Смекни!
smekni.com

Эстетическое сознание и его основные элементы (стр. 1 из 4)

Реферат

Эстетическое сознание и его основные элементы

Содержание

Введение

1. Понятие эстетического сознания

1.1 Структура эстетического сознания

1.2 Сфера обыденного эстетического сознания. Природа человеческих переживаний

2. Уровни эстетического сознания и его элементы

2.1 Эстетический идеал

2.2 Эстетический вкус

2.3 Эстетические чувства

2.4 Историчность эстетического взгляда

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Из всех форм общественного сознания именно эстетическое в своих ценностных ориентациях является наиболее широким. Оно специфически отражает достижения различных сфер сознания и идеологии, оно отражает чувственно воспринимаемый мир, конечно, в аспекте прекрасного или безобразного, возвышенного или низменного, трагического или комического, героического или антигероического.

Эстетическое сознание - часть общественного сознания, одна из его форм, элемент структуры. Если подойти к нему в историческом плане, то можно сказать, что эстетическое сознание наряду с религиозным и нравственным относится к самой начальной стадии общественного сознания и, следовательно, представляет собой одну из самых его старых форм, непосредственно порожденных материальными условиями жизни.

В античном мире эстетическое сознание приобрело относительно самостоятельное значение, играя заметную роль в становлении и развитии личности. То, что оно на протяжении тысячелетий не было выделено теоретически, как правило, смешиваясь с художественным творчеством, ничуть не уменьшает его самостоятельной роли в истории.

Эстетическое сознание отражает окружающий мир, всю разнообразную деятельность людей и ее результаты в эмоционально оцениваемых образах. Отражение окружающего мира в нем сопровождается появлением особых сложных переживаний, связанных с чувствами возвышенного, прекрасного, трагического и комического. Но своеобразие эстетического сознания заключается в том, что оно содержит в себе сложность и выразительность эмоциональных впечатлений и в то же время проникает в глубокие существенные связи и отношения.

Цель моей работы - рассмотреть эстетическое сознание и его основные элементы.


1. Понятие эстетического сознания

Эстетическое сознание – это форма ценностного сознания, отражение действительности и ее оценка с позиций эстетического идеала. Объектом отражения эстетического сознания, как и всех других форм общественного сознания, является природная и социальная действительность, уже освоенная социально-культурным опытом человечества. Субъектом отражения выступает общество в целом через конкретных индивидов, социальных групп.[1]

По гносеологической природе эстетическое аналогично истине, но отличается по своей сущности. Если истина есть рациональное знание, то эстетическое не столько знание, сколько эмоциональное переживание при восприятии объекта. Поэтому с полным основанием можно утверждать, что психическим эквивалентом эстетического является переживание. Переживание всегда эмоциональны, но они не сводятся к эмоциям. Переживания всегда выступают продуктом, результатом субъективно-объективных отношений. По органической структуре и содержанию переживания – «это образование сложное по своему составу; оно всегда в той или иной мере включено в единство двух противоположных компонентов – знания и отношения, интеллектуального и аффективного».[2] Эстетическое как переживание не обязательно базируется на интеллектуальном знании. Причиной аффективного в нем может быть и интуитивное, и бессознательное, но всегда по поводу чего-то. Специфический характер эстетических переживаний объясняется двумя причинами: особенностями объекта эстетического отношения и соотнесением объекта с эстетическими вкусами, взглядами, идеалами человека, обозначаемыми «эстетическое сознание». Например, цвет сам по себе как источник эстетических переживаний еще не определяет смысла этих переживаний.

Специфика эстетического сознания в сравнении с другими формами духовной жизни человечества заключается в том, что:

- представляет собой целый комплекс чувств, представлений, взглядов, идей;

- это особого рода духовное образование, характеризующее эстетическое отношение человека или общества к действительности: на уровне существа эстетическое сознание существует в форме общественного сознания, которое отображает уровень эстетического, на уровне индивидуальности - в форме личностной характеристики одного человека;

- формируется только на основе практики (чем богаче эстетическая практика личности или общества, тем богаче и сложнее их эстетическое сознание).[3]

1.1 Структура эстетического сознания

Как и всякая форма общественного сознания, эстетическое сознание многообразно структурировано. Исследователи выделяют следующие уровни:

- обыденного эстетического сознания;

- специализированного эстетического сознания.

