Смекни!
smekni.com

Варианты перехода к рыночной экономике 3 (стр. 2 из 5)

Различия между указанными путями заключаются в сроках осуществления системных преобразований и стабилизационных мер, степени охвата рыночными механизмами народного хозяйства, объеме регулирующих функций государства и др.

Выбор эволюционного или «шокового» пути перехода к рыночной экономике зависит не столько от воли политического руководства, сколько от комплекса политических, экономических, социальных, исторических и других факторов. В пользу эволюционного перехода говорит наличие довольно развитого сельского хозяйства и кустарного производства, в которых заняты поколения работников, сохранивших навыки частного предпринимательства; сравнительно невысокий удельный вес тяжелой промышленности и особенно военно-промышленного комплекса; стабильность финансовой системы; преобладание среди политической и хозяйственной элиты слоев, заинтересованных в проведении реформ, и др.

Выбор «шокового» варианта обычно является вынужденной мерой. Он связан в большинстве случаев с необходимостью преодоления крайне тяжелого финансового положения, доставшегося в наследство от административно-командной системы, а также острого товарного дефицита, вызванного накопившимися структурными диспропорциями.

2.1 Эволюционный путь («градуализм»)

Сторонники постепенного перехода к рынку считают, что стратегия шока — это слишком дорогое мероприятие, прежде всего с социальной точки зрения, она может вызвать непредсказуемые последствия, включая восстановление старой системы.

В начале осуществления радикальных реформ, как правило, неизбежно возникновение негативных процессов, среди которых особенно ощутимы следующие:

* инфляция, разрушительно действующая на все стороны хозяйственной жизни, особенно на отрасли с сезонным характером производства и длительным производственным циклом;

* спад производства, глубина которого зависит от масштабов унаследованных деформаций в структуре экономики и ограничений спроса, устанавливаемых в ходе проведения стабилизационных мероприятий;

* снижение инвестиций, которые становятся невыгодными при высокой инфляции;

* дифференциация доходов, социальное расслоение, резкое падение уровня жизни значительной части населения, особенно имеющих фиксированные доходы;

* рост безработицы, возникающей вследствие спада производства и структурных изменений в экономике. Модель, предполагающая поэтапное проведение реформ, может реализовываться поначалу в экспериментальном порядке с последующим распространением успешного опыта. Либерализация может начаться первоначально в отдельных отраслях, находящихся в состоянии кризиса (например, в сельском хозяйстве). Затем рыночные преобразования будут постепенно распространяться на другие сферы экономики, по мере появления необходимых элементов институциональной структуры.

Сторонники градуализма выступают против разовой либерализации цен и быстрой приватизации. По их мнению, в ходе

реформ надо не допустить разрушения производственного потенциала и сохранить занятость. Поэтому градуалистская стратегия отводит ведущую роль стабилизации производства: только при устойчивом выпуске продукции можно обеспечить непрерывное поступление ресурсов, необходимых для поддержания необходимого уровня потребления и инвестиций, для создания предпосылок социальной адаптации населения в условиях трансформации.

Такая стратегия основана на надеждах повышения эффективности и роста доходов в результате первоначальных частичных реформ, что должно послужить толчком к дальнейшим, боле сложным преобразованиям. Стратегия градуализма предъявляет особые требования к правительству — сторонники постепенных мер должны быть способны не свернуть с курса реформ при появлении первых трудностей и суметь преодолеть побочные эффекты выборочной либерализации экономики. Однако поскольку рынок и плановое ведение хозяйства будут некоторое время сосуществовать, у частных лиц и компаний появится мощный стимул к извлечению экономической ренты за счет перемещений товаров или финансовых ресурсов из дешевого и контролируемого государством сектора экономики в либерализованные сектора, отличающиеся более высокими ценами и прибыльностью. Все это создает благоприятную почву для коррупции.

