Смекни!
smekni.com

Договор поставки (стр. 5 из 8)

Следующее, что необходимо учесть для устранения или уменьшения влияния этого фактора на выполнение условия договора, - это обилие сопутствующей документации и ее правильное составление. Приходится иметь дело с некоторой отрицательной закономерностью: чем точнее желают стороны согласовать все условия договора и учесть последние изменения в нем, тем больше появляется приложений к нему. Например, только в нормах Кодекса предусматриваются: отгрузочная разнарядка, графики поставки, документы, относящиеся к товару. Как правило, в коммерческой практике составляется еще и спецификация к договору, используются протоколы согласования договорных цен на поставляемые товары.

При развитой сегодня системе обмена с помощью телекоммуникационных средств связи сторонам не составляет труда согласовать по факсу проект спецификации с подписанием с помощью средств факсимильного воспроизведения подписи (п.2 ст.160 ГК). Это снижает возможное несогласование между сторонами определительных условий договора по ассортименту, количеству и общей стоимости продукции в партии товара и приближает долгосрочный договор поставки товаров, который раньше обычно назывался договором на поставку продукции по прямым длительным хозяйственным связям, к системе двойных договоров, широко используемых в торговле в странах с развитой рыночной экономикой, например в Японии и США.

Эти договоры более эффективны с позиций согласованности действий сторон и уменьшения лишнего документооборота в частности. Такая система предполагает заключение одного базового договора (обычно это договор об оптовом распределении товаров, или дистрибьютерский договор), в котором определяются организация долгосрочных взаимоотношений между сторонами, территории продаж, минимальный планируемый объем продаж и базовые условия продажи или закупки по договорам купли-продажи, которые заключаются на поставку каждой партии отдельно во исполнение базового договора. Последние часто заключаются путем обмена письмами на каждую партию товара. Это напоминает соотношение договоров запродажи и купли-продажи (поставки), существовавших в русском гражданском праве*.

Основное отличие между этими договорами заключается в том, что при несогласовании в долгосрочном договоре условий поставки очередной партии товара поставка должна производиться равномерными партиями помесячно в соответствии с диспозитивным правилом п.1 ст.508 ГК. Но в современных условиях стороны часто не могут согласовать заранее общее количество поставляемого товара по договору. Тогда правило в п.1 ст.508 применить невозможно и договор может рассматриваться как незаключенный согласно п.3 ст.455, ст.432 ГК. (Об этом говорилось в первой публикации этого цикла). В случае же системы двойных договоров (при наличии базового договора об оптовом распределении) при незаключении очередного договора поставки на очередную партию товаров у поставщика (одновременно принципала по договору об оптовом распределении) нет обязанности осуществлять поставки дальше, так как отсутствуют заключенные договоры купли-продажи.

Базовый договор об оптовом распределении может быть расторгнут в случае невыполнения условия о квоте (о поставке минимального количества товара за период действия базового договора или за какой-то другой согласованный сторонами период).

Таким образом, система двойных договоров предоставляет сторонам больше свободы и не противоречит действующему законодательству России, так как в соответствии с принципом свободы договора (п.2 ст.421 ГК) допускается заключение договоров как предусмотренных, так и не предусмотренных законом или иными правовыми актами.

Из-за непонимания разницы между договорами поставки по длительным связям и системой двойных договоров можно встретить формы договоров поставки с совершенно выхолощенным содержанием, где и определение, и согласование всех основных условий (об ассортименте, количестве, качестве, ценах, сроках поставки) вынесено в приложения к договору, которых часто нет на момент его подписания, а если они и согласовываются потом, то в отдельных документах, и очень трудно бывает понять, по каким же параметрам было достигнуто соглашение.

И наконец, учет двух следующих факторов - монополизм контрагента и неисполнение обязанностей со стороны контрагентов должника по договору (смежники-поставщики или плательщики должника) - предполагает совершенно иной подход к формированию условий договоров - как к системе, обеспечивающей наибольшую эффективность.

Почему речь зашла о системе? Потому, что учет действия этих факторов представляет систему действий сторон договора на стадии преддоговорных контактов по подготовке проекта договора. Факторы "монополизм контрагента" и "неисполнение обязательств из-за действий третьих лиц" в условиях самого договора могут быть учтены только косвенно, а основной учет их действия происходит в процедуре формирования условий договора поставки, в создании сторонами системы, противодействующей этим факторам.

