Смекни!
smekni.com

Социальная природа искусства (стр. 2 из 3)

Только с учетом этих моментов модно постичь гедонистическое и эстетическое начала в искусстве как непременные его сущностные функции. Их нельзя понять, не признав самоценности личности и роли искусства в воздействии не только на деятельность субъекта вовне, но и на деятельность по конструированию собственной личности. Таким образом, искусство - образная модель человеческой жизнедеятельности. «Дублируя» оба типа деятельности человека (вовнутрь и вовне), оно воспроизводит личность во всей ее многогранности и целостности, влияет на всю структуру сознания и деятельности человека, взаимодействуя с его жизненным и художественным опытом.

Это всемирно-историческое назначение искусства вызывает к жизни его полифункциональность, обеспечивает его необходимость на всех этапах развития человечества, несмотря на то, что почти каждая из функций художественного творчества является «дублером» той или иной формы деятельности: существует наука, познающая мир, но и искусство — познание, есть педагогика, но и искусство — воспитание, существуют естественные языки и современные средства массовой информации, но и искусство — язык и средство информации, труд является главной формой проявления деятельной сущности человека. Еще в древности было замечено, что искусство «поучает, развлекая». Через эстетическое воздействие и наслаждение, получаемое человеком в процессе художественного творчества и восприятия искусства, осуществляется и его воспитательное влияние, и информирование, и познание, и передача опыта и анализ состояния мира, предвосхищение и внушающее воздействие. Когда в силу тех или иных исторических обстоятельств искусство сосредоточивается только на самоценности личности, возникает «искусство для искусства». Оно признает за личностью ее самоценность, однако не учитывает важность ее включенности в систему общественных связей. Столь же односторонне рассматривать личность только с точки зрения общественного функционирования, забывая о ее самоценности, о ее собственных потребностях. Необходимо брать во внимание не только общественную ответственность человека перед историей, но и ответственность общества в целом и искусства как одного из институтов общества за судьбу и счастье личности. Искусство — образная модель человеческой жизнедеятельности. «Дублируя» оба типа деятельности человека («вовне» и «вовнутрь»), оно воспроизводит личность во всей ее многогранности и целостности, влияет на всю структуру сознания и деятельности человека, взаимодействуя с его жизненным и художественным опытом.

Искусство появилось для решения специфических задач по освоению и преобразованию мира. Ключ к пониманию специфики художественного мышления и особенностей искусства нужно искать в структуре общественной практики, в структуре социально-исторического опыта людей.

Искусство формирует аудиторию и формируется под ее обратным влиянием. Искусство — реципиент (зритель, читатель, слушатель) — это система с обратной связью. Предмет искусства,— то же самое происходит со всяким другим продуктом — создает публику, понимающую искусство и способную наслаждаться красотой. Производство создает поэтому не только предмет для субъекта, но также и субъект для предмета.

Искусство втягивает свою аудиторию в выработку идей и заставляет воспринимающего присваивать художественные идеи личностной форме. Отсюда вытекает инвариантность и множественность художественной идеи: одна и та же художественная идея преломляется в разных головах по-разному. В науке только уровень присвоения идей разный. В искусстве же различны и уровень, и содержание присвоения: реципиент проецирует социально-исторический опыт, заключенный в художественном произведении, на свой индивидуальный; в результате возникает его личное отношение к действительности и поднятым проблемам. Художник заставляет публику присвоить его жизненный опыт, обогащенный знанием опыта других людей, как ее собственный. Процесс освоения действительности характеризуется взаимодействием трех элементов: объекта (что познается); субъекта и его практики (кто и зачем познает); формы (как, в какой форме познается). Объективное богатство реального мира и субъективное богатство человека и его практических потребностей вызвали к жизни такие разные формы общественного сознания, как философия, наука, мораль, религия, политика и право. Все формы общественного сознания имеют ряд общих черт.

