Смекни!
smekni.com

Эстетическое воспитание (стр. 2 из 4)

Т.о. эстетика играет воспитательную роль в жизни общества. Также эстетика выполняет и методологическую функцию. Она раскрывает основные принципы познания эстетических объектов, определяет путь их исследования. Эстетика нужна не только художнику, пишущему картину, но и модельеру, проектирующему костюм, и столяру, делающему шкаф, и инженеру, создающему автомобиль, т.к. освоение и преобразование мира ими осуществляется по законам красоты. Строитель всегда должен творить и по законам сопромата. И по законам красоты; участник карнавала – по законам комического; человек, хоронящий близкого – по законам трагического; а совершающий подвиг – по законам возвышенного. Все эти формы деятельности подчиняются законам эстетики; они не могут быть ни совершены без определенной развитости эстетического начала в душе человека, ни осмыслены без эстетики и ее категорий. Эстетика входит в труд, в художественное творчество, быт, во все сферы деятельности, она формирует в человеке творческое, созидающее начало, способность воспринимать красоту и наслаждаться ею, ценить и понимать искусство.

3. Эстетическое и его основные формы

1. Эстетическое отношение. 2. Эстетические категории. Очевидно, каждый человек не раз в жизни встречался со словом «эстетическое». Оно вошло в наш повседневный обиход и кажется привычным и понятным. Но так ли это на самом деле? Мы говорим «эстетическое поведение», «эстетика труда», «эстетизация предметной среды» и т.п. Чтобы прояснить сущность всех оттенков смыслов, которые мы вкладываем в понятие «эстетическое» необходимо проникнуть воображением в самые истоки человеческой цивилизации. Человек живет в очень разнообразном мире. Но всегда ли человек воспринимал этот мир красочным, изменчивым и удивительным. Это далеко не так. Эстетическое отношение – это ценностное отношение к окружающему миру. Эстетическое означает тип отношения человека к действительности, которое есть ценностное, оценочное, личностное, индивидуальное, чувственное. В процессе реализации этого отношения осуществляется оценка личностью форм бытия, которые она воспринимает посредством своих чувств. Субъектом эстетической оценки могут выступать личность, социальная группа (семья. Коллектив) общество и человечество в целом. В мировую сокровищницу эстетических ценностей попадают лишь те, которые удовлетворяют общечеловеческие потребности духовного освоения действительности. Эстетическое развитие человека означает степень его освобождения от природной необходимости. Это не означает, что эстетическое развитие заменяет человеку сон, еду, одежду и т.д., так называемые витальные потребности. Однако эстетически развитая личность удовлетворяет потребность, скажем в пище иначе, чем эстетически неразвитая. Для эстетически развитого человека, даже очень голодного, важна не только сама пища. Но и ее вид. Место удовлетворения голода, способ еды и т.п. Эстетическое развитие общества показывает историческую меру гармонии природного и социального, ту степень духовного бытия общества, когда чувственная потребность может быть удовлетворена без прямого физического обладания предметом, например, ощущение радости от общения с другом, удовлетворение от прочитанной книги, восторг от увиденной картины. В этом смысле И. Кант называл эстетическую деятельность бесполезной, т.е. не приносящей прямой утилитарной выгоды. Эстетическое – характеризует человеческую чувственную сторону всемирно-исторической практики, снимающее противоречие между свободой и необходимостью человеческого труда. Деятельность, к которой человек ощущает интерес. Становится для него не только способом заработка средств к существованию, но и способом самореализации, самоутверждения, где человек проявляется как свободная и уникальная, неповторимая личность. Осмысление основных типов эстетического отношения к действительности отразилось в основных эстетических категориях: Прекрасное. Безобразное, возвышенное. Низменное. Трагическое. Комическое. Одновременно человечество выработало несколько понятий, которые отобразили механизм формирования и развития эстетического отношения как на уровне общества. Так и на уровне личности: эстетическое сознание, эстетическая деятельность, эстетический вкус. Эстетическая оценка…..

