Смекни!
smekni.com

Экономические циклы Н.Д. Кондратьева (стр. 2 из 8)

Цикл 7—12 лет был назван именем К. Жуглара (1819—1905) за его боль­шой вклад в изучение природы промышленных колебаний во Франции, Великобритании и США на основе фундаментального анализа колебаний ставок процента и цен. Как оказалось, эти колебания совпали с циклами инвестиций, которые, в свою очередь, инициировали изменения ВНП, инфляции и занятости. К примеру, Й. Шумпетер (1883-1950) в 1939 г. вы­делил 11 циклов Жуглара за период с 1787 по 1932 г.

Циклы Китчина (циклы запасов). Китчин (1926) сосредоточил свое внимание на исследовании коротких волн длиной от 2 до 4 лет на основе изучения финансовых счетов и продажных цен при движении товарных запасов.

Циклы Кузнеца. В 1930-е годы в США появились исследования так на­зываемого «строительного цикла». Дж. Риггольмен, В. Ньюмен и некото­рые другие аналитики построили первые статистические индексы сово­купного годового объема жилищного строительства и обнаружили в них следующие друг за другом длительные интервалы быстрого роста и глубо­ких спадов или застоя. Тогда и появился термин «строительный цикл», определяющий эти 20-летние колебания. В 1946 г. С. Кузнец (1901-1985) в работе «Национальный доход» пришел к выводу, что показатели нацио­нального дохода, потребительских расходов, валовых инвестиций в обо­рудование производственного назначения, а также в здания и сооружения обнаруживают взаимосвязанные 20-летние колебания. При этом он от­метил, что в строительстве эти колебания обладают самой большой от­носительной амплитудой.

После выхода в свет работы Кузнеца термин «строительный цикл» практически перестал употребляться, уступив место термину «длинные колебания» (longswings) в отличие от «длинных волн» Кондратьева (longwaves). В 1955 г. в качестве признания заслуг американского исследователя было решено «строительный цикл» именовать «циклом Кузнеца».

В 1968 г. американский ученый М. Абрамович описал ядро механизма 20-летних колебаний, или «цепочку мультипликативно-акселераторного контура», которая «генерирует» 20-летние колебания: доход - иммигра­ция -жилищное строительство - совокупный спрос - доход (рост ВНП или товарной массы стимулирует приток населения и рождаемость, это ведет к ускорению инвестиций, в том числе и в жилищное строительство, затем происходит обратный процесс).

Циклы Кондратьева. Первые попытки в области создания теории длин­ных волн были предприняты на заре XX в. А. Гельфандом (Парвусом), Я.Ван Гельдереном и С.Де Вольфом. Однако наибольший вклад внес рус­ский ученый Н.Д. Кондратьев (1892-1938), который опубликовал не­сколько основополагающих работ в данной области. Он изложил резуль­таты своих исследований, касающихся динамики индексов товарных цен, процентных ставок, ренты, заработной платы, производства важнейших видов продукции и т.д. для ряда развитых стран с 1770 по 1926 г.

Начало «большого» подъема Кондратьев связывал с массовым внедре­нием в производство новых технологий, с вовлечением новых стран в мировое хозяйство, с изменениями объемов добычи золота. При этом об­щая картина подъема описывалась следующим образом: внедрение техни­ческих нововведений идет параллельно с расширением инвестиционного процесса, который, в свою очередь, стимулирует производство и спрос, способствующие росту иен. В этот период безработица уменьшается, за­работная плата и производительность труда растут. Эти процессы затраги­вают всю экономику, изменяют стиль жизни людей. В начальный период дополнительные импульсы экономическому росту могут дать локальные войны. По мере развития циклического подъема войны становятся все более разрушительными. Многие крупные социальные потрясения при­ходятся на конец «большого» подъема, а также на нижнюю точку цикла.

Свидетельствами того, что экономика приближается к верхней точке большого цикла, являются начинающиеся на фоне изобилия недостаток отдельных товаров, сдвиги в структуре распределения доходов, рост из­держек производства, замедление роста прибылей и т.д. Возникает ситуа­ция, известная теперь как стагфляция.

Существуют различные объяснения причин исчерпания энергии подъ­ема. Одни видят их в заметном увеличении нормы потребления, другие — в изменении покупательной способности денег, третьи достижение «пика» связывают с жизненным циклом продуктов и отраслей, создание которых явилось следствием крупных нововведений прошлых лет.

За каждым «большим» подъемом следует довольно короткий период, когда экономика как бы готовится к предстоящему длительному спаду, но в то же время сохраняется видимость процветания: люди по-прежнему полны надежд, легко берут в долг. Поскольку реальная ситуация уже не та, происходит нагромождение задолженности, которое в любой момент гро­зит крахом. Это с неизбежностью и происходит, причем импульс может исходить от незначительного события. Накопившиеся ранее противоречия выходят наружу: обнаруживается избыток производственных мощностей, происходят массовые ликвидации предприятий, растет безработица, цены падают. Кондратьев особенно подчеркивал депрессивное состояние сель­ского хозяйства как одно из главных препятствий длительного спада.

