Смекни!
smekni.com

Эстетика (стр. 1 из 6)

Содержание

Модуль 1. Эстетика в системе философского знания

I. Эстетическое как универсальная категория философского знания. Предмет и задачи эстетики

II. Эстетическая деятельность, её виды. Теория творчества

III. Эстетическое сознание: специфические черты, структура, функции

IV. Эстетическая ценность: объективные основания и субъективная значимость

Модуль 2. Основные эстетические категории

I. Природа и особенности эстетических категорий и понятий

II. Эстетическая культура личности

III. Личность художника: эстетическое и психологическое измерения

Модуль 3. Исторические типы эстетического сознания

I. История мировой эстетической мысли: основные этапы и концепции

II. Эстетика в современном мире. Гуманизм как этико-эстетические основания человеческого бытия

III. Проблемы эстетического образования, воспитания, педагогического творчества

Модуль 1. Эстетика в системе философского знания

I. Эстетическое как универсальная категория философского знания. Предмет и задачи эстетики

II. Эстетическая деятельность, её виды. Теория творчества

III. Эстетическое сознание: специфические черты, структура, функции

IV. Эстетическая ценность: объективные основания и субъективная значимость

1. Сравните эстетическую ценность произведения искусства и какого-либо явления природы (4-5 примеров):

Название произведения искусства – Название явления природы

- И. Левитан «Март» - Синева неба

- И. Левитан «Золотая осень» - Золотая осень

- Ван Гог «Подсолнухи» - Яркое солнце

- П.И. Чайковский «Времена года» - Звуки природы

- К. Маковский «Дети бегущие от грозы» - Грохот грозы

2. У некоторых произведений искусства два автора. Приведите примеры (4-5) произведения художественной литературы, на основе которых были созданы другие произведения искусства.

- Проспер Мериме новелла «Кармен» - опера Жоржа Бизе «Кармен»

- А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Пиковая дама» - одноименные оперы П.И Чайковского

- А.С. Пушкин «Я помню чудное мгновенье…» - одноименный романс М. Глинки

- А.П. Чехов «Дама с собачкой» - одноименный кинофильм И. Хейфица

- Э.Т.А. Гофман сказка «Щелкунчик» - одноименный балет П.И. Чайковского.

3. К декоративно-прикладному искусству относятся различные народные росписи (школы). Назовите эти народные школы и кратко их охарактеризуйте (3-4).

- Хохломская роспись по дереву, русский народный художественный промысел. Название промыслу дало торговое село Хохлома Горьковской области. Для хохломской росписи характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы (посуда) грунтовались раствором глины, сырым льняным маслом и порошком олова (в современных изделиях - алюминия), по слою которого выполнялся растительный узор в свободной кистевой манере письма, затем покрывались лаком из льняного масла (ныне - синтетическим) и закалялись при высокой температуре в печи. Для колорита хохломской росписи типично сочетание красного и чёрного цвета с золотистым. Распространены типы росписи - "верховая" (красным и чёрным на золотистом фоне) и "под фон" (золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне).

- Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Промысел расписных металлических подносов возник на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых, и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и др. Скоро московский промысел стал ведущим. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле.

Мастера расписывают подносы от руки масляными красками без применения трафаретов и образцов, полагаясь на собственную фантазию. Роспись производится обычно по черному фону (иногда по красному, синему, зеленому, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Орнаментальный узор наносится "твореным" золотом (золотым порошком, разведенном в прозрачном лаке или скипидаре) или гульфарбой (белой краской с лаком), которую присыпают алюминиевым порошком. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Распространенные мотивы росписи жостовских подносов — букеты и натюрморты, цветы, вазоны, гирлянды.

- Гжель – бело-голубая фарфоровая посуда. Гжель расположена в Раменском районе Московской области, но в более полном значении это – целый регион, состоящий из 27 деревень, который носит название «Гжельский куст». В этой местности богатые залежи глины, и потому издревле здесь процветало гончарное дело Характерным для гжельского стиля росписи считается широкий кистевой мазок, плавно переходящий от густого насыщенного синего цвета в размытый голубой. Орнамент на изделии имеет насыщенную середину, от которой расходятся ажурные узоры, светлеющие и плавно переходящие в белый фон.

