Смекни!
smekni.com

Договор комиссии (стр. 4 из 5)

Комиссионер вправе удержать находящееся у него имущество комитента в обеспечение своих требований по договору комиссии (п. 2 ст. 996 ГК). Право удержания может быть реализовано в отношении любых по характеру вещей, как полученных комиссионером от комитента, так и поступивших от третьих лиц для передачи комитенту. Указанное имущество может удерживаться комиссионером до тех пор, пока все его денежные требования (по выплате вознаграждения, возмещению понесенных расходов и др.) не будут полностью удовлетворены комитентом. Возникающие при этом отношения регламентируются общими нормами об удержании, закрепленными в ст. 359 - 360 ГК, а также специальными правилами, предусмотренными абз. 2 п. 2 ст. 996 ГК, которые рассчитаны на случаи объявления комитента несостоятельным.

При несостоятельности (банкротстве) комитента право комиссионера на удержание прекращается, поскольку в сложившейся ситуации должны быть учтены интересы всех кредиторов комитента. Требования комиссионера в пределах стоимости удерживаемых им вещей удовлетворяются наравне с требованиями, обеспеченными залогом имущества, т.е. в третью очередь (см. п. 1 ст. 64, п. 3 ст. 25 ГК).

Особые возможности имеются у комиссионера, обладающего денежными средствами, поступившими к нему за счет комитента. Он вправе в порядке ст. 410 ГК удержать из находящихся у него средств суммы, причитающиеся ему по договору комиссии, т.е. осуществить зачет своих требований к комитенту (ст. 997 ГК). Однако кредиторы комитента, пользующиеся в отношении очередности удовлетворения их требований преимуществом перед залогодержателями (получающие от комитента денежные средства в возмещение вреда жизни и здоровью и др.), сохраняют права на удовлетворение своих требований из удержанных комиссионером сумм.

Комиссионер несет ответственность перед комитентом только за действительность сделки, заключенной им для комитента с третьим лицом, т.е. за ее соответствие общим условиям действительности гражданско-правовых сделок. За неисполнение такой сделки третьим лицом комиссионер не отвечает (п. 1 ст. 993). Исключение составляют лишь два случая, наличие которых предоставляет комитенту возможность привлечь комиссионера к ответственности в связи с тем, что заключенная им сделка вообще не была исполнена третьим лицом или была исполнена им ненадлежащим образом.

Во-первых, комиссионер отвечает перед комитентом, если он не проявил необходимой осмотрительности в выборе лица, с которым совершил сделку для комитента. К примеру, если сделка заключена комиссионером с юридическим лицом, которое находится в стадии ликвидации или признано неплатежеспособным (банкротом). В данном случае на комиссионера возлагается ответственность за собственные неправомерные действия, повлекшие неблагоприятные имущественные последствия для комитента. Эти действия выражаются в совершении комиссионного поручения без должной осмотрительности и заботливости, в частности без проверки статуса, платежеспособности, добросовестности лиц, с которыми заключались сделки.

Во-вторых, комиссионер ответствен перед комитентом, если добровольно принял на себя ручательство за исполнение сделки третьим лицом, именуемое делькредере (п. 1 ст. 993 ГК). Такое ручательство оформляется посредством включения в договор комиссии соответствующего условия. За его предоставление, как услугу особого рода, комиссионер получает дополнительное вознаграждение, размер которого также определяется договором.

При наличии между сторонами соглашения о делькредере комиссионер несет ответственность за действия третьего лица, не исполнившего сделку. В этой связи особый интерес представляет вопрос о характере такой ответственности комиссионера.

Разрешению этого вопроса могло бы способствовать определение правовой природы делькредере, однако в настоящее время единый взгляд на его юридическую сущность отсутствует. Одни авторы полагают, что принявший на себя ручательство перед комитентом комиссионер становится поручителем. Соответственно, к отношениям сторон следует применять положения о поручительстве (ст. 361 ГК), а потому при неисполнении заключенной для комитента сделки третье лицо и комиссионер будут отвечать солидарно (п. 1 ст. 363 ГК).

Другие авторы определяют делькредере как правовое явление, отличное от поручительства, но близкое к нему по природе, а потому полагают возможным применение к возникающим отношениям норм о поручительстве по аналогии закона. При подобном подходе также формулируется вывод о солидарной ответственности комиссионера .