Подъем первого большого цикла Кондратьев связывал с промышлен­ной революцией в Англии, второго — с развитием железнодорожного транспорта, третьего — с внедрением электроэнергии, телефона и радио, четвертого — с автомобилестроением. Пятый цикл современные исследо­ватели связывают с развитием электроники, генной инженерии, микро­процессоров.

Чаще всего рассматриваются следующие пять длинных волн (рис. 26.4). Вместе с тем некоторые современные исследователи выражают мнение, что волны Кондратьева зародились в Китае на рубеже первого и второго тысячелетий нашей эры, переместившись затем по Великому шелковому пути в Италию, и, набрав темпы в XV в., достигли стадии зрелости с укре­плением океанской торговли, в которой господствовали Нидерланды, Португалия и Испания. Американские исследователи Дж. Модельски и У. Томпсон выделяют следующие длинные волны в мировой цивилиза­ции: 930-990-1060-1120-1190-1250-1300-1350-1430-1494-1540-1580-1640-1688-1740-1792-1850-1914-1973-2026 гг.

С точки зрения структуры экономики различают также аграрные и другие отраслевые кризисы, которые охватывают не всю экономическую систему, а лишь отдельные отрасли: сельское хозяйство, энергетику, тяже­лую промышленность и т.п. Структурные кризисы могут проявляться в виде как относительного недопроизводства, так и относительного пере­производства, сопровождать общий промышленный цикл или не совпа­дать с ним. Крупнейший структурный кризис произошел в 1973—1975 гг., когда Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК), резко подняв цены на нефть, усугубила начавшийся в 1974 г. экономический кризис структурным энергетическим и сырьевым.

Аграрные кризисы, как правило, вызываются сочетанием природных факторов, упущениями в организации труда, технической отсталостью, несовершенными системами землепользования и землевладения и т.п. Аграрные кризисы отличаются продолжительностью и антицикличнос­тью. (5)

§2. Экономические теории циклов

Как уже отмечалось, в настоящее время не существует единой теории цикла. Более того, многие экономисты отрицают цикличность раз­вития экономики в принципе. Как правило, к ним относятся преимуще­ственно сторонники неоклассической и монетарной школ. Эти экономи­сты предпочитают говорить не о цикличности (цикл подразумевает более или менее постоянную периодичность), а о нециклических колебаниях, вызванных совокупностью произвольных экономических факторов.

Особое место в данном случае занимают ортодоксальные марксисты, которые признают лишь теорию промышленного цикла К. Маркса, от­вергая прочие виды цикличности. При этом теория промышленного цик­ла у марксистов распространяется только на капиталистическую форма­цию, что же касается социализма, то здесь, по их мнению, развитие должно осуществляться по восходящей прямой в соответствии с так на­зываемым законом планомерно-пропорционального развития. Если нео­классики отвергают цикличность из-за своей приверженности к закону равновесия Вальраса (Сэя), то марксисты отрицают цикл при социализме, так как утверждают, что в бесклассовом обществе развитие состоит только из подъема и исключает спады.

Однако и среди экономистов, которые признают цикличность, нет единства относительно природы этого явления. В самом общем виде можно выделить три подхода к объяснению цикличности: экзогенный, эндо­генный и эклектичный. Сторонники экзогенного подхода связывают природу цикла с исключительно внешними причинами, приверженцы эндогенного подхода ищут внутренние закономерности явления. Эклек­тики пытаются найти и объединить рациональные начала двух первых течений.

Современными экономистами предприняты многочисленные попытки создать приемлемую классификацию теорий цикла, однако в настоящее время вряд ли можно назвать оптимальную. В следующей таблице приводятся четы­ре наиболее удачные попытки классификации самых авторитетных теоре­тиков в данной области.

Р. Горден Г.Хаберлер А.Х. Хансен В. К. Митчелл
1. Теории, подчеркивающиеизменениявотношениях«цена—затраты»иизменениявожиданиях. 1. Чистомонетаристскаятеория. 1. Теориисовокупно-госпроса. 1. Погода.
2. Теории, основанныенаприродеденег. 2. Теорииперенакопления:а) теорииизбыточныхденежныхинвестиций;б) теорииизбыточныхнеденежныхинвестиций;в) теорииакселератора. 2. Довериеикредит. 2. Неопределенность.
3. Теории, подчеркивающиерольсбережений:а) теориидефицитностикапитала;б) теорииинвестиционныхвозможностей;в) теорииовлиянииинвестицийнаконечныйпродукт. 3. Изменениявиздержках,горизонтальныхдиспропорцияхивзаимнойзадолженности. 3. Избыточноеинвестирование:а) монетарное;б) немонетарное. 3. Эмоциональныйфакторвпринятииделовыхрешений.
4. Аграрныеиметеорологическиетеории 4. Теориинедопотребления. 4. Денежноенеравновесие. 4. Инновации.
5. Психологическиетеории. 5. Распространениеимпульсов. 5. Сбереженияиинвестиции.
6. Теорииурожайности 6. Сельскоехозяйство 6. Строительныеработы.
7. Общееперепроизводство.
8. Банковскиеоперации.
9. Производствоипотокиденежныхдоходов.
10. Погонязаприбылью

Теории внешних факторов