрешено внутри ЕПО создавать добровольные потребительские общества (ДПО). В это же время правительство издавало множество указов, решений, постановлений, по которым изменялась организационная структуракооперации. При этом кооперативный аппарат подвергался гонениям, освобождаясь от наиболее квалифицированных кадров. «Допущение рыночных отношений времен НЭПа не означало возрождение кооперации, напротив, она изгонялась вместе со старыми кадрами» [111. С. 218].

Что касается хозяйственной деятельности, то в этот период на предприятиях потребительской кооперации преобладает принципраспределения. Они должны были обеспечить полный и повсеместный сбор продналога и осуществлять товарообмен между промышленностью и сельским хозяйством, и наладить товарооборот, вытесняя тем самым частника. Им предоставлялась широкая возможность для закупок, заготовок и сбыта сельхозпродукции. Помимо заготовок продуктов, потребительская кооперация усилила свою работу в области распределения сельскохозяйственного инвентаря, организовала собственные посевы и создавала предприятия по переработке сельхозпродуктов. В 1921 г. ей были возвращены национализированные промышленныепредприятия. «К 1925 г. потребкооперация охватила более 9 млн членов, а в 1931 г. доля кооперации в розничном товарообороте составляла 69,9%» [107. С. 14].

Царицынская потребительская кооперация в этот период также подключилась к проведению новой экономической политики. Губсоюз в эти годы значительно расширяет свою деятельность. «Только за 1922 год было заготовлено 254 тыс. пудов зерновых, 11 тыс. пудов рыбы, 27 тыс. пудов мяса, 59 тыс. пудов овощей. Ежемесячно на заготовки в кооперативные организации поступало деньгами и товарами 25 млн рублей» [48. С. 23]. 10 марта 1925 года было принято решение о ликвидации Волго-Донского союза и образовании вместо него двух райсоюзов с центрами в Сталинграде и Себрякове. Райпотребсоюзы с первых же дней деятельности перешли к плановому завозу товаров на основе договора с Центросоюзом. Их «чистая прибыль от торговых и заготовительных операций выразилась 1928-1929 гг. -46900 р. (0,93 к обороту) и 230000 р. (1,43 к обороту)» [186. С. 59-60].

Нельзя не отметить культурно-просветительскую работу потребительской кооперации и ее кооперативов в годы НЭПа. Это такие мероприятия, как ликвидация безграмотности среди жителей деревни, подготовка специалистов для счетно-финансовой и торговой специальностей в кооперативных школах, областных курсах. А также создание народных библиотек, библиотек-читален, строительство народных домов. Примером наиболее успешной деятельности в этой области была «деятельность «Общества потребителей» служащих Забайкальской железной дороги» [110. С. 127], а также Царицынского губернского союза потребительских обществ, в котором, например, «Клетское ЕПО содержало на свои средства школу и библиотеку-читальню, Ольховское ЕПО отпустило на учебные пособия для школ 1 млрд. рублей, Михайловское ЕПО субсидировало местную газету «Красное слово», Самсоновское ЕПО помогало детскому дому» [48. С. 28].

Второй этап (1929-1956 гг.) в истории советской потребительской кооперации ученые подразделяют на четыре отрезка: «1929-1933 гг. -связанный с кризисом хлебозаготовок и насильственной коллективизации в стране; 1934-1940 гг. - как время завершения социалистической модернизациисельского хозяйствастраны, когда основная задача состояла в создании и укреплении государственно-плановой системы в кооперации; 1941-1945 гг. - связанный с особыми функциями деятельности кооперативных организаций и предприятий в условиях Великой Отечественной войны; 1946-1956 гг. - время послевоенного возрождения и развития кооперации в России, ее участия в восстановлении разрушенного войной хозяйства» [154. С. 41]. На первом отрезке — это необоснованное свертывание принципов новой экономической политики, постепенная заменаторговыхформ связей директивным распределением ресурсов, нарушение ценового равновесия свелись, в конечном счете, к утверждению административных методов планового управления предприятиями потребительской кооперацией и всеми другими структурными звеньями экономики. Со страниц печатных изданий исчезли имена экономистов-теоретиков кооперативного движения -М.И. Туган-Барановского, В.Ф. Тотомианца, А.В. Чаянова и др. Стремление А.В. Чаянова, Н.Д. Кондратьева, С.А. Маслова, А.Н. Челинцева и других, противостоящих насильственному обобществлениюкрестьянских хозяйств, лишению их экономической самостоятельности как добровольных членов и хозяев кооператива.