- Дымковская игрушка — это декоративная глиняная скульптура высотой до 25 сантиметров. Роспись производится по обожженному в печи изделию темперными красками, применяется позолота. Изображаются всадники, дамы, кавалеры, сказочные персонажи, животные, бытовые сценки. Своеобразный промысел этой глиняной игрушки стал развиваться с конца 18 века в слободе Дымкове (город Вятка, ныне Киров). А само происхождение промысла связывают с народным праздником «Свистунья», когда по всей округе раздавались трели и свист глиняных свистулек, которые специально готовили тысячами к этому празднику. Дымковская игрушка отличается особым характером пластики и силуэта, выразительными деталями лепки, яркой орнаментальной росписи. Гамма цветов – синего, зеленого, малиново-красного, желтого, коричневого, оранжевого, черного – контрастирует с яркой белизной поверхности.

4. Распределите виды искусства на три группы:

- Пространственные – изобразительные искусства, архитектура.

- Временные – литература, музыка.

- Пространственно-временные – балет, театр, кино.

5. Проанализируйте цветовую гамму и настроение в следующих картинах: Васнецов «Иван царевич на сером волке», Моне К. «Впечатление», Ван Гог «Подсолнухи», Рафаэль «Сикстинская мадонна». Как взаимосвязаны цвет и настроение?

- Васнецов «Иван царевич на сером волке» - мрачное, страшное настроение передается при помощи темных красок глухого леса, болота, замшелых деревьев и выражения тревоги на лицах Елены Прекрасной и Ивана царевича.

- Моне Клод «Впечатление» - сквозь нежно-голубую утреннюю дымку едва проступают колеблющиеся тени кораблей, скользят по небу розовые облака, и на фоне лилового тумана поднимается красный шар солнца. Все это, отражаясь в воде, мерцает, светится, вибрирует. Восход солнца изображен как фантастическая светоцветовая феерия.

- Ван Гог «Подсолнухи» - ярче солнца сверкают подсолнухи, словно впитавшие свет горячих лучей и испускающие его в пространство. Красота тревожная, пугающая, насыщенная цветом и красками настолько, что передает пышность цветения на грани с увяданием. Красота мимолетная, ускользающая, так незаметно переходящая в распад, что рождает мысли о преходящих ценностях, о скоротечности жизни. И общее ощущение тревоги, внезапно возникающее только от насыщенного желтого, переходящего невероятным образом в черный цвет.

- Рафаэль «Сикстинская мадонна» - На фоне бесконечной панорамы ярко-голубого неба Мадонна идет среди светлых облаков в обрамлении зелёных занавесей, так называемых «занавесей жизни». Глаза Мадонны печальны. Взгляд её тёмных глаз устремлён куда-то вдаль. Этому взгляду доступно то, что скрыто от взора простых смертных.
Одета она в плащ светлых, спокойных тонов, на голове накидка - знак замужества. На руках у матери - красивый ребёнок. В его недетском взгляде угадывается что-то осмысленное провидческое.

6. С помощью эстетических категорий – художественный образ, художественный метод, художественная правда, художественная концепция проанализируйте произведение своего любимого писателя (художника, композитора, поэта). Запишите.

- Одним из самых загадочных и пленительных стихотворений А. С. Пушкина по праву считается стихотворение «Я помню чудное мгновение». Оно посвящено Анне Керн. Пушкин познакомился с ней в Петербурге в 1819 году, а летом 1825 года она гостила в Тригорском. Как раз этот период его жизни был ознаменован романтической направленностью, из-под его руки тогда выходили самые светлые, радостные строчки, он вспоминает счастливый миг, прожитый рядом с ней, миг, когда впервые видит ее:

Я помню чудное мгновение:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Женщину, которую он так сильно любил, Пушкин сравнивает с чем-то божественным, неземным. Она у него как «гений чистой красоты», возвышенная, всегда необыкновенно прекрасная. Вся жизнь его пошла ходом, все преобразилось с ее появлением. В томлениях грусти поэт часто в памяти своей слышал ее нежный голос, ему снились милые черты. И даже несмотря на то, что время постепенно стирает в памяти все:

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

И все будто в забытье, в глуши, во мраке заточенья, без слез, без жизни, без любви. Пушкин страдал оттого, что его «гений чистой красоты» был далеко от него, их разделяли расстояния, поэтому его поэтическая душа страдала в разлуке с ней. Однажды Пушкин вновь ее повстречал:

Душе настало пробужденье,

И для меня воскресли вновь

И божество и вдохновенье

И жизнь, и слезы, и любовь.

Снова повстречав ту, в которую он так безумно был влюблен, поэт как бы вновь перерождается, вновь оживают все его мечты, он опять по-настоящему счастлив. Ведь не секрет, что для Пушкина любовь - это то самое светлое, радостное чувство, которое способно пробудить, воскресить к жизни любую потухшую душу. Поэтому ему необходимо это чувство - оно вдохновляет его всякий раз на творческий подвиг.