Существует и третья точка зрения, на наш взгляд, наиболее предпочтительная, согласно которой делькредере не может признаваться поручительством, поскольку третье лицо, за которое ручается комиссионер, не является должником по отношению к комитенту. В этой связи делькредере представляет собой самостоятельный способ обеспечения исполнения обязательств, прямо не предусмотренный в общем перечне обеспечительных средств, приведенном в п. 1 ст. 329 ГК. Поэтому презумпция в пользу солидарной ответственности, закрепленная в ст. 363 ГК применительно к поручительству, в данном случае не действует . Исходя из этого ответственность комиссионера перед комитентом за неисполнение сделки третьим лицом должна носить субсидиарный характер (ст. 399 ГК).

При неисполнении третьим лицом заключенной для комитента сделки комиссионер обязан немедленно сообщить об этом комитенту, собрать необходимые доказательства и по требованию комитента передать ему все права по сделке (п. 2 ст. 993 ГК). Указанные права передаются комитенту с соблюдением общих правил об уступке права требования (ст. 382 - 386, 388, 389 ГК). Основанием для перехода прав в данном случае является закон, а потому для его осуществления достаточно волеизъявления комитента. Особо следует отметить, что права, возникшие у комиссионера по сделке с третьим лицом, подлежат передаче, даже когда между комиссионером и третьим лицом было достигнуто соглашение, ограничивающее или запрещающее подобную уступку. Поскольку комиссионер знал, что заключает сделку для комитента, но согласился включить в нее условие о невозможности передачи прав по ней другим субъектам, он будет нести ответственность перед третьим лицом за все негативные последствия, вызванные нарушением соглашения о запрете уступки прав (п. 3 ст. 993 ГК).

Комитент со своей стороны обязан принять от комиссионера все исполненное им по договору комиссии (ст. 1000 ГК). Эта обязанность предполагает принятие уплаченных третьими лицами денег, переданных ими вещей, а также прав перед третьими лицами, приобретенных комиссионером для комитента (прав арендатора и др.). При этом комитент должен осмотреть принимаемое имущество, проверить его количество и качество. В случае обнаружения недостатков в имуществе комитент обязан незамедлительно известить об этом комиссионера. Такое уведомление имеет целью обеспечить возможность предъявления третьему лицу каких-либо требований в связи с недостатками имущества. Комиссионер в данной ситуации может располагать дополнительной информацией и документами, позволяющими установить причины недостатков или подтверждающими наличие оснований для привлечения третьего лица к ответственности.

Комиссионер заключает сделки с третьими лицами от своего имени, соответственно, все вытекающие из этих сделок обязанности возникают у него. Но поскольку такие сделки совершаются в интересах комитента, он должен освободить комиссионера от обязательств перед третьим лицом по исполнению комиссионного поручения (перевести на себя или погасить долг, возникший у комиссионера перед третьим лицом).

Комитент обязан уплатить комиссионеру вознаграждение за совершение порученных действий, поскольку договор комиссии всегда имеет возмездный характер. Кроме того, если комиссионер принял на себя ручательство за исполнение сделки третьим лицом (делькредере), комитент должен также уплатить ему за это дополнительное вознаграждение (п. 1 ст. 991 ГК).

Размер и порядок уплаты комиссионного вознаграждения, а также вознаграждения за делькредере, если оно предусмотрено, обычно устанавливаются соглашением сторон и предусматриваются в договоре комиссии. Размер вознаграждения может определяться различными способами: в виде процентов от цены совершаемых комиссионером сделок; в твердой денежной сумме; в виде разницы или части разницы между назначенной комитентом ценой и той более выгодной ценой, по которой комиссионер совершает сделку, и др. При отсутствии в договоре условий, позволяющих определить размер комиссионного вознаграждения и порядок его уплаты, вознаграждение выплачивается после исполнения договора комиссии в размере, определяемом по правилам п. 3 ст. 424 ГК, т.е. в размере обычно взимаемого при сходных обстоятельствах за аналогичные комиссионные услуги.

Исполняя комиссионное поручение и действуя в интересах комитента, комиссионер может понести различные расходы (по упаковке товара, его транспортировке, разгрузке и др.). Поэтому комитент, помимо уплаты комиссионного вознаграждения и дополнительного вознаграждения за делькредере, обязан возместить комиссионеру израсходованные им на исполнение поручения суммы в полном объеме (ст. 1001 ГК).

В договоре комиссии могут быть предусмотрены возможные статьи необходимых расходов, а также перечень документов, которые должны предоставляться комиссионером в подтверждение фактически израсходованных средств. Вместе с тем следует иметь в виду, что по общему правилу расходы комиссионера, связанные с обеспечением сохранности находящегося у него имущества комитента, возмещению не подлежат. Комитент обязан оплатить расходы по хранению только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено законом или договором.