Особенностью кооперативного движения в 30-е годы было то, что предприятия потребительской кооперации были полностью подчинены проведению сплошной и ускоренной коллективизации сельского хозяйства и индустриализации промышленности. В ходе коллективизации была прекращена деятельность сбытовых, снабженческих и кредитных кооперативов. Как отмечает Макаренко А.П., исследователь кооперативной движения советского периода, «потребительская кооперация на протяжении тридцатых годов и вплоть до середины пятидесятых годов XX века пережила четыре национализации кооперативной собственности» [136. С. 275]. Первая национализация лишила кооперацию своих торговыхпредприятий, магазинов, столовых, хлебозаводов, пригородных. Вторая национализация относится к 1935 г., когда советское государство окончательно прекратило деятельность городских потребительских кооперативов, национализировав их материально-техническую базу без всякой компенсации паевых взносов членам-пайщикам. Третья национализация - «1949 г. у потребительской кооперации было изъято 12,1 тыс. магазинов и более 6 тыс. предприятий общественного питания» [136. С. 275]. Четвертая национализация - «1957 г., - когда у потребительской кооперации было отобрано около 20 тыс. предприятий бытового обслуживания (швейные и сапожные мастерские, парикмахерские, фотоателье, бани, прачечные, мастерские по ремонту хозяйственных товаров) и около 1 тыс. гостиниц» [136. С. 276]. В 1957 году окончательно была ликвидирована вся промысловая кооперация.

В результате проведенных «мероприятий» объем хозяйственной деятельности к концу 1935 г. после постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О работе потребительской кооперации в деревне» в основном закончился процессвытеснения потребкооперации из городов и сосредоточения ее работы исключительно в сельской местности. В 1939 г. был принят новый примерный устав сельского потребительского общества, согласно которому задачами сельпо являлись «усиление колхозного строя, сближение уровня жизни крестьянства и рабочего класса, развитие экономических отношений между городом и деревней» [146. С. 46].

В этой связи не стала исключением деятельность Сталинградской кооперации. Она была подчинена общим закономерностям, характерным для кооперации в целом по стране. Она развивается, хотя и утрачивает большинство своих кооперативных принципов. Потребительская кооперация была привлечена к распределениюпродуктов по карточкам (введенные с 1928 года). С 1931 г. Сталинградская потребительская кооперация становится «основной торгующей системой на селе» [47. С. 31].

Особый период в истории потребительской кооперации нашей страны связан с Великой Отечественной войной (1941-1945 гг.). Исследователи подразделяют кооперативную работу этого периода на три вида: [47.]агитационно-пропагандистская или историко-патриотическая, общий смысл которой можно свести к формуле «Все для фронта, все для победы!»; производственно-хозяйственная, связанная с перестройкой деятельности кооперации с мирного на военное положение, распространением опыта, новаторства, массовых починов по выполнению и перевыполнению заданий; инструктивно-деловая, - рекомендации, памятки, брошюры по обобщению передового опыта, мобилизации ресурсовкооперации на нужды фронта, помощи эвакуированным жителям, организации заготовительной и других видов деятельности. Это практически означало проявлять инициативу в расширении производственной деятельности по выпуску необходимых селу продуктов и товаров. С этой целью потребительские общества вели встречную продажу промышленныхтоваров сдатчикам продукции сельского хозяйства и поощрительную продажу товаров передовым колхозникам-механизаторам и животноводам. Большое значение в годы войны приобрело изыскание собственных источников пополнения товарных ресурсов, то есть производство товаров осуществлялось преимущественно из местного сырья (обувь, мыло, посуда) для населения, колхозам (сани, телеги, деготь и др.), фронтовикам (валенки, трикотажные изделия).