Говоря о модели постепенного перехода к рынку, прежде всего имеют в виду опыт Китая, который, начиная с 1978 г., шел по пути расширяющегося поощрения рыночных сил, децентрализации процесса принятия экономических решений и укрепления материальных стимулов и конкуренции. Практически во всех аспектах экономические реформы в Китае отличаются от радикального подхода, который широко использовался в большинстве стран Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР. Для китайских реформ характерен частичный, экспериментальный подход, основанный на методе проб и ошибок, когда методы и инструменты преобразований имеют заметные различия как по отраслям, так и по географическим регионам, и санкционируются центром только после успехов на местном уровне. Несмотря на то, что реформы в Китае проводятся уже в течение почти двадцати лет, они по-прежнему не стали всеобъемлющими — и в определении прав собственности, и в формировании институциональной структуры рынка, и в либерализации всей экономики. Вместо попытки “перескочить пропасть одним прыжком”, Китай решает тяжелую задачу преобразования экономической системы серией небольших шажков, сохраняя неизменной политическую систему. В основе такой поэтапной стратегии реформ в Китае лежит принцип, сформулированный ДэнСяопином: “Чтобы перейти реку, надо ощутить под ногами камни”.

Вместе с тем, результаты реформ в Китае также резко отличаются от опыта других стран. По сравнению с маловыразительными или просто неудовлетворительными результатами по восстановлению экономического роста в большинстве бывших социалистических стран, в Китае среднегодовые темпы роста ВВП за период 1980—1994 гг. были самыми высокими в мире и превышали 10%, а ВВП на душу населения за последние десять лет ежегодно возрастал в среднем на 7,8% — лучших результатов добился только Таиланд .

Реформы, проводившиеся в Китае можно разделить на четыре основные стадии. Первая стадия — 1978—1984 гг. Поскольку, несмотря на проводившуюся индустриализацию, Китай оставался преимущественно аграрной страной и основная часть трудоспособного населения (71%) была занята в сельскохозяйственном секторе, поначалу почти все реформы были направлены на восстановление сельского хозяйства. Аграрная реформа началась с постепенной ликвидации народных коммун (которая была завершена к 1984 г.) и введения так называемой “системы сельской ответственности” (семейного подряда). Эта система, при сохранении коллективной собственности на землю, давала возможность крестьянам обрабатывать ее индивидуально и оставлять себе весь доход после выплаты установленных договором обязательств. Таким образом, была значительно усилена заинтересованность крестьян в увеличении производства. Одновременно были значительно повышены закупочные цены на основные культуры.

Затем китайские власти смягчили ограничения, налагавшиеся на деятельность негосударственных промышленных предприятий (то есть принадлежавших органам местного самоуправления и трудовым коллективам), и открыли для частного сектора целый ряд сфер деятельности. Было разрешено создание сельских производственных кооперативов, работающих на рыночной основе. Начался постепенный переход к открытой экономике путем создания совместных предприятий и особых экономических зон, которые, используя значительные льготы в области налогообложения, кредитования и валютных операций, стимулировали приток иностранных инвестиций и способствовали формированию экспортного потенциала Китая. Параллельно началось разгосударствление системы материально-технического снабжения и розничной торговли.

На второй стадии в 1984—1988 гг. государство ликвидировало существовавшую долгие годы систему принудительных закупок сельскохозяйственных продуктов и ввело договорную систему: определенный договором объем продукции крестьяне продавали по установленной государством цене, а излишки свободно реализовывались на рынке. Тем самым была введена система двойного ценообразования, то есть сосуществование фиксированных государственных и рыночных цен. К 1988 г. только 30% выручки от розничной торговли поступало по плановым ценам и более 80% государственных торговых компаний было продано или отдано в аренду частным владельцам. Одновременно правительство стимулировало рост сельских промышленных предприятий с помощью налоговых льгот.

Децентрализация бюджетных полномочий, проведенная в 1984 г., позволила местным органам власти удерживать налоговые поступления из местных источников, что явилось мощным стимулом развития местной промышленности. Была также начата реформа в управлении государственными предприятиями. Деятельность по улучшению работы государственных предприятий включала совершенствование корпоративного управления и методов руководства путем заключения договоров с администрацией, введение новых стандартов бухгалтерского учета, передачу функций контроля местным органам власти, сдачу предприятий в долгосрочную аренду, акционирование, а также продажу на внутренних и иностранных фондовых рынках акций тех предприятий, в которых государству не принадлежал контрольный пакет. В финансировании государственных предприятий, прежде осуществлявшемся исключительно из государственного бюджета, все большую роль стала играть банковская система.