Смекни!
smekni.com

Проблемы развития экологических мероприятий в энергетике России (стр. 5 из 6)

Решение указанных задач потребует создания гармонизированной законодательной и нормативно-правовой базы, стимулирующей инвестиции и регламентирующей обеспечение экологической безопасности и охрану окружающей среды, отвечающей современным экологическим требованиям и уровню научно-технических достижений, а также формирования единой информационной системы экологического мониторинга.

Особое внимание в ЭС-2030 отводится проблеме ограничения выбросов в атмосферу парниковых газов и международному сотрудничеству в этой сфере. По предварительным оценкам, выполненным при разработке настоящей Концепции ЭС-2030, выбросы парниковых газов в благоприятном варианте при максимальном потреблении энергоресурсов в 2020 г. составят 99% от уровня соответствующих выбросов в 1990 г., а в 2030 г. превысят их на 3…4%.

Экологические проблемы развития электроэнергетики в РАО «ЕЭС России»

Основными факторами, определяющими экологическую нагрузку при производстве электрической энергии, являются:

Наличие высокого уровня валовых выбросов вредных веществ в атмосферу (около 16% от общего выбросов стационарными источниками РФ) , сброса загрязненных сточных вод (более 3%), накопление в золоотвалах более 1,0 млрд.т ЗШО.

Отсутствие эколого-экономических механизмов, стимулирующих привлечение инвестиций и реализацию энергосберегающих и экологических проектов.

Необходимость высоких затрат для обеспечения требований нормативов и реализации экологических проектов.

Динамику экологической нагрузки можно проиллюстрировать следующей диаграммой:


Международный опыт

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу энергокомпаниями РАО «ЕЭС России» в 2005-2007 г.г. (SO2, NOx, твердых частиц), тыс. тонн

Снижение выбросов в атмосферу в 2007 г. по сравнению с 2006 г. объясняется уменьшением доли сжигания топлива (мазута и угля) с высоким содержанием серы и золы.

За 2007 год энергокомпании РАО ЕЭС России добились следующих производственно-экологических показателей:


Формирование квот на выброс в США

В 1990 году в США был введен рынок квот на выбросы SO2, который стимулировал снижение выбросов сернистого ангидрида. Механизм действия квот основан на введении формальной нормы выбросов на единицу произведенной энергии. Превышение квоты нужно оплачивать, зато электростанции, произведшие электроэнергии с выбросами, меньшими нормы, могут продавать недобор до нормы тем, кто ее превышает.

Эксплуатация системы показала эффективную работу данного механизма (см. график). Отметим следующие результаты:

Выбросы SO2 сократились более чем на 30%.

Генерация электроэнергии возросла на 40%.

При этом потребление угля возросло на 28%, нефтепродуктов — почти не изменилось, газа — удвоилось.

Экономия затрат на управление выбросами составила $0,8–1,5 млрд. в год. Цены квот значительно колебались и превысили $220/т SO2

Суммарный объем рынка уже достиг 250 млн т SO2, более 70% рынка — сделки частных компаний.

К 2030 году планируется дополнительно снизить выбросы SO2 в 3 раза, NOx в 1,5 раза.


Формирование рынка квот на выбросы SO2 в Китае

Январь 1998 — Госсовет Китая одобрил стратегию по снижению выбросов SO2 в двух «контрольных зонах».

Сентябрь 2001 — первая сделка по торговле квотами на SO2 в Китае

Декабрь 2001 — принятие «10-го пятилетнего плана по охране окружающей среды», цели — снижение нац.выбросов SO2 до 90% от 2000 г. к 2005 г., и до 80% в двух контрольных зонах.

Сентябрь 2002 — принятие «10-го пятилетнего плана по контролю за кислотными дождями и выбросами SO2 в двух контрольных зонах» с механизмом пилотной торговли квотами и рекомендацией постепенного создания национального рынка квот на SO2

Декабрь 2002 — первая трансграничная сделка по продаже квот между энергокомпаниями Тайканг (Янгсу) и Ксагуан (Нанжин).

Июнь 2003 — торговля квотами признается Государственным агентством по охране окружающей среды (SEPA) — третьим наиболее важным механизмом охраны атмосферного воздуха в Китае.

Торговля экологическими сертификатами в ЕС

Торговля белыми сертификатами.

Государство накладывает обязательства по энергоэффективности на поставщиков энергии: «Поставщик или сберегает энергию или покупает белые сертификаты («право на энергоэффективность) на рынке». Например, в Италии действуют два постановления о рациональном использовании энергии, по которым дистрибъютеры электроэнергии и газа обязаны обеспечить достижение целевых показателей энергосбережения, измеряемых в тоннах нефтяного эквивалента (ТНЭ), установленных на 2005–2009 гг.

