Смекни!
smekni.com

История зарождения эстетики (стр. 2 из 2)

По мнению Добролюбова, основная роль писателя состоит в продвижении исключительно прогрессивных мировоззренческих позиций, интереса к социальным процессам общества, в котором он живет, и активного воздействия на него своим искусством. Он рисует идеал такого писателя, хорошо сознавая, что пока он не достигнут в реальности: «Свободное претворение самых высших умозрений в живые образы и вместе с тем полное осознание высшего, общего смысла во всяком, самом частном и случайном факте жизни – это есть идеал, представляющий полное слияние науки и поэзии и доселе еще никем не достигнутый».

Будучи профессиональным литературным критиком, он усматривал приближение к этому идеалу многих известных русский писателей: Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Гончарова, Тургенева, Островского. Реалистическое художественное изображение жизни в зеркале идей социальной справедливости – главный критерий эстетической оценки Добролюбовым произведений литературы.

Добролюбов видит развитие народа исходя из его собственных ценностей и представлений, на почве его собственной жизни и трудовой этики, оставляя искусство «высших классов» как бы в стороне от этого процесса. Значение этого искусства отнюдь не универсально. В противоположность Белинскому, Добролюбов видит в ней уже не вершину, к которой простому народу предстоит подняться, а как бы «боковое ответвление» культуры, которое неминуемо оказывается где-то в стороне от того социально-исторического движения, которое Добролюбов хотел бы вызвать.

Интересно отметить, что общественная мысль в России осознала действенную роль книжного слова в борьбе за справедливость еще в начале XVI в., когда появилась целая плеяда публицистов, поднявших свой голос против царящей в государстве несправедливости.

Д.И. Писарев Одним из последователей Чернышевского в эстетике был Д.И. Писарев. Он утверждал, что «жизнь выше искусства» и «искусство не должно быть целью самому себе» (выступал ярым противником «чистого искусства»). От искусства он требовал реализма, который видел в конкретной пользе искусства (особенно литературы) для решения социально политических задач, например, в «осуществлении идеи общечеловеческой солидарности» или в работе на «благо народных масс». При этом он высоко ценил мастеров, ориентирующихся на высокую мечту («титанов воображения»), имея в виду, прежде всего, «мечту» о справедливом устройстве общества. Под влиянием позитивистских и материалистических идей он противопоставлял пользу красоте, полагая, что, «чем дальше человечество живет на свете и чем умнее оно становится, тем равнодушнее оно относится к чистой красоте, тем сильнее дорожит теми атрибутами человеческой личности, которые сами по себе составляют деятельную силу и реальное благо». Опираясь на определения прекрасного Чернышевским, он делает акцент на их субъективной стороне (жизнь как мы ее понимаем) и приходит к выводу, что красота лишена объективности и основывается на субъективных вкусах и пристрастиях, а поэтому неинтересна современному человеку – научно образованному материалисту и реалисту.

Г.В. Плеханов Эстетика жизни оказала сильное влияние на становление эстетических представлений первого русского марксиста Г.В. Плеханова. В своих главных эстетических работах «Письма без адреса» (1900), «Искусство и общественная жизнь» (1913) и некоторых других он разрабатывал проблемы социальной детерминации искусства и эстетики, природы искусства, места художника в социальной борьбе и другие вопросы, которые затем легли в основу советской эстетики социалистического реализма. Именно к Плеханову и его концепции «двух актов» в художественной критике восходят материалистический и отчасти социологический подходы к искусству.

Введя понятие «материалистической критики» искусства, Плеханов разъяснял, что она состоит из двух актов. Первый сводится к тому, «чтобы перевести идею данного художественного произведения с языка искусства на язык социологии, чтобы найти то, что может быть названо социологическим эквивалентом данного литературного явления». Однако материалисты не ограничивают, подчеркивает Плеханов, критику только этим актом, а предполагают его «необходимое дополнение», акт второй – «оценку эстетических достоинств разбираемого произведения».[22]

Сам Плеханов и многие его последователи делали главный акцент на «первом акте». Подчеркивалась важность простоты, наглядности и актуальности искусства для социально политической борьбы, которую вели марксисты, опираясь нередко и на произведения искусства, особенно реалистического, которое процветало в XIX в. В 1930 е гг. это хорошо поняли идеологи укрепляющегося тоталитарного режима в Советском Союзе и использовали при создании официальной советской эстетики. Представители «эстетической критики» (П.В. Анненков, В.А. Боткин, A.B. Дружинин) Оппонентами Чернышевского в рамках эстетики жизни выступали представители «эстетической» («артистической») критики П.В. Анненков, В.А. Боткин, A.B. Дружинин. Опираясь на идеи Белинского и классиков немецкой эстетики, они выступали против излишней тенденциозности, дидактичности, приземленности, утилитаризма основных положений эстетики жизни. Главным в искусстве для них остается его эстетическая специфика, художественность и поэтичность. «Каждое из искусств, – писал Боткин, – есть только орудие, средство для обнаружения поэзии, которая заключается в самой основе жизни». Анненков, определив смысл литературного метода, наиболее активно разрабатывавшегося в теории Белинским, как «реализм», подчеркивал, что в нем основу составляет художественная обработка фактов действительности.Критикуя Чернышевского за упрощенное понимание искусства как «суррогата действительности», представители «эстетической критики» поднимали такие значимые эстетические проблемы, как единство вымысла и действительности в художественном произведении, сложные взаимоотношения формы и идеи, бессознательный характер эстетического суждения, «ускользающая от всякого исследования» сущность искусства и т.п.Заключение: Обращаясь к анализу эстетических воззрений российских мыслителей конца XIX века, необходимо отметить, что эстетические исследования в этот период отнюдь не ограничивались только эстетикой жизни. В конце столетия возникла философская эстетика B.C. Соловьева, оказавшая сильнейшее воздействие на эстетику начала ХХ в., в частности, на религиозную эстетику, о которой уже шла речь, на эстетику русских символистов, на эстетические взгляды А.Ф. Лосева.