Смекни!
smekni.com

Инвестиции, потребление и цикл (стр. 3 из 5)

Анализ счета операций с капиталом иллюстрирует усиление асимметрии валового сбережения, ресурсов валового накопления и инвестиций в основной капитал на фоне постепенного ослабления нагрузки на экономику операций с остальным миром. Несмотря на растущий объем валового национального сбережения, это не затрагивало инвестиционную сферу. Доля инвестиций в основной капитал в ВВП в 1999–2005 гг. сохранялась в среднем на уровне 15,9%, что на 1,5 п.п. ниже уровня докризисного 1997 г. (рисунок 2.2).

Рис. 2.2. Доля валового сбережения валового накопления и инвестиций в основной капитал в ВВП в 1992–2005 гг. (%)

Политика вывода потенциального капитала в резервы ограничивала возможности для модернизации производства и, в конечном счете, усиливала зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры. Недостаточные объемы инвестиций в реальный сектор при сложившейся возрастной, технологической и отраслевой структуре основного капитала негативно влияли на структуру экономического роста. В результате прирост ВВП в 2005 г. составил 6,4% против 7,2% в предшествующем году. Совокупное влияние внутренних факторов, регулирующих уровень деловой активности, оказалось недостаточным, чтобы компенсировать ослабление воздействия внешнего спроса на темпы экономического роста.

При неразвитом финансовом рынке не обеспечивался межотраслевой перелив доходов и накоплений экспортеров в сектора, обслуживающие внутренний спрос. Следует отметить, что область воздействия растущих доходов от внешнеэкономической деятельности довольно жестко лимитировалась отраслевыми приоритетами функционирования экспортоориентированных отраслей.

Как показал опыт последних лет, именно соотношение инвестиционного спроса и конечного потребления наиболее остро реагирует на изменение доходов от экспорта и определяет особенности функционирования внутреннего рынка. Резкие колебания инвестиционных расходов на воспроизводство основного капитала компенсируются плавным изменением динамики конечного потребления. При этом следует обратить внимание, что со II квартала 2004 г. наблюдалось ослабление влияния инвестиционной составляющей (рисунок 2.3).

Рисунок 2.3. Изменение динамики ВВП по компонентам конечного спроса в 1999–2005 гг. (% к соответствующему кварталу предыдущего года)

2.2 Влияние инвестиционных процессов на потребление, цикличность экономики в Российской Федерации

Рост доходов экономики, сбережений населения и повышение активности банковского сектора оказали позитивное влияние на характер развития и позволили преодолеть тенденцию к замедлению инвестиционной деятельности, сформировавшуюся в 2001–2002 гг. Принципиально новым моментом экономического роста стал сдвиг от финансирования инвестиций в основной капитал за счет собственных средств предприятий и организаций к расширению участия привлеченных средств. Это явилось яркой иллюстрацией качественных изменений механизма инвестиционного развития, ориентированного на рационализацию потоков инвестиционных ресурсов. В 2005 г. на долю привлеченных средств приходилось 52,3% от общего объема инвестиции в основной капитал, что соответствовало уровню в 2000 г., на который пришелся пик инвестиционного спроса за весь период восстановительного роста.

В отличие от 2004 г., в структуре инвестиционных ресурсов наблюдалось повышение доли бюджетных средств в финансировании инвестиционных расходов на 2,2 п.п., инициированное ростом инвестиции за счет средств федерального бюджета. Доля банков в кредитовании инвестиций в 2005 г. составила 6,5% и снизилась на 1,4 п.п. по сравнению с предшествующим годом. На фоне сдержанного поведения банковского сектора продолжала действовать тенденция к повышению участия страховых и инвестиционных компаний, промышленных и торговых предприятий, а также иностранного капитала в финансировании инвестиционной деятельности.

Среди факторов, позитивно влияющих на динамику кредитов и участия заемных средств других организаций, можно выделить дедолларизацию сбережений населения. Сокращение наличной иностранной валюты на руках у населения и конвертация ее в рубли сопровождались увеличением объема депозитов и вкладов в банковских структурах. Низкая реальная стоимость кредитных ресурсов при сложившемся в экономике среднем уровне рентабельности обусловила расширение круга предприятий-заемщиков внутренне ориентированного сектора экономики.