1. Духовная жизнь человечества развивается под воздействием исторической действительности, общественного бытия. Формы общественного сознания зависят от экономического строя, от базиса, строительного материала, накопленного в предшествующие эпохи (в философии), фактического материал) (в науке).;

2.Формы общественного сознания имеют относительную самостоятельность. Так, уровень развития искусства не совпадает с уровнем развития экономики: когда в Англии появился Шекспир, в ней не наблюдалось хозяйственного расцвета, а литература в России XIX в. достигла высот, несмотря на экономическую отсталость страны. Относительная самостоятельность форм общественного сознания объясняется непосредственным воздействием на духовную жизнь общества социальной борьбы, взаимным влиянием разных форм общественного сознания, ролью творческого наследия, традиции, технических навыков и приемов (в искусстве).

3.Формы общественного сознания не только отражают реальность, но и оказывают на нее обратное воздействие.

4. У них единый путь познания действительности - от живого созерцания к мышлению и от него к практике.

Помимо общего каждая форма общественного сознания имеет свою специфику: преимущественное внимание к определенным сторонам и связям действительности, особые функции, предмет, метод, содержание, внутренние закономерности развития, формы (научные законы, философские категории, нравственные нормы, художественные образы). Деятельно-преобразующее начало искусства проявляется в том, что: 1) художественное произведение оказывает идейно-эстетическое воздействие на людей; 2) включая людей в направленную и целостно ориентированную деятельность, искусство участвует в социальном преобразовании общества; 3) сам процесс творчества, в искусстве есть определенное преобразование с помощью воображения впечатлений, фактов, почерпнутых из действительности. Автор перерабатывает жизненный материал в образы, строя новую реальность — художественный мир; 4) еще одна сфера деятельности художника - обработка строительного материала, из которого лепится образ. Создание скульптуры, картины, поэмы, симфонии — это всегда преобразование мрамора, краски, слова, звука.

Все эти планы искусства как деятельности в совокупности обеспечивают общественнo-преобразующее воздействие искусства на действительность. Искусство - действие, творение художественного мира и пpeобразование реального мира в соответствии с идеалами художника. Между типом художественного сознания эпохи, идеалами, которые выражает искусство, и типом личности существует прямая зависимость. Древнегреческое искусство во многом определило характер грека и тип его отношения к миру, его взгляды и идеалы.

Ренессансное искусство раскрепощало человека от Догм средневековья грека и тип его отношения к миру, его взгляды и идеалы. Ренессансное искусство раскрепощало человека от Догм средневековья. Романы Л. Н. Толстого породили толстовцев. Изображение любви французскими писателями XVII в. сформировало склад этого чувства во Франции, эротизм же кино и романов XX в. во многом определил сексуальную революцию 60—70-х годов. Некоторые эстетические школы отрицают или сужают общественно-преобразующую функцию искусства. Так, концепция «искусства для искусства» полагает, что к художественному творчеству неприменима «мерка результативного действия», что искусство переносит человека из реальности, требующей действий, в мир эстетического наслаждения. Французский эстетик М. Дюфрен, признавая социальную значимость искусства, сводит ее к утешительно-компенсаторной функции, призванной в сфере духа иллюзорно восстановить гармонию, утраченную в реальности. Подобная функция действительно, присуща искусству.

Однако его общественно-преобразующее воздействие имеет не идеально-иллюзорный, а реально-действенный характер. Выдвигаемые искусством идеалы гармонии человека и мира, внутренней гармонии личности — средство пробуждения социально направленной активности людей. Пробуждая в человеке сейсмическую чувствительность к нарушениям общественной гармонии; формируя эстетические идеалы личности, искусство мобилизует ее на преобразование мира, на приведение его в соответствие с идеалами. Общественно-преобразующее влияние искусства особенно ощутимо в переходные эпохи истории. [5, с.112]


