Смекни!
smekni.com

Эстетическая деятельность (стр. 4 из 5)

Не только искусство, но и все другие формы освоения мира по законам красоты, в том числе и утилитарно-практические, входят в сферу интересов эстетики. В ту часть ее проблемного поля, которая является предметом практической эстетики, входят такие еще мало разработанные проблемы, как эстетическая организация природной среды, эстетика «второй» (рукотворной) природы, социальные формы поведения людей, красота человеческих отношений (в этом смысле эстетика выступает как этика будущего), быт. В научном труде, спорте, в творческих процессах, в разных сферах деятельности, в играх, в празднествах и массовых действиях есть свой эстетический аспект, который еще недостаточно изучается эстетикой, но входит в сферу ее предмета.

Строительство парков, создание искусственных морей, всех типов коммуникаций, вся биосфера Земли, превращаемая в ноосферу, околоземное космическое пространство, уже активно осваиваемое человеком,— все это области реального или потенциального интереса эстетики, проблемное поле практической эстетики.

Техническая эстетика - это теория дизайна, то есть освоения мира по законам красоты промышленными средствами, проектирования, индустриального воплощения в материале и социального бытия полезных и красивых вещей в их отношении к человеку и обществу, серийного изготовления орудий труда (станков, машин) и других предметов, сочетающих в себе утилитарные (практически полезные) и эстетические качества [2,34].

Многие новые дисциплины (биохимия, астрофизика и др.) развились на стыке наук. Такова же и отпочковывающаяся от общей эстетики техническая эстетика. Учитывая достижения техники и искусства, она в комплексе анализирует многочисленные социальные, экономические, технические, психические, физиологические, гигиенические факторы, а также данные эргономики, изучающей принципы научной организации труда, исследующей психофизиологические возможности человека с целью создания оптимальных условий для его деятельности.

Идеи технической эстетики начали зарождаться в середине XIX в., задолго до появления дизайна. Английский писатель, теоретик искусства Дж. Рёскин в лекциях, прочитанных в 1857 г. в Манчестере, поставил вопрос об эстетически ценных продуктах производства и подчеркнул: то, что создается поспешно, погибает так же поспешно; то, что обходится всего дешевле, в итоге оказывается самым дорогим. Рёскин говорил об искусстве бытовых вещей, считая его основополагающим в иерархии искусств. По его мнению, машинное производство калечит не только изготавливаемые вещи, но и их производителей и потребителей. Рёскин предложил своего рода ретроспективную утопию, призывая вернуться от машинного производства к ремесленному.

Идеи Рёскина в теории и практической деятельности продолжил другой английский исследователь — У. Моррис, который ратовал за возврат от дешевого машинного производства, создающего некачественные товары, к ручному труду и пытался воплотить свои идеи в рамках современного мануфактурного производства.

Разработку собственно технической эстетики начал Г. Земпер, выпустивший в 1860—1863 гг. труд «Стиль в технических и тектонических искусствах, или практическая эстетика». Земпер считал, что форма вещи определяется: 1) ее функцией, 2) материалом изготовления, 3) технологией производства, 4) социально-идеологическими факторами, обусловленными данным обществом.

Один из родоначальников теории механизмов и машин, немецкий инженер и теоретик Ф. Рело, выступил против резкого разграничения искусства и техники. В 1862 г. в книге «О стиле в машиностроении» он выдвинул идею внедрения архитектурных стилистических форм в машиностроение [2,35].

На рубеже XIX и XX вв. работавший в Бельгии и Германии архитектор X. Ван де Велде подчеркнул, что изделие должно сочетать техническую и художественную форму, подчиняться целесообразности, логике, «практической и разумной красоте». Социолог и теоретик искусства Г. Мутезиус высказался за «охудожествление» технических изделий.

В 1907 г. художественный директор концерна АЭГ П. Беренс выдвинул идею художественной стандартизации и стилистического клиширования продукции. Его ученик, архитектор В. Гропиус, подчеркивал в 1913 г., что вещь замечательная в техническом отношении должна быть одухотворена и эстетически оформлена. В 1919 г. в Германии был основан «Баухауз», ставший одним из центров технической эстетики.

