Смекни!
smekni.com

Договор лизинга в Республике Беларусь (стр. 6 из 7)

Например, вопросы прекращения договора финансовой аренды (лизин-га) как вида договора аренды регламентируются общими положениями ГК об аренде. Указанные нормы описывают один из видов прекращения договора аренды — расторжение по требованию стороны в судебном порядке (статьи 582, 583, 586, 587, 590, 591).

Договор лизинга может быть расторгнут в судебном порядке досрочно как по требованию лизингодателя, так и по требованию лизингополучателя. В соответствии со ст. 590 ГК по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут в случаях, когда арендатор:

- пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями;

- существенно ухудшает имущество;

- более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату;

- не производит капитального ремонта имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре - в разумные сроки в тех случаях, когда в соответствии с законодательством или договором производство капитального ремонта является обязанностью арендатора.

Этот перечень оснований расторжения договора аренды по требованию арендодателя не является исчерпывающим и может быть дополнен договором по требованию арендодателя при существенном нарушении договора арендатором (п. 2 ст. 420 и ст. 590 ГК).

Существенным нарушением признается нарушение договора арендатором, влекущее для арендодателя такой ущерб, в результате которого он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора.

Арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости им исполнения обязательства в разумный срок. При невыполнении этого требования суд вправе отказать в принятии иска к рассмотрению (п. 2 ст. 422 ГК). Если арендатор, получив такое предупреждение, в разумный срок устранит допущенные им нарушения, требование арендодателя расторгнуть договор не может быть удовлетворено.

Невнесение предусмотренных договором лизинговых платежей чаще всего является причиной досрочного расторжения договора финансовой аренды по требованию арендодателя.

В соответствии со ст. 591 ГК договор аренды может быть досрочно расторгнут судом по требованию арендатора в случаях, когда:

- арендодатель не предоставляет имущество в пользование арендатору либо создает препятствия пользованию имуществом в соответствии с условиями договора или назначением имущества;

- переданное арендатору имущество имеет препятствующие пользованию им недостатки, которые не были оговорены арендодателем при за-ключении договора, не были заранее известны арендатору и не могли быть обнаружены арендатором во время осмотра имущества или проверки его исправности при заключении договора;

- арендодатель не производит являющейся его обязанностью капитальный ремонт имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре - в разумные сроки;

- имущество в силу обстоятельств, за которые арендатор не отвечает, окажется в состоянии, не пригодном для использования.

Договором лизинга могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендатора в соответствии с п. 2 ст. 420 ГК.

В отличие от ст. 590 ГК, ст. 591 ГК не обязывает арендатора при досрочном расторжении договора отправлять арендодателю уведомление о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок. Он, однако, должен в соответствии с п. 2 ст. 422 ГК предложить арендодателю расторгнуть договор. Арендатор может предъявить иск в суд о расторжении договора лишь после получения отказа арендодателя расторгнуть договор либо неполучения ответа в указанный в предложении или установленный законодательством либо договором срок, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.

В литературе нет единого мнения по вопросу, вправе ли стороны договора аренды сократить предусмотренный ст. 590 ГК перечень оснований расторжения договора аренды по требованию арендодателя. Можно встретить утверждения, что этот перечень не может быть сокращен соглашением сторон [22]. Следует согласиться с теми, кто дает положительный ответ на этот вопрос, поскольку расторжение договора по основаниям, предусмотренным ст. 590 ГК, является правом, а не обязанностью арендатора[23].

В этой связи встает вопрос о применимости к отношениям аренды общих норм ГК о прекращении обязательств, т.е. не являются ли положения о прекращении договора аренды только в судебном порядке единственно возможными. Дело в том, что в соответствии со ст. 420 ГК предусматривается не один, а целых три основных способа прекращения (изменения) любого договора:

1) по соглашению сторон;

2) по требованию одной из сторон в судебном порядке:

а) в случае существенного нарушения другой стороной условий договора;

б) в иных случаях, предусмотренных законодательством или договором;

3) в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения обязательств по договору в предусмотренных соглашением или законодательством случаях.

