Смекни!
smekni.com

Терпимость как нравственная ценность и терпимость в эпоху открытых границ и смешение культур (стр. 4 из 4)

Терпимость сродни неисчерпаемости, утверждает художник, приводя изречение Христа: « У Бога домов много». Не будет нетерпимым тот, кто осознал неисчерпаемость и неистощимость духа. «Источник духа неисчерпаем,- говорит Н. К. Рерих. – Но он будет неисчерпаемым в осознании его. Дух вечный, неизносимый, нерастрачиваемый питает все энергии. Но опять-таки для этого действа дух должен быть осознан». Таким образом, неисчерпаемый творческий потенциал лежит в основе эволюции человеческого сознания, ускоренного в беспредельности, но он должен быть осознан человеком.

По словам Н. К. Рериха, «…всякая невежественная ограниченность прямо противоречит беспредельности». Поэтому воспитание терпимости может быть рассмотрено и как своего рода расширение сознания.

Терпимость есть дорога к благодати, к возвышенному состоянию духа, преображающему сознание. Как пишет Н. К. Рерих, «благодать- пугливая птица», потому человек недоброжелательному, раздражительному, подозрительному, обозленному недоступны высшие сферы гармонии.

Процесс познания основан на новых открытиях и освоении мира. Истинное познание в философии Н. К. Рериха связано с понятием вмещения, которое характеризует способность сознания к постоянному осмыслению нового и расширения знаний. «Бесконечны пути совершенствования и устремления», а потому вмещение и терпимость теснейшим образом связаны между собой. Вмещение характеризует широту сознания, добросердечие и способность применять в жизни канон «Господом твоим»- общаться с человеком по его сознанию.

Терпимость чрезвычайна важна и в межличностных отношениях, и в широких социальных контекстах. О роли терпимости в общественном развитии размышляли многие философы. Д. Дидро в своих письмах «О терпимости» стремился обосновать социальную форму свободного и справедливого общества, опирающегося на теорию «общественного договора» и «просвещенного государя».

Философ Р. Кук пишет, что терпимость является основой для единства народа; в своем учении он обосновывает терпимое отношение к другим верованиям, учениям, атеизму, космополитизму и т. д.Приведем его рассуждение по этому вопросу: «Единство… народа невозможно, когда различные группы в нем из-за разной идеологии отдаляются настолько далеко друг от друга, что теряют общую почву, теряют основу для взаимопонимания. И точно так же оно невозможно, когда одна группа пытается навязать свою идеологию другим. Реальной базой единства может быть только терпимость. Терпимость работает следующим образом: по скольку я проявляю уважение тем идеям и тем ценностям, за которые борется мой оппонент… постольку я могу найти с ними общий язык. Если я отрицаю эти ценности, то вместо диалога возникает просто расхождение. Когда же я говорю: я уважаю и признаю твою ценности, но считаю, что их следует реализировать не так, как ты это делаешь, а по другому- по пути, который предлагаю я – тогда возникает возможность обсудить, как на самом деле следует реализировать эти ценности, это истинный диалог. Но первое, что нужно сделать – договориться о том, что у нас одинаковые ценности. И тогда, не смотря на то, что образ жизни у нас различный, мы не удалимся друг от друга слишком далеко и останемся единым народом».

С позиции философии Живой Этики, социальная терпимость является необходимой ступенькой на пути достижения истинного единства. Объединение народов «должно быть добровольно», констатирует Н. К. Рерих. Добровольность и единство- залог справедливого построения общественной жизни. В социальном плане примером терпимости может служит государственное образование, в котором соборности объединены сотни народов, а значит, и сотни психологии; достижение духовного единства предполагает более высокий уровень развития общества, - этот путь единения основан на высоких принципах духовного развития, идеи гармонизации сознаний и единения жизненных ценности.

Согласно Рериховской философии, одним из фундаментальных проявлений универсального принципа являются гармонии мужского и женского Начал. Социальная гармония полагается не возможной без равноправия женщины. По мысли Н. К. Рериха, активное участие женщины в социальных процессах приводит к развитию терпимости в обществе. « Женщина – символ терпимости».

Говоря о путях укрепления и развитии терпимости как Феномена социального, Н. К. Рерих указывал, что « …оздоровление жизни должно производиться, по истине, всеми мерами». Каждый человек должен получить возможность для творческого самовыражения, чтобы переплавить негативные энергии созидательными мыслями творчества.