3. Искусство в эпоху научно-технического прогресса

В своем историческом развитии искусство и техника отражают взаимосвязи материальной и художественной культур общества. В древнегреческой этике понятие «технэ» означало одновременно и искусство, умение, мастерство, а также произведение, изделие. Искусство и техника выступали как различные, дополняющие друг друга формы творческого преобразования окружающей среды, что было характерно для этапа развития труда, при котором человек и техника соединялись в едином технологическом процессе. С разделением труда на частичные функции и операции и все большим отчуждением продуктов труда от их производителей техника отдаляется от искусства, за исключением соединения их вновь в деятельности отдельных личностей универсального творческого типа – первооткрывателей законов природы, изобретателей, художников и одновременно конструкторов. Ярким примером такой личности в период Возрождения был Леонардо да Винчи. В Новое время и особенно в период научно-технической революции ХХ века искусство и техника вновь сближаются по своей эвристической творческой основе. В эстетике подчеркивается рациональность, целесообразность форм техники. Появляются новые виды эстетической деятельности, порожденный научно-технической революцией – дизайн и его территория – техническая эстетика. Вместе с тем интерпретация отношения искусства и техники зависят от понимания их сущности: ее направленность колеблется от крайности превознесения возможностей техники и урбанизма в эстетике техницизма до резкого неприятия мира техники, якобы изначально бездушного и противопоставленного миру человека, в сфере искусства. Искусство и техника выступают как диалектическое единство художественно-образного постижения и преобразования окружающей среды и совокупность средств, необходимых для опредмечивания труда человека. Поскольку техника не возникает и не существует обособленно от человека и общества, искусство в процессе своего развития отражает их соотношение в художественных образах, эстетически и социально определяет в каждом конкретном случае их общечеловеческое и гуманистическое начало, предостерегает от опасности утраты этого начала. Эта роль искусства усиливается при расширении масштабов научно-технического прогресса, в ходе революционных социальных изменений в обществе, при решении в современных условиях таких глобальных проблем человечества как сохранение цивилизации на земле, которой угрожает мировая термоядерная война, преодоление экологического кризиса, предотвращение отрицательных последствий стихийного развития техники. Другой стороной связи искусства и техники является формирование и совершенствование технического потенциала самого искусства, художественного творчества. С развитием техники меняются образный строй и материальные возможности архитектуры, пластических искусств, музыки и т.д. Техническое накопление фактов, их систематизация и обработка при помощи компьютера, возможность репродуцирования многих произведений искусств полиграфически, в звуко- и видеозаписях активно воздействуют на структуру и развитие художественной культуры в целом, повышают критерии социально-эстетической значимости, репродуцируемых произведений искусства, эстетических идеалов и вкуса народа. В ходе научно-технического прогресса появляются новые виды и разновидности искусства – фотоискусства, кино, телевидение, электронная музыка и др., обогащающие и усложняющие эмоциональный мир человека. Термин «техника», нередко применяемый для характеристики навыков, приемов в различных видах человеческой деятельности, может выступать и как личное умение, мастерство авторов и исполнителей произведений искусства, пользующихся различными инструментами – от простейших до технически очень сложных или мастерски использующими свои физические возможности, в совершенстве владеющими своим телом. Так, мы говорим о технике живописи, исполнительского искусства музыканта, актера, танцора и т.д. В то же время как высокая степень мастерства, искусства в широком смысле слова может оцениваться совершенство технического исполнения отдельных элементов в спорте (эстетика спорта), в производственной деятельности (производственная эстетика), других видах человеческого труда. В наибольшей мере это сближается с искусством в условиях личного творческого соревнования по мастерству, приобретающего порой подлинно зрелищный характер, вызывающий эстетическое переживание, сходное с переживанием от восприятия искусства в собственном смысле слова (наиболее яркий пример – спортивные соревнования по художественной гимнастике, фигурному катанию, которые по своей природе смыкаются с видами зрелищных искусств). [6, с. 131]