4. Возникновение, социальная сущность и основные правила этикета

Этикет представляет собой совокупность правил поведения, которые касаются внешнего проявления отношения к человеку (поведение с окружающими, форма обращения и приветствия, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Слово «этикет» французского происхождения, в переводе означает «ярлык, этикетка, церемониал», т.е. порядок проведения определенной церемонии. Этикет носит конкретно-исторический характер. Каждое общество, каждая культура отличается своими правилами поведения, системой норм, своими представлениями о прекрасном и безобразном. В культуре поведения, в этикете сохраняются традиции, обычаи людей, которые представлены в традиционных формах общения: обращении, приветствии и т.п. Так, например, уважительное отношение к женщине мы встречаем у всех народов, это идет еще с древних времен, с периода матриархата, когда существовал культ женщины-праматери: ей дарили цветы, украшали, отождествляли с первоосновой всего сущего – землей. Перед женщиной снимали шляпы, вставали при разговоре с ней, уступали ей место, уделяли Внимание. Эти правила связаны не только с рыцарским этикетом и преклонением перед прекрасной дамой в средние века, а восходят к более древним временам. Сегодня они не изменились, т.к. относятся к общечеловеческим правилам. Возникновение этикета было связано также с достижениями в сфере материальной и духовной культуры, с появлением излишков в производстве, что вело к возникновению разнообразных аксессуаров, предметов быта, одежды, которые бы удовлетворяли потребности в передвижении, еде, одежде и т.п.Если, например, человек удовлетворяет чувство голода при помощи ножей и вилок, если их много и каждая пара имеет свое назначение, то это означает, что новые формы и способы удовлетворения голода связаны с развитием не только духовной культуры человека, но и материальной культуры производства в данной сфере. Правила этикета имеют и утилитарный характер, они способствуют улучшению организации работы сферы обслуживания, упорядочивают работу транспорта, общественных коммуникаций , а это, в свою очередь, помогает сохранить здоровье, нервную систему, способствует удовлетворению потребностей и др. Кроме исторического, социально-классового характера этикет имеет и национальный колорит, который складывался на протяжении всего периода формирования той или иной нации. Особые черты этикета сложились и у украинского народа. Так, в Украине, как и в других регионах Восточной Европы, всегда господствовало особое уважение молодых к старшим, что, например, проявилось в приветствии. При встрече особо уважаемого человека пожилого возраста молодой брал его руку двумя руками и целовал ее сверху. Такое приветствие считалось особенно почтительным.

В процессе исторического развития изменялись эпохи, складывались новые культуры, но сохранялись общечеловеческие ценности. Созданные предыдущими поколениями: не важное, второстепенное, мелкое отбрасывалось, выявлялось и сохранялось только главное, сущностное. В Этикете сберегались универсальные, общепринятые правила вежливости, такта, корректности, которые облегчали, улучшали и украшали поведение человека. Современный этикет основывается на моральных принципах гуманизма и коллективизма, которые способствуют взаимообщению, взаимопониманию между людьми. Отношения, в основе которых лежит гуманизм и коллективизм,- это отношения доброжелательности, уважительности, гуманности. Это отношения не эгоистические, в которых люди не выделяют свое «Я», не думают только о собственной выгоде, а уважают мысли другого человека, проявляют заботу о ближнем, помогают ему и др. Этикет, в основе которого лежат данные принципы, позволяет думать о том, чтобы уважение к человеку, забота о нем не превратилась в угоду для тех, кто нарушает эти нормы. Сегодня еще нередки случаи, когда нарушение общепринятых норм поведения встречает сочувствие некоторых «гуманистов», забывающих о том вреде, который они наносят чести и гордости других людей. Жалеть пьяного или трезвого хулигана –это означает не жалеть, не любить по-настоящему тех, кому он отравляет жизнь. Принципы гуманизма и коллективизма – составная часть ряда нравственных требований, которые постоянно преломляются в культуре взаимоотношений. Среди них прежде всего следует выделить вежливость, тактичность, скромность, точность. Вежливость – форма взаимоотношений с окружающими людьми (как знакомыми и близкими, так и незнакомыми). Суть вежливости – доброжелательность. Встречая человека, мы говорим «доброе утро», «добрый день», «добрый вечер». Прощаясь – «до свидания», тем самым как бы надеясь встретится еще раз. Обращаясь к человеку с незначительной просьбой, употребляем выражение «будьте добры».