Смекни!
smekni.com

Роль ораторского мастерства в суде (стр. 2 из 2)

Гораздо важнее увлечь судей, чем их на­учить.

Цицерон

История донесла до нас имена замечательных ораторов прошлого. Среди них особое место занимает Демосфен - выдающийся оратор Древней Греции. Впервые он выступил как судебный оратор по собственному делу против опекунов, затем был сочинителем речей для подзащитных.

Лисий

Как судебный оратор и составитель судебных речей ранее прославился Лисий из Сиракуз (459 -380 гг. до н.э.).

Лисий был одним из популярнейших логографов о времени. Он написал громадное количество речей, ведь ему охотнее, чем кому-либо другому, по­кали их. Лисию приписывают 425 речей, тогда как у одного из остальных известных логографов число речей не превышало 100.

Главная особенность написанных Лисием речей - удачное создание образа клиента. Для каждого клиента логограф находит свой стиль речи, который отвечает интеллектуальному развитию заказчика.

Речи Лисия отличают убежденность, последовательность, логика. Они просты, поскольку предназначены для произнесения людьми, не искушенными в красноречии. Они чужды аффектации, в них нет фальшивого пафоса.

Надо отметить мягкий тон речей Лисия. Многих других логографов характеризует обилие злобных выпадов: они разбирают все слабости оппонента, Не гнушаясь смакованием интимных подробностей, и подвергают их осмеянию. Наоборот, Лисий чурается «копания в грязном белье», а в вопросах деликатных проявлял такт. Современники Лисия высоко ценили присущее ему чувство меры.

Речи Лисия рисуют жизнь обыкновенного челове­ка без прикрас, с ее мелочными интересами; это жанровые картинки, набросанные искусной и верной рукой мастера.

В преподавании риторики Лисий считал главных заучивание лучших речей судебных ораторов.

Цицерон

Яркую страницу в историю и теорию судебного красноречия вписал известный политический деятель Древнего Рима Марк Туллий Цицерон.

Одним из важнейших слагаемых успеха оратора Цицерон считал его убежденность в том, о чем о; говорит. Подобную убежденность рождает полнота доказательств. Большое значение он придавал композиции речи. Цицерон подчеркивал, что красноречив тот, кто на форуме и в гражданских процессах может убедить, доставить наслаждение, подчинить себе слушателя. Красноречие, по его мнению, проявляется и в том, что об обычных предметах оратор говорит просто, о великих - возвышенно, о средних умеренно.

В основополагающих трудах Цицерона по теории и истории ораторского искусства «Об ораторе», «Оратор», «Брут» мы находим множество мыслей о судопроизводстве:

Честный человек, садясь в судейское кресло, забывает о личных симпатиях.

Судья - это говорящий закон, а закон - это немой судья.

Законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели.

Чтобы стать свободными, мы должны стать рабами законов.

Нельзя полагаться на показания озлобленного свидетеля.

Когда выступают с обвинениями против кого-либо, то нет ничего несправедливее останавливаться на длинном перечне фактов, говорящих против обвиняемого и умалчивать о фактах, говорящих в его пользу.


Судебное красноречие в России

Чтобы страна могла жить, нужно, чтобы жили права.

А. Мицкевич

Реформа судопроизводства

Из всех великих реформ в России в 60-х годах XIX века одной из самых значительных была судеб­ная реформа. Основные положения этой реформы заложены в Судебных уставах 1864 года: отделение суда от администрации и независимость суда; созда­ние всесословного суда и равенство всех перед судом; состязательность и гласность судебного разбиратель­ства; учреждение института присяжных заседателей и адвокатуры, выборность мировых судей и присяж­ных заседателей, несменяемость судей и следова­телей.

Общественная значимость судебных речей

Показателен в этом отношении исход дела рево­люционерки Веры Засулич, которую в 1878 г. суди­ли за покушение на петербургского градоначальника Ф. Трепова. Решающую роль в этом процессе сыгра­ли председательствовавший в этом суде А.Ф. Кони и защитник П.А. Александров. Последний произнес на­столько убедительно и эмоционально насыщенную речь в защиту В. Засулич, что в зале судебного заседания многие плакали, а решение присяжных заседателей о невиновности В. Засулич было встречено бурной овацией. Публика на руках вынесла адвоката зала заседания суда, а на улице его приветствовала тысячная толпа людей, с нетерпением ожидавших окончания судебного процесса.

Освобожденная от крепостного права Русь, неизбалованная «красноречием» городничих и исправников, жадно внимала ярким речам, раздававшимся в новом суде. Такой результат был бы немыслим в условиях царского самодержавия, если бы судебные ораторы не владели мастерски искусством слова. Они достигли такого совершенства, таких вершин, что говоря о русском красноречии вообще или о русских ораторах прошлого века, мы говорим прежде всего о судебном красноречии.

Ораторы-юристы XIX века в сущности создали современное русское ораторское искусство.

Развитие судебного красноречия

Между обвинением и защитой теперь происходили публичные состязания, вызывающие интерес общественности. Многие судебные процессы освещались печати. Все это способствовало быстрому развитию и совершенствованию судебного красноречия.

Безгласный народ, безгласный прежде суд приоб­рели таких выразителей и глашатаев правосудия, на которых до сих пор мы смотрим с восхищением. Это блестящие судебные ораторы А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, В.Д. Спасович, С.А. Андреевский, П.А. Александров, С.Н. Урусов, П.Я. Пассовер, Н.П. Карабчевский и др. Судебные речи привлекали всеобщее внимание, ведь в них поднимались злободневные вопросы, вол­новавшие многих.

Оказалось, что достаточно было объявления фор­мального равенства всех перед судом, утверждения начал буржуазной демократии, чтобы талант народа проявился ярко и своеобразно, чтобы родилось рус­ское судебное красноречие. Выдающиеся судебные ораторы вскрывали общественно-политические корни преступлений, язвы и пороки общества, отстаивали высокие моральные принципы.

Особенности русского красноречия

Все, кто обращались к русскому судебному красноречию, отмечали прежде всего такие его качества, как точность, простоту и выразительность речи. Оно смогло избежать двух крайностей: словесной пышности французов и сухого формализма немецких ораторов. Русские ораторы, стремясь исследовать существо дела, оставались на строгой фактической основе. На такой почве фальшивые «цветы красноречия» не призываются. Русские юристы умело заставляли говорить факты, создавали эмоциональный фон для надлежащего их восприятия.

Список использованной литературы

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов – Ростов-на-Дону, 2002. – 576 с.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи – Ростов-на-Дону, 2004. – 544 с.

3. Максимова В.И. Русский язык и культура речи. – 2004. – 413 с.

4. Розенталь Д.Э. Современный русский язык. – 2001. – 448.

5. Шейнов В.П. Риторика – Мн.: Амалфея, 2000. – 595 с.

6. Культура русской речи: Учебник для вузов /Под ред. Проф. Л.В. Гросудиной и проф. Е.Н. Ширяева – М.: Издательство НОРМА, 2001. – 560 с.