Несмотря на замедление темпов экономического развития, не ослабевает интерес иностранных инвесторов к российскому рынку. Объем накопленного иностранного капитала к концу 2005 г. составил 111,8 млрд долл., а доля зарубежных инвестиций в общем объеме инвестиций в национальную экономику сохранилась примерно на среднем для 2003–2004 гг. уровне. Безусловно, недостаток доверия к российским институтам и охране прав собственности увеличивает для иностранных банков риски, связанные с предоставлением заемных средств. Однако стабильный рост доходов от экспорта нефти и газа и присвоение России инвестиционного рейтинга, сохранение высоких темпов инвестирования в Россию для международного банковского бизнеса является вполне оправданной с позиций географической диверсификации деятельности. Хотя динамика иностранных инвестиций в экономику России в 2005 г. примерно соответствовала предшествующему году, прямые иностранные инвестиции выросли на 38,8%, и их доля в общем объеме иностранных инвестиций повысилась с 23,3 до 24,4%. Тенденция роста прямых инвестиций отражает реакцию иностранных инвесторов на улучшение составляющих инвестиционного климата России и проводимые реформы. Все более привлекательной для иностранных инвесторов становится промышленность. Следующими по инвестиционной привлекательности объектами остаются торговля и общественное питание, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка.

Таблица 2.1 - Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования, в % к итогу

За период 2000–2005 гг. инвестиции в сектор услуг повысились с 54,7 до 56,8% от общего объема инвестиций в национальную экономику при снижении удельного веса сектора товаров с 45,3 до 43,2%. Перераспределение потоков инвестиций в сектор услуг сопровождалось повышением доли отраслей инфраструктуры. В период 1999–2005 гг. в среднем на долю транспорта, связи и торговли приходилась пятая часть общего объема инвестиций в основной капитал против 12% в период 1992–1996 гг. За годы реформ доля транспорта в структуре инвестиций в реальный сектор экономики увеличилась почти вдвое. В 2005 г. доля транспорта в инвестициях повысилась до 22,1% против 20,3% в 2004 г. Если в 1992 г. доля инвестиций в связь составляла менее 0,6% в общем объеме инвестиций в национальную экономику, то в 2000 г. она достигла 2,6%, в 2003 г. – 4,8% и в 2005 г. – 6,7%. Повышение инвестиционной активности в отраслях инфраструктуры и рост спроса на услуги этих отраслей являются индикаторами экономического потенциала роста, тем более что инвестиционная политика в этом секторе ориентируется, главным образом, на решение перспективных проблем.

Рис. 2.4. Динамика роста инвестиций в основной капитал по секторам и отраслям экономики за период 2000–2005 гг., в % к 1999 г.

Динамика инвестиционного спроса в 2005 г. определялась совокупным воздействием факторов изменения отраслевой, технологической и воспроизводственной структуры национальной экономики. Перераспределение потоков инвестиций сопровождалось повышением доли сектора услуг. Доля инвестиций в транспорт и связь в общем объеме инвестиций в основной капитал 2005 г. составила 28,8% и повысилась на 3,8 п.п. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Структура инвестиций в транспорт определялась опережающим ростом инвестиций в железнодорожный транспорт (119,8%) относительно транспортирования по трубопроводам (106,4%).

Заметим, что на фоне устойчиво растущего спроса на услуги торговли в 2005 г. фиксировалось повышение инвестиционной активности в этом виде деятельности до 113,1% против 108,1% в 2004 г.

Рис. 2.5. Изменение темпов роста инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности 2005 г., в % к предыдущему году

Доля инвестиций в основной капитал в отрасли, производящие товары, в 2005 г. сохранилась примерно на уровне предшествующего года. Это было обусловлено достаточно сдержанным ростом инвестиций в промышленность.

Заметим, что по сравнению с 2004 г. фиксировалось снижение темпов инвестиционной активности в экспортоориентированном добывающем секторе при повышении доли обрабатывающих производств, ориентированных на внутренний рынок. В 2005 г. доля обрабатывающих производств в структуре инвестиций в основной капитал в промышленность составила 43,3%, в добывающие производства – 37,4%, в производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 19,27%. Прирост инвестиции в обрабатывающие производства в 2005 г. составил 10,9%.

Повышение доли инвестиций в обрабатывающие производства в 2005 г. определялось ускорением темпов инвестиций в металлургическое производства и готовых изделий на 24,5% по сравнению с 2004 г., в производство кокса – на 94,8%, в химическое производство – на 37,5%, в целлюлозно-бумажное производство – на 13,5%, в производство пищевых продуктов – на 7,5%.

Если инвестиционная активность в производстве пищевых продуктов определялась повышением спроса внутреннего рынка, то в металлургии основным фактором оставался растущий спрос внешнего рынка на продукты металлургии и изделия из металла. Причем в металлургии наблюдался одновременный рост инвестиций в добывающие и обрабатывающие производства. Для топливно-энергетических производств одной из актуальных проблем оставалось усиление тенденции к сокращению инвестиций в нефтепереработку. Следует отметить, что на фоне высоких мировых цен на углеводороды низкая трансформация и диверсификация растущих доходов от экспорта в инвестиции на реконструкцию и модернизацию производств по добыче и переработке негативно влияет на показатели экономического роста. Повышение темпов инвестиций в производство кокса и нефти оказалось недостаточным для изменения роли этого производства в структуре российской промышленности.