Представляется правильным утверждение С. Зеньковича о том, что в силу отсутствия в общих положениях об аренде специальных запретительных норм, не существует и правовых оснований принижать возможность использования прочих общих норм ГК о расторжении договоров применительно к договору аренды и его видам [24].

Однако, например, конструкция нормы ст. 586 ГК позволяет предположить, что если арендатор (лизингополучатель) пользуется имуществом не в соответствии с договором лизинга или назначением имущества, расторжение договора все-таки возможно только путем обращения лизингодателя в суд с соответствующим требованием.


Заключение

Исходя из белорусского законодательства договор лизинга не является самостоятельным договорным типом, а относится к видам аренды: нормы о лизинге помещены отдельным параграфом в главе 34 ГК «Аренда». Договор лизинга определен законодательством Республики Беларусь как двусторонняя сделка, хотя здесь и упоминается третий участник отношений - продавец.

Учитывая тот факт, что предметом лизинга может быть только имущество, передаваемое для предпринимательских целей, то лизингополучателями могут являться только субъекты хозяйствования. Более широкое использование возможностей лизинга настоятельно требует расширения и круга субъектов договора лизинга. Это позволит решить не только хозяйственные задачи предприятий, но и удовлетворить потребности физических лиц. Несомненно, не все потребности физических лиц следует удовлетворять с помощью лизинга. В законодательстве должен быть установлен исчерпывающий перечень имущества, которое может являться предметом договора лизинга в личных, семейных иди домашних целях. Исходя из вышесказанного, было бы целесообразно абзац третий части первой пп. 1.3 п. 1 Положения о лизинге изложить в следующей редакции «лизингополучатель - это юридическое (коммерческое или некоммерческое) или физическое лицо, получающее объект лизинга во временное владение и пользование по договору лизинга». Однако следует отметить, что предложенная редакция указанной нормы будет иметь силу только при изменении части первой ст. 636 и ст. 637 ГК Республики Беларусь относительно использования предмета договора лизинга только для предпринимательских целей.

В определении договора лизинга, данном в Положении о лизинге, содержится указание о том, что объектом лизинга может быть ранее приобретенное имущество (т.е. имущество, приобретенное не по указанию лизингополучателя). Данная норма вполне соответствует потребностям гражданского оборота, но, как представлется, противоречит ГК, а также Конвенции УНИДРУА о лизинге.

Исходя из требований законодательства, сначала при приобретении объекта лизинга лизингополучатель должен зарегистрировать переход права собственности на себя, а затем должен быть отдельно зарегистрирован договор аренды (лизинга). Законодательство в этой части должно быть изменено - должна быть предусмотрена возможность совершения этой регистрации одновременно, с определением особой процедуры такой регистрации. Это позволило бы уменьшить расходы сторон по заключению договоров, а также ускорить процесс их заключения.

Учитывая, что на практике лизинговые операции оформляются двумя договорами (договором купли-продажи и договором лизинга), следует применять к этим договорам нормы, регламентирующие порядок совершения сделок с недвижимостью, согласно которым государственной регистрации подлежат как сделки с недвижимым имуществом, так и основанные на таких сделках права (ограничения, обременения).

Положение о лизинге содержит излишне широкий перечень условий, которые исходя из структуры норм этого документа являются существенными условиями договора лизинга, т.е. условиями, без согласования которых договор считается незаключенным. Условия (права и обязанности сторон), которые следуют из законодательства, нет необходимости подробно описывать в договоре. Расширение перечня существенных условий договора способствует лишь уклонению недобросовестной стороны от ответственности, поскольку она может заявить, что какое-либо из вышеуказанных условий не включено в договор, а следовательно, стороны не достигли соглашения по всем существенным условиям и договор нельзя считать заключенным.


Список использованных источников

1. Конвенция УНИДРУА от 28 мая 1988 г. о международном финансовом лизинге // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000, N 19, 3/46

2. Конвенция о межгосударственном лизинге, подписана в г. Москва 25.11.1998 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999, N 90, 2/84