Развитие терпимости, имеющее первостепенное назначение решении многих социальных проблем, Н. К. Рерих предавал огромное значение Культуре с « большой буквы» как могул люди совершенствоваться? Лишь укрепляя и развивая все условия культуры.. Именно высокая внешняя культура дает импульс для приумножения духовных ценностей человечества, для расширения основ, благодаря которым люди могут совершенствоваться. В чистой, достойной, культурной атмосфере сводятся к минимуму невежественной явление жизни: нетерпимость, жесткость, клевета и др. В этом контексте Н. К. Рерих говорит о всеобъединяющем языке искусства, столь многим дающим для достижения взаимопониманий между представителями разных традиций и между различными народами.

Поскольку терпимость предполагает широту взгляда, постольку ее развитию в определенной мере ( как открытие возможностей ознакомиться иными взглядами и традициями) способствует « развитие путей сообщения», то есть, говоря современным языком, прогресс в сфере информационного обмена масс-медиа-технологий. Воплощение в общественной жизни принципа общедоступности знаний будет способствовать рассеванию невежества, продлению незнания, укрепления дружеских отношений. Однако все сторонняя информативность необходима, но недостаточно для формирования подлинной терпимости. Для духовного развития человечества важнейшим является развитие сердечности. Об этом многократно пишет Н. К. Рерих, утверждая принцип сердечности как ведущей «пылайте сердцами, творите любовью!» - в этом духовное завещание мыслителя.

В принципе терпимости заложены основы для реализации величайшей по своему гуманизму задачей, стоящей перед человечеством, которая выложена известной формулой: мир во все мире. Н. К. Рерих неоднократно повторял, что среди лучших мыслителей человечества особо сияет и всегда будет сиять мысль о «мире всего мира»: « все религии, все верования в своих выражениях запечетливают это моление. Великими трудами и борениями слагается мир во всем мире». И терпимость к инакомыслию, терпимость к иному народу, терпимость человека к человеку имеет большое значение в этом миротворческом процессе.

Если в межличностном контексте терпимость вырабатывается через стремление в дружбе и сотрудничестве, то в широком контексте в международном отношение основой в миротворческих процессах является культура, освоение высших – общечеловеческих- ценностей, которые есть основа решимости в самом широком мировом масштабе.

Н. К. Рерих известен как великий борец за мир. Его практические усилия в этой области воплощены в Международном пакте охраны культурных ценностей ( известном как Пакт Рериха). Идеи Пакта являются постоянным выражением истинной терпимости между народами и государствами. Терпимый человек, осознавший культурное наследие всех народов как общечеловеческое достояние, не будет разрушительным в культурных ценностей, истинных духовных богатств человечества. Предложенный Н. К. Рерихом Знамя Мира как охранный знак Культуры, специализирующий единство прошлого, настоящего и будущего, не позволит распознать чужую культуру, то есть то, что составляет душу другого народа. И истинная культура, истинная терпимость не знают национальных, религиозных и всех иных границ.

Сложен и многообразен путь развития человечества. Выявление истинных ценностей, которые легли бы в основу дальнейшего развития каждого человека и человечества в целом, является и сейчас не менее актуальным, чем две тысячи лет назад. Прогресс человеческого общества идет бурными темпами и с каждым годом открывает все новые возможности и бесценные силы, которые помогают в освоение, как окружающего пространства, так и познании человеческой природы.


Заключение

Терпимый человек способен услышать другого человека, понять иное сознание. Терпимость- это не призыв вседозволенности, а мудрое руководство в духовном совершенствовании, диалог «по сознанию».

С терпимость тесно связаны все позитивные нравственные качества. Именно терпимость позволяет судить о широте взгляда человека, об уровне его культуре, о его сердечности, чуткости и внимательности. Принцип терпимости важен для создания атмосфера плодотворного сотрудничества между людьми на всей планете.

В условиях глобализирующегося мира, когда различные национальные, религиозные и другие традиции приходят в тесное взаимодействие, особенно важно помнить о терпимости друг к другу, о тех общечеловеческих ценностях на которых должно быть основано единство человечества.

В настоящее время можно говорить о возникновение целого ряда философских концепций, пытающихся синтезировать богатый опыт разнообразных культурных традиций и стремящихся построить единую – и идеальную- философию. Особое место в этой традиции занимает философия Живой Этики, содержательна и аксиологически укорененная в культурных традициях Запада и Востока.

Творческое наследие семьи Рерих, общественная деятельность самого Н. К. Рериха по защите культурных ценностей являет пример такого «понимающего» и синтезирующего миротворчества, алмазной гранью которого является философское осмысление космического единства человечества.