Прежде всего вспомним, что юридическая деятельность на стадии преддоговорных контактов выступает составляющей общей предпринимательской деятельности субъекта договорных отношений. Поэтому при системном подходе его деятельности, если она является монополистической, должна противостоять система правового регулирования монополистической деятельности. Она действительно сейчас создается в России по двум направлениям: правовые меры ограничения и контроля монополистической деятельности и правовое регулирование развития конкуренции на товарных рынках.

Учет при формировании условий договора действия фактора "неисполнение обязанностей со стороны контрагентов должника по договору (смежники-поставщики, плательщики должника)" наиболее сложен, поскольку требует учета нескольких договорных связей, согласования условий нескольких договоров со стороны поставщика или покупателя. Часто это используется для анализа условий договоров, заключаемых во исполнение какого-то коммерческого проекта, элементом которого является договор поставки.

Здесь возникает основная трудность для юриста: с одной стороны, необходимо согласование условий всех договоров в цепочке договорных связей, с другой - при наличии в принципе соглашения между участниками об этом такие действия могут войти в противоречие с нормами антимонопольного законодательства как соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию (ст.6 Закона о конкуренции). Отсутствие же соглашения увеличивает риск неисполнения обязательства со стороны субпоставщиков или плательщиков. Тем не менее в деятельности коммерческих организаций такое согласование используется, например соглашение о взаимном погашении задолженности в цепочке должников при осуществлении расчетов по договорам поставки зачетом встречных требований по оплате.

Можно выделить три случая:

1) договор поставки является независимым договором;

2) договор поставки заключается во исполнение деятельности, оформляемой каким-либо базовым договором;

3) договор поставки является базовым и во исполнение его заключаются другие договоры.

В обоих вариантах общим в таком подходе формирования условий договора будет то, что непосредственное основание формирования условий договора - не содержание, то есть не цели деятельности сторон и разработка во исполнение их плана деятельности, не учет накопленного опыта по выполнению условий договоров, а форма смежного договора, его условия, то есть формальные основания.

Таким образом, речь идет о согласовании условий смежных договоров. Наглядным примером этого является согласование сроков представления отгрузочной разнарядки. Поскольку диспозитивной нормой абз.2 п.2 ст.509 ГК установлен 30-дневный срок направления поставщику отгрузочной разнарядки, это условие должно быть согласовано в договорах поставки, последовательно заключаемых между поставщиком и получателем, покупателем и получателем при транзитной отгрузке.

При параллельном отправлении отгрузочных разнарядок получателем покупателю и одновременно поставщику, что нередко используется на практике, в договоре между поставщиком и покупателем согласовывается условие о направлении отгрузочной разнарядки непосредственно получателем поставщику в упомянутый 30-дневный срок с одновременным направлением дубликата или копии отгрузочной разнарядки в этот же срок покупателю. Этот способ противоречит абз.2 п.2 ст.509 ГК, поскольку диспозитивность нормы касается содержания и срока направления отгрузочной разнарядки, но не порядка направления (а направлять ее поставщику согласно норме должен покупатель).

Последовательная схема отправления (п.2 ст.509) отгрузочной разнарядки, то есть получателем покупателю, а покупателем поставщику, требует обязательного согласования сроков передачи отгрузочной разнарядки в условиях договора или установления сроков по усмотрению сторон. Если этого не сделать, то получатель может выполнить свою обязанность перед покупателем (который является поставщиком по отношению к получателю) об отправлении ему отгрузочной разнарядки в 30-дневный срок. Но получатель, в свою очередь, перед своим поставщиком этого обязательства уже выполнить не сможет - для этого получатель при такой последовательной схеме должен направить разнарядку за 60 дней до периода поставки: ведь при транзитной поставке период отгрузки и для получателя и для покупателя одинаков.

Второй вариант может иметь место в схемах с использованием договоров комиссии (или чаще агентского), рассмотренного договора об оптовом распределении товаров, договора простого товарищества, договора финансовой аренды (лизинга), которые могут быть базовыми по отношению к договору поставки в различных коммерческих схемах, связанных с использованием упомянутых договоров.