Смекни!
smekni.com

Эстетическая мысль западной цивилизации (стр. 4 из 4)

В это время в эстетике господствует мистическое начало, безграничный субъективизм. Концепция Владимира Соловьева, призывающего к необходимости активного сотрудничества человека и Бога, становится основой нового эстетического мировоззрения большой части интеллигенции. В центре духовных исканий находится Человекобог трагических героев Достоевского (Иван Карамазов, Раскольников), способных переступить нравственный порог во всём, а Богочеловек, как единство добра, красоты, истины.

Для возникшего модернизма в искусстве были характерны мрачный колорит, навязчивый интерес к проблеме смерти, отрешённость от реального мира, уход в мир переживаний и ощущений. Начало модернизму положили декаденство, упадок и символизм. Ядром российской концепции декаденства стал символизм как одно из направлений модернизма, как своеобразная универсальная философская эстетика. Теоретиками этого направления эстетической мысли были Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов и другие. Символ в их теории и практике - главная связь между земным и потусторонним, вечным, духовным. Русский символизм был окрашен в цвета катастрофичности российской истории, одиночества интеллигенции. Символизм оказал большое влияние на творчество таких выдающихся художников, как А. Бенуа, К. Сомов, Е. Лансере, С. Судейкин, М. Добужинский и других. Своеобразным продолжением символизма стал акмеизм, который ушел от призраков, неврастении, культа смерти к живой жизни, миру вещей, единству человека и окружающего мира.

Другое выдающееся направление этого времени сыграло довольно своеобразную роль в искусстве XX века. Это футуризм. Русские идеологи футуризма В. Хлебников, Д. Бурлюк, В. Каменский также хотели прорваться в другие реальности из мира теней и грёз. Их устремления касались будущего, что выражалось в определённом отрицании традиций в искусстве, даже издёвке над традиционными вкусами, а иногда и шокирующем антиэстетизме. Абстрактные композиции из линий и красок или деформированных предметов в живописи, диссонирующие аккорды и шумы в музыке. И это находило немало почитателей, приверженцев такого направления в искусстве.

Особое место занимает русский авангард, который стал заметным, самобытным явлением искусства XX века. На русской почве он дал таких талантливых художников, как К. Малевич, В. Кандинский, П. Филонов, М. Шагал. Они ниспровергли художественные традиции XIX века, но в отличие от западного модернизма, в их работах много светлого, радостного (М. Шагал). В целом же эстетика авангардизма стремилась к самодовлеющей форме, к асоциальное, к абсолютизации творческого «Я». Это и трагизм «немоты» в «Черном квадрате» К. Малевича, и метафизические поиски в глубинах психики у В. Кандинского (таковы его живописные «Импровизации»), Композиторы И. Стравинский, А. Скрябин (цветомузыка) стремились к внутреннему синтезу искусств будущего, к их новому сосуществованию, взаимодействию. Именно этому замыслу служила вся знаковая система художественной культуры - от цвета до звука. Выявить импульсивное, подсознательное, проникнуть в сферу, до времени закрытую для познания, - одна из целей авангарда в целом.

После революционных событий 1917 года начала складываться принципиально новая эстетическая концепция развития искусства, основанная на марксистско-ленинской теории. В середине 20-х годов в журнале «Под знаменем марксизма» началась широкая дискуссия о предмете, границах, принципах построения новой науки - марксистской эстетики. Марксистская эстетическая мысль включала в себя не только социологические аспекты искусства, но и всю сферу прекрасного, а также проблемы психологии искусства и художественной деятельности. Соратники В.И. Ленина — М. Ольминский, В. Воровский, А. Луначарский, М. Горький и другие — доказывали, что в условиях классового общества эстетическая мысль должна носить классовый характер, что её социальная значимость определяется положением классов, чьи интересы и стремления находят в ней выражение, что подлинными творцами эстетических ценностей прямо или косвенно являются народные массы.

Партийность искусства в целом и партийность эстетики в частности не могли не повлиять на направления развития различных жанров искусства. В рамках социалистического реализма утверждалась единая точка зрения на развитие искусства, что существенно тормозило развитие демократизма, плюрализма в творческих исканиях художников, музыкантов, архитекторов. Вместе с тем создавались высокохудожественные произведения, по достоинству оцененные не только на родине, но и во всём мире (пьесы В. Розова, книги В. Аксенова, стихи Е. Евтушенко, кинофильмы Г. Чухрая). Было в искусстве и открытое инакомыслие, которое несло идеи свободомыслия, творческой раскрепощённости, индивидуальности. Такими были мучительные искания И. Эренбурга, Б. Пастернака, А. Солженицына, А. Твардовского и других, которые незаслуженно пострадали в эпоху тоталитаризма.

В 80-е годы эстетическая мысль постепенно отходит от идеологических штампов, пытается осмыслить надвигающиеся перемены. Продуктивен был диалог эстетических концепций республик СССР, сплачивающую роль играл русский язык как мост для национальных культур в мировую. Имена национальных мастеров культуры Р. Гамзатова, Ч. Айтматова К. Межелайтиса, Д. Кугультинова олицетворяли феноменальную разноплановость советской культуры. Кинокартины этого времени неизменно занимали призовые места на престижных международных фестивалях и конкурсах.

Бесспорно, сложное, многообразное явление - культура и искусство советского периода - состоялось, так как внесло много яркого неповторимого в мировую культуру, и прежде всего потому, что по российской традиции в центре поисков и надежд был поставлен человек.

Говорить о какой-либо сложившейся общей тенденции в эстетической мысли последних лет не приходится. Идет мучительный поиск новых форм и принципов в искусстве, стремление перенять мировой опыт, не забывая свою самобытность.


В заключение отметим, что в истории эстетики её предмет и задачи менялись. Для Аристотеля эстетика – это проблемы поэтики и общефилософские вопросы природы красоты и искусства; для Платона – вопросы государственного контроля над искусством и роли последнего в воспитании человека. Для Канта предмет эстетики – прекрасное в искусстве и т.д. Современная эстетика, предметом которой является весь мир в его эстетическом богатстве, рассматриваемый с точки зрения общечеловеческой значимости его явлений, обобщает мировой художественный опыт.


Литература:

Основная:

1. *Борев Ю.Б. Эстетика: учебник. – М.:Высш. Шк., 2002.

2. *Кривцун О.А. Эстетика: учебник. – М.: Аспект Пресс, 2000.

3. *Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников правоохранительных органов: учебное пособие / авт. кол.: В.А Балашов, Н.М. Дудин, Н.И. Зайцев, Н.М. Морозова, В.С Остапенко, В.Н. Пристенский. – Воронеж: ВВШ МВД России, 1998.

4. *Яковлев Е.Г. Эстетика: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2003.

Дополнительная:

1. *Кондрашов В.А. Этика. Эстетика: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 1998.

2. *Николаев Ю.П. Основные эстетические категории и их значение в деятельности органов внутренних дел: лекция . – М.: МВШМ МВД России, 1993.