В России идеи технической эстетики начали распространяться в начале XX в. Так, П. Страхов обосновывал мысль о необходимости единства искусства и техники. Он сформулировал требование: само производственное предприятие должно быть красивым. П. Энгельмейер и Я. Столяров в 1910 г., развивая идеи технической эстетики, выдвинули принцип отказа от украшательства в продуктах промышленности и органичности слияния пользы, функции и красоты вещи. В 20-х годах техническая эстетика развивалась в теоретических и практических работах А. Родченко, В. Татлина, Я. Лисицкого, М. Гинзбурга, И. Леонидова и других, отстаивавших идею «производственного искусства», искусства как производственной деятельности, как жизнедеятельности. Образовавшийся в 1920 г. ВХУТЕМАС (Всесоюзные художественно-технические мастерские) продолжил практические и теоретические изыскания в области дизайна и технической эстетики.

Техническая эстетика, обобщая практику художественного проектирования, формирует его творческие принципы: широту ассоциаций и глубину переработки исходных объектов, зависимость эффективности художественного проектирования от расстояния между исходными объектами и степени их творческого преобразования в духе новой целесообразности и взаимоприспособленности [2,35].

Техническая эстетика формулирует требования к изделиям, создаваемым промышленностью, к среде, в которой они производятся и используются, к орудиям их изготовления. Она дает рекомендации по созданию «технического пейзажа», пейзажа «второй природы». Рекомендации технической эстетики имеют большое практическое значение и основаны на экспериментах, на огромном опыте современной науки и индустрии.

Природа также является областью эстетической деятельности. С одной стороны, общество по мере своего культурного развития все больше обращается к природе как источнику глубоких эстетических переживаний, а с другой стороны, своей деятельностью наносит огромный вред природе, создавая угрозу экологического кризиса.

Человечество в своей истории пережило различные формы взаимоотношения с природой. Длительный этап в его истории составила культура собирательства и охоты, когда человек всецело зависел от природы, дававшей ему средства к существованию. Этот этап характеризуется относительной гармонией, хотя она и не являлась сознательным намерением человека.

Возникновение производящего хозяйства резко меняет картину природы. Обширные леса вырубаются, поймы рек распахиваются для посевов культурных растений, резко уменьшается количество диких животных и увеличиваются стада домашних. Уже такой, сельскохозяйственный характер деятельности создает условия для дисгармонии. Например, первые земледельческие цивилизации оставили после себя пустыни [1,38].

Но все же в течение многих веков между природой и человеком существовало равновесие. Именно это обусловило особое место природы в эстетическом приобретении человека и в его художественном творчестве. Человек, взаимодействуя с природой, может гармонично сосуществовать с ней и даже вносить в нее определенный эстетический момент. Так, изображения пейзажей, появившиеся на картинах художников эпохи Возрождения. Однако, человек начал приближать природу к своему дому значительно раньше первоначально в форме своеобразных садов и парков. Первозданная природа была и еще слишком сложна для эстетического восприятия, человек, создавая парки и сады, придавал ей формы, свойственные предметам культуры: прямые аллеи, ровные кусты, подстриженные газоны. И, кроме того, украшал такой парк статуями, фонтанами, беседками. Природный уголок, по сути, создавался человеком. Прошло несколько столетий, пока человек оказался способным увидеть красоту естественного природного ландшафта, где господствовали более сложные законы сожительства почвы, растений, животных, речек и ручейков, сложнейший геобиоценоз.

Таким образом, нужны были столетия культурного развития, чтобы человек обнаружил, что природа - уникально талантливый творец, и мы только теперь способны у нее учиться [1,40].

Однако, в условиях современного экологического кризиса, как никогда представление о природе как среде обитания человека должно смениться осознанием их единства и родства.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе написания работы было установлено, что эстетическая деятельность является формой и сферой общественной практики, связанная с искусственным возбуждением эмоций. Зарождение эстетической деятельности непосредственно связано с трудом, в ходе которого человек формирует природу согласно своим потребностям. Первоначально элементы эстетической деятельности были тесно переплетены с бытовой, обрядовой, культовой сферами.Эстетическая задача существовала наряду с утилитарной. Однако, постепенно, в процессе освоения человеком предметного мира, природы и осознания самого себя в качестве субъекта деятельности, эстетическое восприятие и оценка приобретали самостоятельную ценность. Воссоздание природной красоты и предметов, обладающих чисто эстетическими свойствами, положило начало искусству, которое играет ведущую роль в общекультурном развитии.