Смекни!
smekni.com

Происхождение древнегреческой трагедии и эстетическая категория "трагическое" (стр. 2 из 2)

Невзирая на вышеуказанные различия, можно говорить о заимствовании трагедией у мистерий как формальных, так и сюжетных черт. Что касается формальных, то стоит начать со внешнего вида актёров и сцены. Во времена Эсхила (кстати, по происхождению – элевсинца) актёры-трагики заимствуют одежду элевсинских жрецов – столу. Понятие "сцена", или "скена" (шатёр) со ссылкой на Страбона возводят к дельфийским Септериям, а конкретнее – к хижине Пифона, подлежащей уничтожению во время этих мистерий. Выше была также приведена гипотеза возникновения четырёхугольного хора благодаря строению помещения, где проходили некоторые из оргий элевсинских мистерий. О заимствованиях в содержании из мистерий говорят хотя бы периодические нападки на того же Эсхила, которого обвиняли в подражании Элевсиниям. Например, трагедия "Прометей прикованный" в сюжетной последовательности напоминает последовательность элевсинских оргий, если учитывать их стихийную символику. Более того, некоторые исследователи считают мистериальные сюжеты звучат и в комедиях. Так, по выражению Д. Лауэнштайна, "в основе едва ли не каждой аттической драмы V века лежит заданный мистериями образец, который отчётливо просматривается в комедии Аристофана "Лягушки" (405 г.)" [4, с.274].

Кроме всего прочего следует указать и на схожесть функций трагедии и мистерий на уровне очистительной процедуры. Известно, что таинство миезиса в мистериях Арды (Малых элевсинских) в некоторых случаях предварялось очищением, как о том, к примеру, свидетельствует элевсинская обработка мифа о Геракле. При этом в очищении нуждались не-греки, а также убийцы, желавшие принять участие в Элевсиниях. Вообще, дионисийская религия характеризуется именно как катартическая многими авторами. Дионисийские действа включали как патетические, так и катартические элементы, перешедшие затем в трагический дифирамб.

Итак, влияние мистериальной культуры на формирование аттической трагедии прослеживается на многих уровнях. Как формальные черты (от одежды до расположения актёров), так и выбор сюжетов, и функциональные характеристики аттической трагедии во многом зависели от мистерий, прежде всего – Элевсиний.

Раздел 3. Категория "трагическое" и античная трагедия

"трагическое" – это философско-эстетическая категория, которая используется для характеристики конфликта, проявляющегося между действием героя и неумолимостью обстоятельств, которые это действие продуцирует. Под влиянием прежде всего немецкой классической философии и эстетических учений Нового времени в целом трагедия понимается прежде всего как результат свободной деятельности героя, который сознательно принимает патетику своей ситуации, берёт на себя ответственность за свои действия, даже если в момент совершения таковых не осознавал последствий, к которым они неминуемо приведут. В античном трагическом искусстве действительно присутствуют образы, которые можно интерпретировать подобным образом. Например, Эдип в трагедии Софокла "Эдип-царь", убив по недоразумению своего отца и пообещав кару виновнику убийства, невольно попадает под действие собою же объявленного наказания. "Разворачивание трагедии – это движение от незнания к знанию, к формированию трагической вины. Одновременно – это и очищение, то есть не отказ от содеянного (ведь по поступку – это незнание), а принятие того, что велит судьба. Осознав, что он сам виноват в проблемах города, Эдип осуществляет приговор, принятый относительно убийцы ещё в начале трагедии – выкалывает себе глаза и отправляется в изгнание" [3, с.95]. Но если принять во внимание ментальность древнегреческого общества, следует сделать оговорку, что скорее всего авторы трагедий того времени не ставили перед своими произведениями цель, привнесённую интерпретаторами. На самом деле для древнегреческого мышления, как и для мышления прилежащих регионов, характерно восприятие окружающего мира в призме покорности всемогущей судьбе, и здесь не остаётся места для бросания судьбе вызова. Пример Эдипа скорее свидетельствует о покорности царя судьбе и стоическое принятие её приговора, отсутствие малодушных попыток избежать рока. Именно всемогущество рока для древнегреческой трагедии являлось преобладающим мотивом театрального подражания жизни. Другим мотивом античной трагедии остаётся присутствовавший в ней изначально катарсис. Ведь последовательное принятие рока, пробуждённого действиями героев, позволяет довести линию причинно-следственных связей до логического завершения, тем самым исчерпав действие рока и возобновив status quo. Именно исчерпывание своего долга перед судьбой составляет задачу героя древнегреческой трагедии. Аристотель пишет о трагедии: "трагедия есть подражание действию законченному и целому, имеющему известный объём… А целое есть то, что имеет начало, середину и конец. Начало есть то, что само не следует необходимо за чем-то другим, а, напротив, за ним естественно существует или возникает что-то другое. Конец, наоборот, есть то, что само естественно следует за чем-то по необходимости или по большей части, а за ним не следует ничего другого" [1, с.653-654].

Таким образом, для античного трагического искусства характерна трактовка категории "трагического" в несколько иной плоскости, нежели эта категория трактуется современными исследователями. Древнегреческие трагики концентрируют внимание на роковой необходимости, гарантирующей определённые последствия за то или иное действие героя, а также – на очищении и возобновлении изначального положения вещей, достигаемых благодаря последовательному принятию своей судьбы героем. Категория свободы если и имеет место в античной трагедии, то лишь в её стоическом понимании – как свободы осмысленного принятия рока.


ВЫВОДЫ

Исследование древнегреческой трагедии через призму её происхождения, а также связей с категорией "трагическое" позволяет сделать определённые выводы.

Во-первых, классическая аттическая трагедия зарождается под влиянием таких явлений, как культ героев, мистериальная традиция и музыкальная традиция хорового дифирамбического пения, при этом она не консервирует приобретённые характеристики, постоянно развиваясь и обретая всё новые черты.

Во-вторых, понимание трагедии в Элладе отличается от современного понимания трагедии, прежде всего тем, что древнегреческая культурная парадигма уделяла больше места не человеческой свободе, а необходимости для человека принять судьбу, то есть последовательно принимать все результаты, необходимо влекомые действиями героя.

В-третьих, категория рока непосредственно связана с категорией очищения, катарсиса, поскольку стоическое принятие судьбы и полное исчерпание необходимых последствий своего действия позволяет герою вернуть status quo, то есть достичь состояния первоначальной чистоты. Данная черта античной трагедии является изначальной, берущей своё начало ещё в природе мистериальных действ, давших один из мощных источников формирования трагедии.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т.4 / Пер. с древнегреч.; Общ. ред. А.И. Доватура. – М.: Мысль, 1983. – 830 с. – (Филос. наследие. Т.90).

2. Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1988. – 332 с.

3. Естетика: Підручник / Л.Т. Левчук, В.І. Панченко, О.І. Оніщенко, Д.Ю. Кучерюк; За заг. ред. Л.Т. Левчук. – 2-ге вид., допов. і переробл. – К.: Вища школа, 2006. – 431 с.: іл.

4. Лауэнштайн Д. Элевсинские мистерии: Пер. с нем. Н. Фёдоровой. – М.: Энигма, 1996. – 368 с.: ил.

5. Кереньи К. Элевсин: Архаический образ матери и дочери. Пер. с англ. – М.: "Рефл-бук", 2000. – 288 с. Серия “Astrum Sapientae".