Торговля зелеными сертификатами.

Производители энергии на основе возобновляемых источников получают специальные зеленые сертификаты с которыми они выходят на рынок. Количество зеленых сертификатов «привязано» к объему произведенной энергии на основе ВИЭ и сертификаты, обычно, кратны 1 Мвт*ч. Система зеленых сертификатов работает в 24 странах, в т.ч. в 16 странах — членах ЕС.

Торговля черными сертификатами.

В качестве товарного продукта выступает ЕСВ – единица сокращения выбросов парниковых газов (СО2).

Дания и Великобритания являются первыми европейскими странами, которые ввели Систему торговли выбросами в 2000 и 2002 году, соответственно.

В настоящее время торговля ЕСВ осуществляется на основе применения механизмов широко известного Киотского протокола.

Киотский протокол

В декабре 1997 года в Киото (Япония) в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК) был подписан Киотский протокол. Он обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов в 2008-2012 годах по сравнению с 1990 годом. Период подписания протокола открылся 16 марта 1998 года и завершился 15 марта 1999.

По состоянию на 14 февраля 2006 года Протокол был ратифицирован 161 страной мира (совокупно ответственными за более чем 61% общемировых выбросов). Заметным исключением из этого списка являются США. Первый период осуществления протокола начался 1 января 2008 и продлится пять лет, до 31 декабря 2012, после чего, как ожидается, на смену ему придёт новое соглашение, предположительно достигнутое в декабре 2009 на конференции ООН в Копенгагене.


Количественные обязательства

Киотский протокол стал первым глобальным соглашением об охране окружающей среды, основанным на рыночных механизмах регулирования — механизме международной торговли квотами на выбросы парниковых газов.

Страны Приложения B Протокола определили для себя количественные обязательства по ограничению либо сокращению выбросов на период с 1 января 2008 до 31 декабря 2012 года. Цель ограничений — снизить в этот период совокупный средний уровень выбросов 6 типов газов (CO2, CH4, гидрофторуглеводороды, перфторуглеводороды, N2O, SF6) на 5,2% по сравнению с уровнем 1990 года.

Основные обязательства взяли на себя индустриальные страны:

Евросоюз должен сократить выбросы на 8 %

Япония и Канада — на 6 %

Страны Восточной Европы и Прибалтики— в среднем на 8 %

Россия и Украина — сохранить среднегодовые выбросы в 2008—2012 годах на уровне 1990 года

Развивающиеся страны, включая Китай и Индию, обязательств на себя не брали.

Обязательства на последующие годы будут предметом серии переговоров, которая была открыта на первой Встрече сторон Киотского протокола (MOP-1 — англ. Meeting of the Parties to the Kyoto Protocol), прошедшей в ноябре—декабре 2005 года в Монреале.

Механизмы гибкости

Протокол также предусматривает так называемые механизмы гибкости:

торговлю квотами, при которой государства или отдельные хозяйствующие субъекты на его территории могут продавать или покупать квоты на выбросы парниковых газов на национальном, региональном или международном рынках;

проекты совместного осуществления — проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые на территории одной из стран Приложения I РКИК полностью или частично за счёт инвестиций другой страны Приложения I РКИК;

механизмы чистого развития — проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые на территории одной из стран РКИК (обычно развивающейся), не входящей в Приложение I, полностью или частично за счёт инвестиций страны Приложения I РКИК.

Механизмы гибкости были разработаны на 7-й Конференции сторон РКИК (COP-7), состоявшейся в конце 2001 года в Марракеше (Марокко), и утверждены на первой Встрече сторон Киотского протокола (MOP-1) в конце 2005.

Энергосбережение

Еще один огромный резерв для уменьшения экологической нагрузки на окружающую среду — повышение эффективного использования электро- и тепловой энергии. По данным Международной энергетической ассоциации, последовательное осуществление мероприятий по энергосбережению могло бы уменьшить глобальное энергопотребление на 40% без ухудшения качества жизни.

Согласно данным, приведенным в Энергетической стратегии России до 2030 года, потенциал энергосбережения в нашей стране оценивается в 360–430 млн тонн условного топлива. Около трети этого потенциала сосредоточена в ТЭК, еще треть — в сфере промышленности и строительства, около четверти — в ЖКХ. На долю остальных отраслей экономики приходится около 10% этого потенциала.

Энергосбережение ведет к увеличению финансового капитала, экологической ценности, национальной безопасности, личной безопасности, и человеческого комфорта. Люди и организации, которые являются прямыми потребителями энергии, могут стремиться уменьшить энергопотребление, чтобы уменьшить затраты на энергию и увеличить экономическую безопасность. Индустриальные и коммерческие пользователи могут стремиться увеличить эффективность производства, транспорта и обслуживания и таким образом максимизировать прибыль.