Обыденный эстетический уровень основывается на обобщенном эмпирическом опыте: эстетические переживания, чувства и т.п. Наши повседневные переживания изменчивы и порой противоречивы.

Теоретический уровень опирается на общефилософские представления о мире, человеке и его месте в этом мире: эстетическую оценку, суждения, взгляды, теории, идеалы и т.д. Надо помнить, что границы между этими уровнями условны, так как специфика эстетического сознания проявляется на каждом уровне - везде мы находим и чувственный, и рациональный элементы. Наиболее ярко эта особенность проявляется в качестве эстетической потребности и эстетического вкуса, где в одинаковой мере важны, и эмоциональное, и рациональное, ибо осознаются в соответствии с эстетическим идеалом.

1.2 Сфера обыденного эстетического сознания. Природа человеческих переживаний

Наука начинается с удивления, говорили древние, а искусство – с впечатления, добавили позднейшие авторы. Гегель отмечал по этому поводу, что «тот, кого ничто не удивляет, пребывает в состоянии тупости», а тот, кого ничто не впечатляет, – в состоянии окаменелости. А. Матисс полагал, что «творить – значит выражать то, что есть в тебе. Всякое истинно творческое усилие совершается в глубинах человеческого духа. Но и чувство требует пищи, которую оно получает при созерцании объектов внешнего мира».[4]

Истоком и началом художественного творчества является переживание, причем такое, которое потрясает всю душу художника и оставляет неизгладимый след в его памяти. Оно преследует его до тех пор, пока тот не найдет такой способ самовыражения, который позволит достичь эмоциональной разрядки и освободиться от этого чувства. Таким образом, подлинно творческий замысел никогда не определяется рациональными соображениями, а всегда непосредственным переживанием. Например, Ван Гог по этому поводу писал, что «когда я наблюдаю, как молодые художники делают композиции и рисуют из головы … мне становится тошно».[5]

Специфика эмоциональных переживаний заключается в том, что:

- они отражают не объект, отношение субъекта к объекту;

- это отношение имеет не познавательный, а оценочный характер;

- эти оценки не являются логическим следствием каких-нибудь утилитарных или моральных принципов.

Специфика чувств состоит в том, что это иррациональный субъективный образ. Заметим, что в психологии эмоции рассматриваются в трех аспектах: физическом, мимическом и собственно психологическом.[6]

Как слепому от рождения нельзя объяснить разницу между красным и синим цветом, а глухому – между высоким и низким звуком, так и эмоционально невосприимчивому человеку невозможно передать содержание переживаний, поскольку он всегда будет требовать редукции эмоциональной информации к рациональной, что в принципе невозможно.[7]

Одна из первых попыток классификации эмоций была предпринята еще в древнеиндийской эстетике. Исследователями было зафиксировано девять главных эмоций: любовь, радость, удивление, печаль, недовольство, возмущение, умиротворение, возвышенное духовное состояние, отрешенность. Поскольку в каждом из них различали 33 оттенка, то общее число чувств достигло 2972.[8]

Позже предпринимались попытки создать более совершенную классификацию, но все столкнулись с трудностью, что невозможно построить полную классификацию чувств, не опираясь на различия в их содержании. Но по утверждению исследователя В.П. Бранского, ее можно обойти, если за фундамент классификации взять не содержание эмоций, а объект эмоционального отношения. Ему удается даже выделить целый ряд этих эмоций. Перечислим их.

Тип эмоций, который связан с эмоциональным отношением к реальным объектам. Например, переживание, инициированное какой-нибудь вещью. Это может быть камень, цветок, свеча, книга и т.п. Более сложным может быть множество вещей. Например, натюрморт или пейзаж без человека, либо портрет.

Тип эмоций, который связан с эмоциональным отношением к так называемым «абстрактным объектам». Такими объектами могут быть любые атрибуты объективной реальности, например, такие как покой и движение, пространство и время, величина и число, закономерность и возможность и т.п. Например, С. Дали нашел уникальный случай передать эмоциональное отношение ко времени в своей картине «Постоянство памяти» образ текучести времени в виде текучих часов был навеян Дали сыром камамбер.[9]

Тип эмоций, который связан с эмоциональным отношением к так называемым фантастическим объектам. Они отличаются от абстрактных тем, что не имеют объективного аналога, так как являются произвольными умозрительными конструкциями. Например, ящик Пандоры, кентавр. Особенно интересна в этом плане картина С. Дали «Шесть явлений Ленина на рояле».[10]